akzhol.kz, 7 декабря
Заместителю Премьер-Министра РК Е.Жамаубаеву Генеральному Прокурору РК Б.Асылову
В партию "Акжол" поступают обращения предпринимателей из разных регионов (Шымкент, Кызылорда и др.) по фактам нарушения их законных прав со стороны органов государственных доходов. В этих регионах субъектов МСБ начали активно привлекать к административной ответственности по статье 266 "КоАП РК". Данная статья предусматривает повторное взимание налогов и штрафы за оплату наличными по сделкам, суммой свыше 1000 МРП между юрлицами. Только в Шымкенте такие дела возбуждены в отношении 242 субъектов бизнеса. По приблизительным оценкам, общее количество предпринимателей, подвергшихся такому давлению со стороны органов госдоходов составляет около полутора тысяч или каждый четвертый субъект предпринимательства в одном только этом городе. Представители бизнеса не согласны с действием налоговиков. Согласно Закону "О платежах и платежных системах", платежи по сделке, суммы которой превышает 1000 МРП осуществляется ИП, состоящими на учете в качестве плательщика НДС, или юрлицами в пользу другого ИП или юрлица только в безналичном порядке. Согласно тому же Закону, сделки менее 1000 МРП (сегодня это около 3 млн.тг) могут совершаться через оплату наличными. Предприниматели, на которых возбуждены административные дела, действительно осуществляли некоторые расчеты между юрлицами наличными, но суммы таких сделок не превышали 1000 МРП и при этом на каждую сделку заключались отдельные договора. Таким образом, Закон не нарушался. Однако теперь налоговики изобрели внеправовой подход, при котором сделки, заключенные сделки между одними и теми же лицами за последние 3 года, несмотря на разнородность товаров, работ, услуг и независимо от периода их заключения, стали считать "одной" сделкой, якобы "искусственно раздробленной" предпринимателями во времени и пространстве с целью уклонения от налогов. Для малого и среднего бизнеса, который сегодня просто выживает, - такое "дальновидное коварство" - растянуть одну сделку на три года – просто невообразимо. Поверьте, в МСБ никто не будет ждать поставки товара, и тем более – оплаты за него целых 3 года. Доводы органов госдоходов основаны только на их предположениях - без аудита, без заключения органов следствия. Теперь предприятиям, совершившим покупки наличными в законных пределах до 1000 МРП, доначисляются ранее уже уплаченные налоги плюс штрафы, причем речь идет о серьезных суммах, в некоторых случаях – до 37% от годового оборота предприятия. Фактически речь идет о двойном налогообложении добросовестного бизнеса. Для многих малых и средних предприятий это - смертный приговор бизнесу. Фракция "Ак жол" считает, что налоговые органы в очередной раз слишком вольно трактуют законы. В Законе "Оплатежах и платежных системах" речь идет о платежах по сделке. Слово "сделка" используется в единственном числе, а значит - порог 1000 МРП распространяется на платеж по одной сделке. При этом, в законодательстве нет ограничений по количеству сделок за определенный налоговый период. Кроме того, Нацбанк в своем официальном разъяснении также указывает на общую сумму в рамках одного договора (сделки), заключенного с юрлицом или ИП, состоящим на учете в качестве плательщика НДС. Доводы органов госдоходов о дробных платежах в рамках одной сделки, являются безосновательными, так как платежи совершены по ряду сделок, при этом в законодательстве понятия "дробные платежи" не существует. Налицо превышение полномочий должностными лицами органов госдоходов и ненадлежащий подход при вынесении решения по делу. Более того, при рассмотрении дел, органами госдоходов допускаются грубые процессуальные нарушения. Так, некоторые постановления выносились без участия самих налогоплательщиков и непонятно, как налоговый орган установил факт совершения правонарушения и вину предпринимателей, если при рассмотрении дела не истребованы и изучены договора и не получены объяснения. При этом налоговики утверждают, что сделки были заключены по одному и тому же предмету. Органы госдоходов возбуждают адмдела на основании камерального контроля по анализу данных ЭСФ, без изучения материалов и договоров. При этом субъективное мнение сотрудника органов госдоходов по определению сделки между одними лицами по приобретению разнородных товаров, работ и услуг одной сделкой – ставится выше нормативно-правовых актов. В связи с вышеизложенным, фракция "Ак жол" требует: 1. Обеспечить законное толкование и применение норм ст.25 Закона РК "О платежах и платежных системах", ст. 266 КоАП, исключив возможность искажения ее толкования. 2. Проверить законность действий Департаментов госдоходов в указанных регионах. 3. В случае подтверждения нарушений законодательства, органами госдоходов - принять меры прокурорского реагирования.
С уважением, Депутаты фракции "Ак жол" |