Данияр Ашимбаев, 27 октября
Одним из наиболее злободневных вопросов предвыборной кампании является вопрос социальных обязательств, которые берут на себя кандидаты. Судя по всему, есть определенный набор явно популистских лозунгов, которые предвыборные штабы договорились не выносить на обсуждение – типа кредитной амнистии и приватизации арендного жилья. С учетом "моды" на постоянно возникающие фейки на эти темы в социальных сетях, очевидно, что тема более чем болезненная. Население закредитовано, но списывать этот вопрос исключительно на финансово-правовую неграмотность и бедность было бы неправильно. Информационное пространство насыщено ценностями массового (престижного) потребления и рекламой всевозможных финансовых и кредитных инструментов, порой находящихся за рамками закона, а зачастую и откровенно криминальных – таких, как финансовые пирамиды. Немаловажным аспектом является и бедность. Правительство, акиматы и квазигоссектор, невзирая на критику со стороны президента, парламента и Счетного комитета, упорно продвигают липовые отчеты о создании новых "рабочих мест", которой по факту оказываются фиктивными или временными. Огромные усилия, затраченные в предыдущие годы на диверсификацию и развитие экономики, так и не дали эффекта в виде создания устойчивых предприятий с постоянной занятостью и стабильным доходом. С момента своего прихода к власти Токаев постоянно акцентирует вопросы адекватности и качества экономической политики в стране. С января с.г. началась работа по проведению комплексной демонополизации политической и экономической власти в стране, признанной одной из основных проблем неэффективности большинства госпрограмм. Нужно понимать и то, что низкая эффективность ранее проводившихся "реформ" способствовала и критической зависимости потребительского рынка от импорта (по некоторым оценкам, до 80%). В этой связи регулярное снижение курса национальной валюты к тому же доллару моментально наращивает инфляцию и падение доходов населения, только-только адаптировавшегося к предыдущему шоку. Экономическая и социальная политика Токаева сконцентрирована в этих условиях на таких направлениях, как: - переход к более адекватному экономическому планированию и контролю исполнения; демонополизация экономики и переключение олигархата от вывоза капиталов к инвестированию в национальную экономику; - сокращение бездумного и вынужденного кредитования путем проведения разового списания долгов беднейшим слоям за госсчет, ужесточение процедур и борьба с мошенничеством и финансовыми пирамидами; - неуклонный курс на внедрение в обществе ценностей трудолюбия и образованности с отказом от социального иждивенчества; - защита экономики от санкционной войны и максимально возможное привлечение иностранных инвесторов к реализации внутристрановых проектов, поскольку, будем откровенно – и власть это хорошо понимает, – внутренний потенциал модернизации (кадровый, организационный, финансовый) находится на нулевой отметке. С другой стороны, и это не нужно забывать, есть огромная категория лиц, которых чиновничество презрительно именует "бюджетниками", хотя их значимость, а я говорю, прежде всего, о работниках образования и здравоохранения, такова, что их точнее называть "гражданской службой", в то время как именно госслужащие в массе своей сами являются "бюджетниками" (во всех смыслах этого слова). Уже неоднократно подчеркивалось то внимание, которое Токаев уделяет вопросам просвещения в своих посланиях и выступлениях. Создание конкурентоспособной нации – это как раз вопрос к школам, колледжам, вузам, не говоря уже о роддомах, поликлиниках и больницах. В последние годы помимо ряда институциональных реформ Токаев инициировал и регулярное и системное повышение доходов работников образования и здравоохранения, культуры и спорта. Данная работа проводится как по пути повышения заработной платы (за 3 года средние зарплаты в образовании выросли в 2,38 раза, а в здравоохранении – в 2,12 раза), так и расширения социальных гарантий (повышение социального статуса, сокращение непрофильной занятости, стимулирование передовиков, увеличение отпуска и т.д.). Президент неоднократно ставил вопрос и о повышении зарплат госслужащим в привязке к результативности, но органы, призванные разработать такой механизм явно оказались в шоке от такого предложения и аккуратно, как выражается глава государства, пытаются эту тему "заболтать" и "заволокитить". Работа по совершенствованию государственной политики в образовании продолжается. Президент – достаточно упрямый человек с большим государственным и политическим опытом. Кроме того, есть немало позитивных результатов первых трех лет его правления, которые необходимо продолжать и развивать дальше. |