ЦИК, 21 октября
21 октября 2022 года под председательством Нурлана Абдирова состоялось заседание Центральной избирательной комиссии Республики Казахстан. В заседании приняли участие представители государственных органов, СМИ, а также в ВКС-режиме члены территориальных избирательных комиссий. С докладом по первому вопросу повестки дня выступила член Центризбиркома Сабила Мустафина. Она сообщила, что Жанабаевым Бакытом Маратовичем cогласно требованиям КЗ "О выборах в РК" для регистрации кандидатом в Президенты представлены справка о сдаче кандидатом и его супругой деклараций об активах и обязательствах и медицинское заключение о состоянии здоровья. Согласно протоколов территориальных избирательных комиссий в поддержку кандидата собрано 58 889 подписей. По результатам проверки признаны достоверными 4 054 подписей. Это составляет менее одного процента от общего числа избирателей. Таким образом, не исполнено требование пункта 2 статьи 56 Конституционного закона о выборах о необходимом количестве подписей избирателей в поддержку кандидата. Справочно: В соответствии с пунктом 2 статьи 56 Конституционного закона РК "О выборах в Республике Казахстан" кандидат должен быть поддержан не менее чем одним процентом от общего числа избирателей, в равной мере представляющих не менее двух третей областей, городов республиканского значения и столицу Республики (118 273 подписей). Постановлением ЦИК РК Жанабаеву Бакыту Маратовичу отказано в регистрации кандидатом в Президенты Республики Казахстан на внеочередных выборах Президента Республики Казахстан, назначенных на 20 ноября 2022 года. С докладом по второму вопросу повестки дня выступил член Центризбиркома Шавхат Утемисов. Он сообщил, что Альтаев Нуржан Бауыржанович выдвинут РОО "Мұқалмас" 6 октября 2022 года. В связи с тем, что определением суда района Байконыр г. Астана от 11 октября 2022 г. приостановлено действие протокола РОО "Мұқалмас" о выдвижении Альтаева Н.Б. кандидатом в Президенты Республики Казахстан, ЦИК 12 октября т.г. приостановил процедуру установления его соответствия требованиям Конституции и Констиуционного Закона "О выборах в РК". 17 октября 2022 г. суд своим решением признал вышеуказанный протокол недействительным. Таким образом, в настоящее время в распоряжении ЦИК отсутствует действующий документ о выдвижении Альтаева Н.Б. кандидатом в Президенты Республики Казахстан. На основании этого, ЦИК установил, что Альтаев Н.Б. не соответствует требованиям, установленным статьей 54 Конституционного закона "О выборах в РК" и отказал ему в регистрации в качестве кандидата в Президенты Республики Казахстан. С докладом по третьему вопросу повестки дня выступила член Центризбиркома Анастасия Щегорцова. Она сообщила, что Алиевым Жуматаем согласно требованиям КЗ "О выборах в РК" для регистрации кандидатом в Президенты представлены справка о сдаче кандидатом декларации об активах и обязательствах и медицинское заключение о состоянии здоровья. При этом представленное медицинское заключение не соответствует установленной форме, утвержденной Совместным нормативным постановлением ЦИК РК от 13.04.2019 г. №12/236 и приказом МЗ РК от 13.04.2019 г. №КР ДСМ-32. Согласно протоколов территориальных избирательных комиссий в поддержку кандидата собрано 187 723 подписей. По результатам проверки признаны достоверными 36 776 подписей. Это составляет менее одного процента от общего числа избирателей. Таким образом, не исполнено требование пункта 2 статьи 56 Конституционного закона о выборах о необходимом количестве подписей избирателей в поддержку кандидата. Справочно: В соответствии с КЗ "О выборах в РК" кандидат должен быть поддержан не менее чем одним процентом от общего числа избирателей, в равной мере представляющих не менее двух третей областей, городов республиканского значения и столицу Республики (118 273 подписей). Постановлением ЦИК РК Алиеву Жуматаю отказано в регистрации кандидатом в Президенты Республики Казахстан на внеочередных выборах Президента Республики Казахстан, назначенных на 20 ноября 2022 года.
---
Заседание Центризбиркома об итогах регистрации кандидатов в Президенты РК, проведении предвыборной агитации и предвыборных дебатов ЦИК, 21 октября
21 октября 2022 года под председательством Нурлана Абдирова состоялось заседание Центральной избирательной комиссии Республики Казахстан. В заседании приняли участие представители государственных органов, политических партий, неправительственных организаций, СМИ, а также в ВКС-режиме члены территориальных избирательных комиссий. С докладом по первому вопросу повестки дня выступил заместитель Председателя Центризбиркома Константин Петров. Он сообщил, что 21.10.2022 г. в 18.00 ч. закончился этап регистрации кандидатов в Президенты Республики Казахстан. В установленный Календарным планом период зарегистрированы следующие кандидаты: 1. Токаев Касым – Жомарт Кемелевич, 2. Кажыкен Мейрам Зекешевич, 3. Дайрабаев Жигули Молдакалыкович, 4. Абден Каракат Жаксылыккызы, 5. Турсынбекова Салтанат Пархатовна, 6. Ауесбаев Нурлан Сатыбалдиевич. Таким образом, Центральной избирательной комиссией зарегистрированы 6 кандидатов в Президенты Республики Казахстан. Из которых 2 женщины и 4 мужчин; 1 государственный служащий, 1 представитель коммерческой структуры, 4 представителя неправительственного сектора, в том числе 1 представитель политической партии. С докладом по второму вопросу повестки дня выступила член Центризбиркома Анастасия Щегорцова. Она сообщила, что предвыборная агитация начинается 21.10.2022 г. после 18.00 часов и продлится до 00-00 часов 19 ноября 2022 года. Предвыборная агитация осуществляется тремя способами: 1) через средства массовой информации; 2) путем проведения публичных предвыборных мероприятий; 3) путем выпуска и распространения печатных, аудиовизуальных и иных агитационных материалов. Агитация через СМИ. Для того чтобы размещать агитационные материалы, средства массовой информации до 16 октября должны были опубликовать, а также представить в Центризбирком сведения о размере оплаты, условиях и порядке предоставления эфира и печатной площади. В настоящее время в Центризбирком поступило 320 информационных сообщений от СМИ, все сообщения размещены на интернет-ресурсе ЦИК. Публикация агитационных материалов в республиканских и региональных средствах массовой информации, не представивших свои ценовые предложения, запрещена. С момента начала агитации, вся информация, пропагандирующая цели и задачи кандидатов, за исключением новостных и аналитических программ, должна быть оплачена из избирательного фонда кандидатов. В соответствии с КЗ "О выборах в РК" условия договора не должны создавать преимуществ какому-либо кандидату. Средства массовой информации обязаны осуществлять объективное освещение выборной кампании кандидатов, воздерживаться от публикации агитационных материалов и иной информации, заведомо порочащих честь, достоинство и деловую репутацию кандидата. Редакция средства массовой информации обязана отказать в публикации предвыборных программ кандидатов, если они содержат: идеи насильственного изменения конституционного строя, нарушения целостности Республики, подрыва безопасности государства, разжигания социальной, расовой, розни, культ жестокости и насилия, а также создание непредусмотренных законодательством военизированных формирований. Второй способ агитации - путем проведения публичных предвыборных мероприятий, а также личных встреч кандидатов и их доверенных лиц с избирателями. Согласно выборного законодательства, избирательные комиссии совместно с МИО и органами местного самоуправления составляют график встреч кандидатов с избирателями в выделенном помещении и публикуют его в средствах массовой информации. Третий способ агитации - путем выпуска и распространения печатных, аудиовизуальных и иных агитационных материалов. В соответствии с КЗ "О выборах в РК", все агитационные печатные материалы должны быть промаркированы. Запрещается изготовление агитационных печатных материалов за пределами территории Республики Казахстан, распространение анонимных агитационных материалов. В рамках доклада А. Щегорцова остановилась на проведении опросов общественного мнения. Так, опросы общественного мнения и экзит-поллы вправе проводить юридические лица, имеющие не менее пяти лет опыта по проведению опросов общественного мнения. Они должны уведомить в письменном виде Центризбирком с приложением копий соответствующих документов. При опубликовании результатов опросов общественного мнения, связанных с выборами, СМИ обязаны указывать юридическое лицо, проводившее опрос, лиц, заказавших опрос и оплативших его, время проведения опроса, метод сбора информации, точную формулировку вопроса, число опрошенных и коэффициент погрешности результатов опроса. На сегодняшний день у 3-х юридических лиц, представивших уведомления о проведении опроса общественного мнения, документы соответствуют требованиям Конституционного Закона. Законом о выборах проведение предвыборной агитации запрещается: государственным органам, военнослужащим, членам избирательных комиссий, религиозным объединениям, иностранцам. Ненадлежащей предвыборной агитацией является предоставление избирателям бесплатно или на льготных условиях товаров, каких-либо услуг, ценных бумаг, а также проведение лотерей, благотворительных акций, выплата денег либо обещание предоставления таковых. Проведение ненаджлежащей предвыборной агитации запрещено. В день выборов и предшествующий ему день любая предвыборная агитация запрещена. В заключение выступления А.Щегорцова подчеркнула, что за нарушение сроков, порядка и условий предвыборной агитации предусмотрена правовая ответственность, а в отношении кандидатов вплоть до отмены регистрации. В рамках вопроса также выступили представители уполномоченных государственных органов – Министерства информации и общественного развития, а также Генеральной прокуратуры. Так, вице-министр информации и общественного развития Данияр Кадиров доложил о том, как будет осуществляться мониторинг информационного пространства на предмет соблюдения условий проведения предвыборной агитации СМИ. Заместитель Генерального прокурора Жандос Умиралиев проинформировал участников заседания об ответственности за нарушение условий проведения предвыборной агитации. С докладом по третьему вопросу повестки дня выступила член Центризбиркома Анастасия Щегорцова. Она сообщила, что в соответствии с КЗ "О выборах в РК" Центризбирком организует предвыборные дебаты кандидатов в Президенты, определяет порядок и условия их проведения. Постановлением ЦИК РК утверждена дата проведения предвыборных телевизионных дебатов и дискуссий - 11 ноября т.г. Дебаты и дискуссии пройдут в эфире телеканала "Хабар". С докладом по четвертому вопросу повестки дня выступил Секретарь Центризбиркома Мухтар Ерман. Он сообщил, что на сегодняшний день аккредитованы 76 международных наблюдателей от 4 международных организаций и 3-х иностранных государств. Аккредитация наблюдателей иностранных государств и международных организаций будет осуществляться до 18:00 ч. 14 ноября 2022 года. По мере поступления представлений на аккредитацию данные по наблюдателям будут обновляться
---
Выступление заместителя Генерального Прокурора Республики Казахстан Умиралиева Ж.Ж. на заседании Центральной избирательной комиссии Республики Казахстан 21 октября 2022 года ГП РК, 21 октября
В соответствии с Конституцией (ст.83) прокуратура от имени государства осуществляет (в установленных законом пределах и формах) высший надзор за соблюдением законности и представляет интересы государства в суде. Выполнение этих функций органы прокуратуры обеспечивают и в ходе выборного процесса. С момента объявления о проведении внеочередных выборов Президента Генеральной прокуратурой определены основные задачи и организационные мероприятия для прокуроров всех уровней применительно ко всем стадиям избирательной кампании. Буквально вчера с прокурорами областей провели отдельное совещание и ориентировали их на обеспечение неукоснительного соблюдения норм законодательства о выборах. Сегодня (с 18:00 часов) начнется самая активная фаза –предвыборная агитация (заканчивается в 00:00 часов 19 ноября т.г.). Порядок ее проведения детально урегулирован Конституционным законом "О выборах в Республике Казахстан". Несоблюдение установленных норм влечет ответственность. В Кодексе об административных правонарушениях предусмотрено 9 статей за нарушения порядка и условий предвыборной агитации. Это следующие составы: - проведение предвыборной агитации в период ее запрещения (ст.102 – штраф от 15 до 35 месячных расчетных показателей); - воспрепятствование праву вести предвыборную агитацию (ст.103 – штраф от 20 до 50 месячных расчетных показателей); - нарушение условий проведения предвыборной агитации через СМИ (ст.112 - штраф от 20 до 50 месячных расчетных показателей). Условия проведения агитации через СМИ прописаны в статье 27 (п. 7) Конституционного закона "О выборах в РК". Справочно: к нарушениям условий проведения агитации относятся: 1) необъективное освещение СМИ выборной кампании, т.е. искажение целей, задач и результатов предвыборных мероприятий, а также событий и фактов, связанных с ними; 2) публикация СМИ агитматериалов, заведомо порочащих честь, достоинство и деловую репутацию кандидата или политической партии, а также отказ в предоставлении возможности бесплатного опубликования опровержения; 3) прерывание и комментирование выступлений кандидатов в СМИ сразу после выступления; 4) отказ СМИ в выделении эфирного времени, печатной площади одному из кандидатов, в случае, если другим было дано согласие и другие. За нарушение этих условий предусмотрена адмответственность. Также хочу отметить и другие составы административных правонарушений, возможных в период агитации: - изготовление или распространение анонимных агитационных материалов (согласно п.5 ст. 28 КЗ "О выборах в РК" все агитационные печатные материалы должны содержать сведения об организации, выпустившей данные материалы, месте их печатания и тираже, лицах, сделавших заказ, из каких средств оплачено), что влечет административный штраф по статье 113 КоАП (25 месячных расчетных показателей). - умышленное уничтожение, повреждение агитационных материалов (ст.114 – штраф 15 месячных расчетных показателей); - нарушение условий проведения опроса общественного мнения, связанного с выборами (ст.120 – штраф от 10 до 30 месячных расчетных показателей); Справочно: неуказание юридического лица, проводившего опрос; лиц, заказавших опрос и оплативших его; времени проведения опроса; метода сбора информации; точной формулировки вопроса; числа опрошенных и коэффициента погрешности результатов опроса. - нарушение условий проведения предвыборной агитации (ст.122 – штраф от 20 до 30 месячных расчетных показателей); Справочно: согласно п.4 ст.27 КЗ "О выборах в РК" запрещается предвыборная агитация и распространение агитационных материалов: - государственным органам, органам местного самоуправления, а также их должностным лицам, военнослужащим, работникам органов национальной безопасности, правоохранительных органов, судьям, членам избирательных комиссий, религиозными объединениями; - участие журналистов, должностных лиц редакций СМИ, зарегистрированных кандидатами либо их доверенными лицами, в освещении выборов через СМИ. - размещение агитационных материалов (на памятниках и других объектах, имеющих историческую, культурную или архитектурную ценность, а также в помещении для голосования, ст.124 – штраф 25 месячных расчетных показателей); - нарушение порядка расходования средств, выделенных из республиканского бюджета на проведение предвыборной агитации (ст.125 – штраф 5 месячных расчетных показателей). Субъектами по всем указанным правонарушениям, наряду с гражданами, должностными лицами, являются субъекты предпринимательства. Санкции статей предусматривают штраф от 10 до 50 месячных расчетных показателей (от 30 до 153 тысяч тенге). Возбуждение дел по этим и другим административным правонарушениям, посягающим на избирательные права (ст.ст.101 – 126 КоАП), относится к исключительной компетенции прокурора (ст.805 КоАП). Дела рассматривает суд. Но граждане при нарушении их избирательного права могут самостоятельно обращаться непосредственно в суд (п.4 ч.1 ст.807 КоАП). В этом случае, дела указанной категории сразу (без постановления прокурора) рассматриваются судами, но с участием прокурора (по всем составам административных правонарушений, посягающих на избирательные права: ст.ст.101 - 126 КоАП). Наряду с административной ответственностью предусмотрена и уголовная ответственность за нарушение выборного законодательства. Это касается воспрепятствования осуществлению избирательных прав или работе избирательных комиссий (ст.150 УК - от штрафа 100 МРП до лишения свободы до 4 лет, включая исправительные работы, ограничения свободы). Второй состав - это фальсификации избирательных документов или неправильного подсчета голосов (ст.151 УК - штраф либо исправительные работы в размере до 4 тыс. МРП/ограничение либо лишение свободы до 4 лет). Настоящая электоральная кампания на текущий момент проходит в правовом поле. Фактов нарушения выборного законодательства не зафиксировано. Для дальнейшего обеспечения законности проведения выборной кампании прокурорами налажено тесное взаимодействие с государственными и правоохранительными органами, а также избирательными комиссиями. По каждому факту нарушения будут приниматься все правовые меры, предусмотренные законами. |