NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Суббота 27.04.2024 00:08 ast
22:08 msk

Не подпускайте их к внешней политике
Избирательная кампания в этом году обещает быть веселой и креативной. Наших граждан ждут встречи не только с лидерами, фронтменами и активистами политических партий, но также с большим количеством людей, желающих попасть в парламент в индивидуальном порядке по мажоритарной системе
28.02.2023 / политика и общество

Николай Кузьмин, turanpress.kz, 27 февраля

Избирательная кампания в этом году обещает быть веселой и креативной. Наших граждан ждут встречи не только с лидерами, фронтменами и активистами политических партий, но также с большим количеством людей, желающих попасть в парламент в индивидуальном порядке по мажоритарной системе. Именно с их участием уже связаны самые интересные и скандальные события, а сколько еще ждет нас впереди. Но мы сегодня будем говорить не о них. Кто хочет понять мотивы, цели и вообще внутренний мир индивидуальных политпредпринимателей, тому рекомендуем книгу Гарольда Лассуэлла "Психопатология и политика". Там о них все было сказано еще сто лет назад.
Нас же интересуют партии, поскольку именно они в конечном счете сформируют примерно 90% мажилиса. Поэтому посмотрим на партийные программы. Точнее, на отражение в них внешней политики. Все партии, видимо, получили от МИДа краткий набор терминов, которые можно при желании использовать: национальные интересы, многовекторность, сотрудничество, международное право. При этом ни одна из наших политических партий не сделала внешнеполитические вопросы центральной частью своей предвыборной программы. Почему? Потому, во-первых, что мы живем в президентской республике. А президент, как сказано в нашей конституции, является главой государства, его высшим должностным лицом, определяющим основные направления внутренней и внешней политики государства и представляющим Казахстан внутри страны и в международных отношениях. В той же конституции сказано, что если главу правительства президент назначает только с согласия мажилиса и после консультаций с фракциями политических партий, то кандидатуру на должность министра иностранных дел он ни с кем не согласовывает и назначает совершенно самостоятельно.
Во-вторых, те, кто знаком с результатами социологических исследований на тему "какие проблемы волнуют казахстанцев" знают, что наших граждан волнуют рост цен, безработица, плачевное состояние коммунальной инфраструктуры в городах и почти полное ее отсутствие в аулах, низкое качество и высокая стоимость образования и здравоохранения. Затем идут преступность, произвол правоохранительных органов, наркотики. А духовность, Украина, Саакашвили, тюркский мир и ЕАЭС – это все приоритеты исключительно для тех, кто на обсуждении этих тем деньги зарабатывает.
Партия "Аманат" в этом году внешнеполитическую тематику в свою программу не включила. Международное сотрудничество предусмотрено лишь в рамках возврата незаконно выведенных за рубеж активов. Но в программе, с которой партия шла на выборы в 2021 году, сказано, что "основными приоритетами внешней политики будут защита национальных интересов, обеспечение безопасности, укрепление мира и взаимовыгодное экономическое сотрудничество со всеми странами". Если будет необходимость, то комментировать позицию партии по вопросам возможного выхода из ЕАЭС, войны России и Украины и другим темам из методички национал-патриотов активисты "Аманата" будут в строгом соответствии с официальной позицией МИД РК. Как говорится, правили – знаем.
Некоторые партии внешнюю политику вообще трогать не стали и правильно сделали. А некоторые не удержались. Ничего хорошего из этого не получилось.
Программа партии Respublica составлена в стилистике BIGroupс ее лозунгом "Мы строим счастье". Можно было бы ожидать пару абзацев в поддержку центральноазиатской или евразийской интеграции под девизом "Счастливы вместе". Однако про внешнюю политику в программе ничего нет. Внешние в ней только инвесторы, а международные только сертификаты. Продвигать "республиканцы" собираются казахстанский бренд в мировой культуре. Что ж, пожелаем им удачи. Но вдруг на последней странице мы видим, что решение о вступлении Казахстана в интеграционные объединения должно приниматься только "по результатам проведения республиканского референдума". Можно понять, что речь идет о ЕАЭС, но ведь поезд давно ушел, к тому же мы не вступили в Союз, мы его учредили. А больше никуда мы вступать не собираемся, да нас и не зовет никто. Зачем тогда об этом писать?
Партия "Ауыл" в своей программе уделила внешней политике и безопасности специальный раздел. В нем сказано, что партия считает необходимым проведение сбалансированной многовекторной внешней политики, участие Казахстана в различных международных институтах на Евразийском, Европейском и Азиатском пространствах, а также углубление сотрудничества и усиление роли. Чувство тягостного недоумения возникает лишь при чтении фразы "Мы должны руководствоваться, прежде всего, национальными интересами при заключении международных договоров и конвенций, к которым намерены присоединиться". Речь не о корявом стиле – у всех партий тексты писали не Бунин и не Набоков. Вопрос в другом: что наши аульчане имеют в виду? Что такое мы собираемся подписать и к чему присоединиться? Можно лишь гадать.
В программе "Ак жола" внешнеполитический блок тоже есть. Он небольшой, но вполне внятно демонстрирующий антироссийскую позицию партии. Видимо, Азат Перуашев продолжает работать над своим образом "русофоба". Например, на недавнем съезде партии он заявил о том, что Казахстану следует взять курс на вступление в Европейский Союз. Возможно, Азату Перуашеву не сообщили, что в Евросоюзе дисциплина строже, чем в армии, там абсолютное единоначалие Брюсселя по всем экономическим и политическим вопросам. И по гендерным, кстати, тоже. Так что про суверенитет в Европе давно забыли, там все давно по команде.
Но вернемся к программе партии. В ней сказано, что внешняя политика Казахстана, включая участие в интеграционных объединениях, должна опираться, прежде всего, на национальные интересы нашей страны, а также политику многовекторности в отношениях с основными субъектами на международной арене. Поскольку интеграционных объединений, в которых наша страна участвует, не очень много – всего одно, если быть точным, то речь идет о ЕАЭС. К Союзу у ряда наших предпринимателей есть претензии. Точнее, к России, которая не пускает к себе на рынок нашу водку, а сама наводнила наш рынок "молочкой", колбасными изделиями и тем же алкоголем. Впрочем, претензии связаны не только с водкой. Как сказано в программе, ни одно объединение не должно подвергать риску такие ценности, как Независимость и территориальная целостность Казахстана.
Программа "Ак жола" творчески развивает стандартный мидовский тезис о нормах международного права: "В спорах и конфликтах государств считаем необходимым строго придерживаться международного права, принципов мирного сосуществования и гуманизма, избегать применения военных методов, несущих смерть и разрушения человечеству". Вероятно, здесь содержится критика в адрес братской Турции, оккупировавшей Северный Кипр, а сегодня осуществляющей бомбардировку сирийских городов, разрушенных землетрясением. Но это не точно. Возможно, этот упрек адресован США, у которых список военных преступлений и нарушений международного права на порядок длиннее. Что ж, накануне визита Энтони Блинкена это звучит смело и дерзко, но вряд ли уместно.
В программе ОСДП есть раздел "Основные направления международной повестки". Не будем цепляться к каждой фразе, отметим лишь, что экономия на копирайтерах оборачивается репутационными потерями: из-за небрежного (мягко говоря) стиля программу ОСДП, да и другие тоже без смеха читать невозможно.
Заслуживает внимания такой тезис: "Наши граждане не должны страдать из-за внешних условий так, будто это наше государство ведет боевые действия". Замечательные слова, наши дипломаты не устают повторять их европейским и американским партнерам. Вы вводите санкции, от которых страдает Казахстан, говорим мы. Они делают вид, что не понимают, о чем это. Мы против вас санкции не вводим, отвечают они и добавляют: не вздумайте наши санкции нарушать.
Как и в случае с программой "Ак жола", некоторые тезисы социал-демократов вызывают недоумение. "Казахстан должен оставаться твердым сторонником неучастия в агрессивных военных блоках" – это о чем? Агрессивный военный блок в сегодняшнем мире один – НАТО. На его счету агрессия против Югославии (1999), Ливии (2011), война в Афганистане. Получается, НАТО может на нас не рассчитывать? Так сказать, закатать губу? Но ведь мы как будто не собирались в него вступать. Мы ведь уже члены ОДКБ, блока, который военных действий не начал ни разу, даже тогда, когда одна из стран-участниц просила о вмешательстве (в свое время просил Кыргызстан, совсем недавно Армения). У нас в январе прошлого года ОДКБ тоже вроде военных действий не вел. А сегодня мы даже во главе этого блока своего человека поставили.
Отказав натовцам, ОСДП пригрозила странам ЕАЭС: "Мы намерены пересмотреть наше участие в интеграционных процессах и установить более жесткие правила игры в случае, если другие государства обогащаются за наш счет и пытаются в нечестной конкуренции вредить нашему правительству". В принципе, подход правильный. Но здесь все будет зависеть от того, чье мнение будет учитываться – высокотехнологичных производств, таких как Алматинский вентиляторный завод, производитель трансформаторов Alageum Electric или же производителей водки и колбасы.
И, наконец, вишенка на торте: "Казахстан останется нейтральным участником мирового процесса. У нас нет задачи строить мировую гегемонию и быть сверхдержавой. Это слишком дорого и нерационально для прагматичного Казахстана". Надо думать, прочитав это, в Вашингтоне, Пекине и Москве облегченно выдохнули: Казахстан не претендует на мировую гегемонию.
Отметим также программу партии "Байтак", в которой указано на экологическую повестку современных институтов глобального управления, в орбиту которых попал и Казахстан: "Казахстан должен стать ведущей зеленой страной. "Зеленая экономика" объединяет экономическое процветание с высоким уровнем качества жизни населения, устойчивым и рациональным использованием природных ресурсов с наименьшим вредным воздействием на окружающую среду и здоровье человека. "Зеленая" экономика учитывает интересы нынешнего и будущих поколений и в соответствии с принятыми страной международными экологическими обязательствами, в том числе с Рио-де-Жанейрскими принципами, Повесткой дня на XXI век, Йоханнесбургским планом, целями ООН по устойчивому развитию, Парижским соглашением и Конвенцией ООН о биоразнообразии". Звучит как красивая сказка. Но реальность будет связана с углеродным налогом, а также с необходимостью уговорить Россию протянуть одну из веток газопровода "Сила Сибири" через Казахстан, чтобы выполнить поручение президента о 60-процентной газификации.
Мы не раз писали о том, что внешняя политика Казахстана определяется не союзническим долгом, не "шанхайским духом", не "обязательствами перед ОБСЕ" и прочими фантомами из мира идей, а национальными интересами. Но что это такое – национальные интересы?
В Законе о национальной безопасности, который не менялся с 2012 года, сказано, что национальные интересы Республики Казахстан – совокупность законодательно признанных политических, экономических, социальных и других потребностей Республики Казахстан, от реализации которых зависит способность государства обеспечивать защиту прав человека и гражданина, ценностей казахстанского общества и основ конституционного строя.
Повторим в сжатом виде: национальные интересы – это наши потребности. Уточним: национальные интересы на практике означают ту точку в системе геополитических координат, где сходятся лини наших желаний и наших возможностей. В нашем МИДе работает немало профессионалов своего дела. Но они не могут изменить географические границы Казахстана. Они не могут привлечь иностранные инвестиции в производство микрочипов – нет у нас такого производства.
Вопрос о выходе Казахстана из ОДКБ и ЕАЭС в правительстве никогда всерьез не рассматривался и в ближайшем будущем рассматриваться не будет по одной простой причине – наша обороноспособность и наша экономика чуть меньше, чем полностью зависят от сотрудничества с Россией в рамках этих организаций. Другое дело – почему мы не можем эффективно защищать наши национальные интересы в этих организациях? Да потому же, почему не можем защищать наши интересы в переговорах с узбеками и китайцами по трансграничным рекам. Потому что нет у нас квалифицированных переговорщиков, и в правительстве про это знают. Потому что у нас руководители межправительственных групп и руководители профильных министерств постоянно меняются – про это тоже знают, хоть и не любят говорить. Не секрет и то, что в ЕАЭС мы больше боролись за министерские кресла, чем за интересы наших предпринимателей. Но главное – у нас каждый год то новая экономическая политика, то новая модернизация, то вообще новый Казахстан. А скоро и новый мажилис будет. С новыми лицами и новыми идеями. Даже страшно становится. Потом вспоминаешь, что Казахстан, слава богу, президентская республика – и успокаиваешься.
Что же, подведем итоги. Почитав и послушав то, что говорят и пишут наши партии, претендующие на управление государством, можно сделать однозначный вывод: в парламент их пускать можно, большой беды от них там не будет. А вот с трансформацией президентской республики в парламентскую лучше подождать.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Рабочий график главы государства 28.02.2023
Сенаторы утвердили повестку предстоящего заседания Палаты 28.02.2023
Программу повышения доходов населения расширят в Казахстане 28.02.2023
Вопросы запуска новых газоперерабатывающих заводов обсуждены в Правительстве 28.02.2023
Постановление Правительства Республики Казахстан от 23 февраля 2023 года №159 28.02.2023
О прогнозе по выборам-2023 28.02.2023
Не подпускайте их к внешней политике 28.02.2023
О заседании Центризбиркома 28.02.2023
Партия "AMANAT" обеспечит обновление общественного транспорта 28.02.2023
Члены Республиканского штаба демпартии "Ак жол" во главе с Азатом Перуашевым встретились с трудовыми коллективами и жителями города Тараз 28.02.2023

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
27.04.24 Суббота
77. ИСИН Нурлан
72. ЖАПАРОВ Жаксылык
71. ВЕРБНЯК Александр
71. КОЗЛОВ Александр
69. ОМАРОВ Жанай
68. ДОЛГИХ Сергей
67. КОШКИМБАЕВ Сапар
65. МАКСИМОНЬКО Василий
65. УРИНБАСАРОВ Тулеп
65. ХАМИТОВ Азат
63. ГУМАРОВА Майра
62. ДЕРЕВЯНКО Аида
62. ДУСИПОВ Еркин
61. КЛЕБАНОВ Александр
58. СЫЗДЫКОВ Марат
...>>>
28.04.24 Воскресенье
89. МЕЗГИЛЬБАЕВ Мухамед
76. КУДАМАНОВ Бакытжан
75. ЕСЕНБАЕВ Мажит
69. АБДИКАЗИМОВ Кабдулкарим
69. КИРТАЕВ Бахытжан
67. МИРЧЕВ Александр
65. ИДРИСОВ Ерлан
61. КАПЕНОВ Бауржан
60. ЖАКАНОВ Болат
59. КОЧУБЕЙ Александр
51. ЕСЕНГАЗЫ Руслан
50. КРУЗ Пенелопа
50. МЕНДЫГАЛИЕВ Ерлан
49. ИГЕМБАЕВ Толеген
48. БАЙБАКИРОВ Серикжан
...>>>
29.04.24 Понедельник
86. НУРИЕВ Марат
79. КАБДРАХМАНОВ Тлеухан
78. КОЖАМКУЛОВ Толеген
75. ГАЛИЕВ Серик
74. ГАБЖАЛИЛОВ Хайрулла
73. ДАНДЫБАЕВ Багытур
72. ДЖАНАСАЕВ Булат
70. БИСЕНОВ Марат
70. ЕСДАУЛЕТ Улыкбек
70. ЖУАТ Муратхан
69. МЕНДЕБАЕВ Кенесбек
69. ШАКУН Владимир
68. САРСЕМБАЕВА Раушан
63. ЖУСУП Нурторе
63. НОКИН Патрис
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz