ОФ "ЦСПИ "Стратегия"
О методике С марта 2009 года ОФ "ЦСПИ "Стратегия" на основе экспертных оценок составляет рейтинг управленческой элиты центрального уровня. Опрос экспертов проводится на ежеквартальной основе. Оценка производится по шкале от 1 до 7 баллов, где 1 – самый низкий показатель характеристики, а 7 – наивысший показатель характеристики. Данный опрос экспертов прошел с 08 по 25 октября 2022 года; в нем принял участие 21 эксперт.
По итогам III квартала текущего года, пять государственных институтов преодолели рубеж в 4 балла: Сенат, Государственный советник, Мажилис, Министерство иностранных дел и Счетный комитет. Следует отметить, что в сравнении со II кварталом текущего года, количество институтов, перешагнувших условный "четырехбалльный барьер" выросло на два: к числу лидеров добавились МИД и Счетный комитет. По результатам экспертных оценок, данные органы государственной власти являются наиболее эффективными в своей деятельности. Самым эффективным государственным органам, по мнению экспертов, является Сенат Парламента. Данные результаты для этого органа во многом являются заслугой руководителя – Маулена Ашимбаева, чью эффективность эксперты оценили в 4,5 баллов. Эффективность Ашимбаева эксперты объясняют тем, что тот проводит достаточно эффективный контроль над работой депутатов и обеспечивает "нужный результат" ("все у него послушные"). В то же время, некоторые эксперты выразили скепсис относительно его деятельности ("Ашимбаев нет масштабности в работе"). Государственный советник на этот раз расположился на 2-м месте. В сравнении с предыдущим кварталом, позиция госсоветника незначительно ухудшилась (4,26 баллов). На этот раз результат был обеспечено во многом благодаря информационной открытости данного института, который эксперты оценили в 4,5 баллов, что является самым высоким результатом среди всех госорганов. Хотя в целом, эффективность Ерлана Карина, эксперты оценили на 4,29 баллов, некоторые эксперты все же выразили недовольство его работой ("в чем смысл досрочных президентских выборов?"). Мажилис Парламента на этот раз также оказался на 3-м месте. В сравнении с предыдущим кварталом, у органа несколько ухудшился показатель информационной открытости, но зато вырос показатель эффективности работы руководителя, Ерлана Кошанова, которую эксперты оценили в 4,21 балла. Некоторые эксперты сделали замечания по поводу информационной открытости органа ("Кошанову следует больше встречаться с журналистами и давать интервью по различным вопросам. В первую очередь акцент на таких встречах необходимо делать на законотворчестве, обосновывая приоритетность отдельных законопроектов"). Министерство иностранных дел в текущем квартале существенно улучшило свои показатели, поднявшись с 6-го места на 4-е, опередив тем самым все органы правительства (единственный орган правительства, набравший более 4 баллов). Высокие показатели министерства во многом обеспечены за счет эффективности работы руководителя, Мухтара Тлеуберди, которую эксперты оценили в 4,29 баллов. Показатель информационной открытости ведомства также существенно вырос в сравнении с предыдущим кварталом и составил 4,21 баллов. Расположившийся на 5-м месте Счетный комитет по контролю за исполнением республиканского бюджета также улучшил свои показатели, хотя и опустился в общем рейтинге на одну позицию. Причем, эффективность работы главы ведомства Натальи Годуновой эксперты оценили в 4,5 балла, что наряду с показателями главы Сената, являются наиболее высокими среди всех руководителей государственных органов в стране. Однако показатель информационной открытости у ведомства ниже, чем у первой четверки лидеров (3,93 баллов). Говоря об Администрации Президента, которая на этот раз опустилась на 6-е место и получила 3,79 баллов, следует отметить, что эффективность работы данного органа в целом, оценивается экспертами выше, чем эффективность работы его структурных подразделений. Внутриполитический блок АП, курируемый Аидой Балаевой, был оценен экспертами выше всех, на 3,76 баллов, в то время как правовой блок АП, который курирует Ержан Жиенбаев, также как и в предыдущем квартале имеет один из самых низких показателей среди всех госорганов (2,08 баллов), занимая предпоследнюю строчку в общем рейтинге. Причем, самый низкий балл правовой блок АП имеет по информационной открытости, которую эксперты оценили в 1,85 баллов ("неизвестно совершенно, чем занимается и каковы результаты его работы"). В свою очередь, эффективность работы остальных подразделений АП была оценена экспертами достаточно высоко (см. Таблицу 1).
РЕЙТИНГ ПРАВИТЕЛЬСТВА В III квартале 2022 года, премьер-министр Алихан Смаилов опустился на 2 позиции, в сравнении с предыдущим кварталом, заняв 18-ю строчку в общем рейтинге и набрав 3,29 баллов, а его личная эффективность была оценена экспертами еще ниже, в 3 балла. Многие эксперты считают, что о деятельности Смаилова на посту главы правительства ничего нельзя сказать ("пока ничем особенным себя не проявил, как и на предыдущих постах", "пытается что-то делать, но по тупым методичкам") Позицию первого вице-премьера эксперты оценили несколько выше, в 3,36 баллов, а личную эффективность Романа Скляра в 3,50 баллов. Основная заслуга первого заместителя главы правительства, по мнению экспертов, заключается в том, что "автопром растет". Наиболее эффективным министерством, помимо МИД, эксперты посчитали Министерство труда и социальной защиты населения, которым с недавнего времени во второй раз руководит Тамара Дуйсенова. Причем, показатель личной эффективности Дуйсеновой (3,79 баллов) несколько выше, чем общий показатель министерства (3,60 баллов). Наименее эффективным министерством, эксперты посчитали Министерство информации и общественного развития, которое набрало 2,41 баллов и заняло "почетное" 46-е место. Личную эффективность министра Дархана Кыдырали эксперты оценили в 2,38 баллов. В сравнении с предыдущим кварталом, ведомство ухудшило свои показатели на 0,19 баллов. Во многом низкие показатели эффективности министерства, также как и показатель личной эффективности руководителя, обусловлены, во-первых, сравнительно недавним назначением, и, во-вторых, отсутствием понятной деятельности ("Кыдырали – новенький тихушник. Кто ничего не делает – тот не ошибается"). В целом, стоит отметить, что ни одно министерство и агентство, за исключением МИД, не преодолело порог в 4 балла. К условно эффективным министерствам, эксперты также отнесли Министерство просвещения (3,60 баллов), а также Министерство цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности (3,60 баллов), которые имеют такие же показатели, как и у МТСЗН, однако их руководители имеют более низкий балл личной эффективности, чем Дуйсенова.
ТАБЛИЦА 1. – РЕЙТИНГ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ЭЛИТЫ КАЗАХСТАНА ПО ПАРАМЕТРАМ (III КВАРТАЛ 2022 Г.)
Ранг | Госорганы | Итог | Оценка ситуации в курируемой сфере | Информа- ционная открытость | ФИО руководителя | Эффек- тивность работы руководителя | 1 | Сенат Парламента | 4,36 | 4,29 | 4,29 | Ашимбаев М. С. | 4,50 | 2 | Государственный советник | 4,26 | 4,00 | 4,50 | Карин Е.Т. | 4,29 | 3 | Мажилис Парламента | 4,24 | 4,36 | 4,14 | Кошанов Е. Ж. | 4,21 | 4 | Министерство иностранных дел | 4,21 | 4,14 | 4,21 | Тлеуберди М. Б. | 4,29 | 5 | Счетный комитет по контролю | 4,17 | 4,07 | 3,93 | Годунова Н. Н. | 4,50 | 6 | Администрация Президента (в целом) | 3,79 | 4,23 | 3,21 | Нуртлеу М.А. | 4,08 | 7 | АП (внутренняя политика) | 3,76 | 3,64 | 3,71 | Балаева А.Г. | 3,93 | 8 | АП (внешняя политика) | 3,71 | 3,86 | 3,43 | Казыхан Е.Х. | 3,86 | 9 | АП (территории и контроль) | 3,64 | 3,93 | 3,14 | Мурзалин М.К. | 3,86 | 10 | Министерство труда и социальной защиты населения | 3,60 | 3,50 | 3,50 | Дуйсенова Т. Б. | 3,79 | 11 | Министерство просвещения | 3,60 | 3,21 | 3,93 | Аймагамбетов А. К. | 3,64 | 12 | Министерство цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности | 3,60 | 3,43 | 3,79 | Мусин Б. Б. | 3,57 | 13 | Министерство культуры и спорта | 3,57 | 3,36 | 3,86 | Абаев Д. А. | 3,50 | 14 | Министерство здравоохранения | 3,52 | 3,43 | 3,64 | Гиният А. | 3,50 | 15 | Министерство по чрезвычайным ситуациям | 3,43 | 3,00 | 3,71 | Ильин Ю. В. | 3,57 | 16 | Первый вице-премьер | 3,36 | 3,07 | 3,50 | Скляр Р.В. | 3,50 | 17 | Министерство внутренних дел | 3,36 | 3,07 | 3,50 | Ахметжанов М. М. | 3,50 | 18 | Премьер-министр | 3,29 | 3,07 | 3,79 | Смаилов А.А. | 3,00 | 19 | Национальный банк | 3,24 | 3,29 | 3,29 | Пирматов Г. О. | 3,14 | 20 | Министерство индустрии и инфраструктурного развития | 3,12 | 2,86 | 3,29 | Ускенбаев К. А. | 3,21 | 21 | Агентство по противодействию коррупции | 3,12 | 2,86 | 3,21 | Бектенов О. А. | 3,29 | 22 | Акимат Алматы | 3,12 | 2,86 | 3,29 | Досаев Е.А. | 3,21 | 23 | Министерство торговли и интеграции | 3,07 | 2,79 | 3,29 | Жумангарин С. М. | 3,14 | 24 | - АП (госуправление и экономика) | 3,05 | 3,07 | 2,71 | Сулейменов Т.М. | 3,36 | 25 | Комитет национальной безопасности | 3,05 | 3,14 | 2,64 | Сагимбаев Е. А. | 3,36 | 26 | Министерство энергетики | 3,00 | 3,07 | 2,93 | Акчулаков Б. У. | 3,00 | 27 | Центральная избирательная комиссия | 3,00 | 2,79 | 3,21 | Абдиров Н. М. | 3,00 | 28 | Совет безопасности | 2,95 | 3,36 | 2,36 | Нурдаулетов Г.Д. | 3,14 | 29 | Генеральная прокуратура | 2,95 | 2,79 | 2,93 | Асылов Б. Н. | 3,14 | 30 | Акимат Нур-Султана | 2,95 | 2,86 | 3,21 | Кульгинов А.С. | 2,79 | 31 | Верховный суд | 2,93 | 2,86 | 2,79 | Асанов Ж. К. | 3,14 | 32 | Министерство обороны | 2,83 | 2,79 | 2,64 | Жаксылыков Р. Ф. | 3,07 | 33 | Служба государственной охраны | 2,79 | 3,00 | 2,15 | Исабеков С.С. | 3,23 | 34 | Министерство сельского хозяйства | 2,76 | 2,71 | 2,86 | Карашукеев Е. Ш. | 2,71 | 35 | Министерство финансов | 2,74 | 2,93 | 2,57 | Жамаубаев Е. К. | 2,71 | 36 | Министерство юстиции | 2,69 | 2,86 | 2,57 | Мусин К. С. | 2,64 | 37 | Агентство по делам государственной службы | 2,67 | 3,00 | 2,46 | Жазыкбаев Д. М. | 2,54 | 38 | ФНБ "Самрук-Казына" | 2,67 | 2,50 | 2,71 | Саткалиев А.М. | 2,67 | 39 | Агентство по финансовому мониторингу | 2,66 | 2,69 | 2,50 | Элиманов Ж. К. | 2,79 | 40 | Министерство экологии, геологии и природных ресурсов | 2,62 | 2,57 | 2,64 | Брекешев С. А. | 2,64 | 41 | Конституционный совет | 2,62 | 2,64 | 2,43 | Мами К. А. | 2,79 | 42 | Министерство науки и высшего образования | 2,57 | 2,50 | 2,79 | Нурбек С. | 2,43 | 43 | Управление делами президента | 2,54 | 3,00 | 2,00 | Дадебаев А.А. | 2,62 | 44 | Канцелярия премьер-министра | 2,54 | 3,00 | 3,00 | Койшыбаев Г.Т. | 2,54 | 45 | Министерство национальной экономики | 2,43 | 2,64 | 2,29 | Куантыров А. С. | 2,36 | 46 | Министерство информации и общественного развития | 2,41 | 2,00 | 2,85 | Кыдырали Д.К. | 2,38 | 47 | Уполномоченный по правам человека | 2,33 | 2,29 | 2,36 | Азимова Э. А. | 2,36 | 48 | Агентство по регулированию и развитию финансового рынка | 2,31 | 2,50 | 2,14 | Абылкасымова М. Е. | 2,29 | 49 | Агентство по стратегическому планированию и реформам | 2,29 | 2,29 | 2,21 | Иргалиев А. А. | 2,36 | 50 | Агентство по защите и развитию конкуренции | 2,23 | 2,00 | 2,31 | Омаров М.Т. | 2,38 | 51 | - АП (правовая политика) | 2,08 | 2,00 | 1,85 | Жиенбаев Е.Н. | 2,38 | 52 | Высший судебный совет | 1,90 | 2,00 | 1,69 | Шипп Д.А. | 2,00 |
Как показали результаты экспертного опроса, личная эффективность глав 32 ведомств была оценена выше, чем ситуация в курируемой сфере. К их числу относятся: М. Ашимбаев, Е. Карин, М. Тлеуберди, Н. Годунова, А. Балаева, Т. Дуйсенова, А. Аймагамбетов, Б. Мусин, Д. Абаев, А. Гиният, Ю. Ильин, М. Ахметжанов, О. Бектенов, Е. Досаев, С. Жумангарин, Т. Сулейменов, Е. Сагимбаев, Н. Абдиров, Б. Асылов, Ж. Асанов, Р. Жаксылыков, С. Исабеков, А. Саткалиев, Ж. Элиманов, С. Брекешев, К. Мами, Д. Кыдырали, А. Иргалиев, М. Омаров и Е. Жиенбаев.
ТОП-10 по параметрам
Оценка ситуации в курируемой сфере В ТОП-10 по параметру оценка ситуации в курируемой сфере, первую позицию занимает Мажилис с показателем в 4,36 баллов. На второй позиции расположилась верхняя палата Парламента с показателем в 4,29 баллов. В тройку лидеров по данному параметру вошло также Министерство иностранных дел с показателем в 4,14 баллов. Замыкает "десятку" Министерство труда и социальной защиты населения с показателем в 3,50 баллов.
Диаграмма 1 – Рейтинг по оценке ситуации в курируемой сфере, балл

Информационная открытость В ТОП-10 по параметру "Информационная открытость" первую позицию занимает государственный советник, с показателем в 4,50 балла. На второй позиции расположился Сенат с показателем в 4,29 баллов. На третьей позиции также – МИД с показателем в 4,21 баллов. Замыкает "десятку" МЧС с показателем в 3,71 баллов.
Диаграмма 2. – Рейтинг информационной открытости, балл

Эффективность работы руководителей В ТОП-10 по параметру "Эффективность работы руководителя" первую строчку разделили между собой глава Сената Маулен Ашимбаев и глава Счетного комитета Наталья Годунова с показателем в 4,5 балла. Вторую строчку делят между собой министр иностранных дел Мухтар Тлеуберди и государственный советник Ерлан Карин, с показателем в 4,29 баллов. В целом, в сравнении с предыдущим кварталом, целых 6 глав ведомств имеют показатели выше 4 баллов. Помимо Тлеуберди, из числа министров в ТОП-10 вошла также глава МТСЗН Тамара Дуйсенова, которая расположилась на 10-м месте и набрала 3,79 баллов.
Диаграмма 3. – Рейтинг эффективности работы руководителей, балл
 |