primeminister.kz, 7 марта
Меры по обеспечению безопасности в организациях образования рассмотрены на заседании Правительства под председательством Премьер-Министра РК Алихана Смаилова. Министр просвещения Гани Бейсембаев доложил, что в сравнении с 2020 годом в республике в 2,5 раза увеличено количество организаций образования, обеспеченных системами видеонаблюдения, в 7 раз – имеющих лицензированную охрану и в 21 раз – имеющих тревожные кнопки оповещения. Работа в этих направлениях продолжается. Вместе с тем для совершенствования системы безопасности детей планируется усилить персональную ответственность первых руководителей организаций образования, определить порядок пропускного режима в них, переформатировать воспитательную работу с акцентом на формирование навыков безопасного поведения в кризисных ситуациях и включить новый тематический модуль в программу подготовки и переподготовки педагогов. Как отметил министр внутренних дел Марат Ахметжанов, в стране утверждена Инструкция по антитеррористической защите объектов образования. В рамках нее учреждения, насчитывающие до 300 учащихся, должны иметь системы видеонаблюдения и оповещения; объекты до 700 человек – подключить видеокамеры к центрам оперативного управления (ЦОУ) и установить тревожные кнопки; организации, где свыше 700 человек, и все школы областных центров – дополнительно иметь договор с лицензированной охраной и турникеты. На сегодня совместно с МЧС РК проводится комплексная проверка всех организаций образования. С докладами о мерах, реализуемых в регионах, выступили акимы Северо-Казахстанской области Айдарбек Сапаров, Актюбинской области – Ералы Тугжанов и Абайской области – Нурлан Уранхаев. Заслушав выступающих, Премьер-Министр подчеркнул, что обеспечение безопасности детей является одной из первостепенных задач государства. "Родители должны быть уверены, что их дети во время обучения находятся в безопасных и благоприятных условиях", - сказал Алихан Смаилов. По его словам, в данном направлении повсеместно принимаются комплексные меры нормативного и организационного характера. Так, по поручению Главы государства разработан проект Комплексного плана по защите детей. Ужесточены требования к оснащению организаций образования тревожными кнопками и системами видеонаблюдения, подключению их к отделениям полиции, обеспечению лицензированной охраной. "Мониторинг соблюдения требований безопасности в организациях образования должен быть постоянным", - указал Премьер-Министр. В то же время он добавил, что в регионах пока сохраняется ряд проблемных вопросов. Например, среди школ с установленным видеонаблюдением фиксируется техническое несоответствие камер для такой работы. Порядка 1100 школ республики не подключены к ЦОУ полиции. Не в полной мере соблюдается пропускной режим. "В Туркестанской и Северо-Казахстанской областях в школах нет лицензированной охраны. В охранные предприятия также зачастую привлекают неподготовленных людей. Все эти вопросы надо решать в оперативном порядке, поскольку речь идет о безопасности наших детей", - подчеркнул Алихан Смаилов. В этой связи глава Правительства отметил необходимость до 1 апреля текущего года завершить оснащение школ соответствующими системами безопасности. "Это касается видеонаблюдения с выходом на центры оперативного управления полиции, обеспечения специализированной охраной и тревожными кнопками", - перечислил он. Кроме того, Премьер-Министр поручил в трехдневный срок внести в Правительство доработанный проект Комплексного плана по защите детей, который в том числе должен включать мероприятия по совершенствованию алгоритма межведомственного взаимодействия уполномоченных органов.
---
В Казахстане организации образования на 100% обеспечены системами видеонаблюдения - Г.Бейсембаев
В первой части заседания Правительства, прошедшего под председательством Премьер-Министра РК Алихана Смаилова, рассмотрены два важных вопроса - безопасность в организациях образования и цифровизация учебного процесса. С докладами выступили министры просвещения Гани Бейсембаев и внутренних дел Марат Ахметжанов, вице-министр цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности Асхат Оразбек. О том, как сейчас обстоят дела с организацией безопасности в стенах учебных заседаний, доложил министр просвещения Гани Бейсембаев. Так, по его словам ведомством применяется комплексный подход по обеспечению безопасности детей в организациях образования, который включает установку системы видеонаблюдения, подключение их к ЦОУ, обеспечение лицензированной охраной и тревожными кнопками. Для этого принят ряд нормативных правовых актов: Инструкция по организации антитеррористической защиты объектов, уязвимых в террористическом отношении в сфере образования; Перечень предметов и веществ, запрещенных к вносу в организации образования и на их территории; Стандарты к оснащению организаций дошкольного и среднего образования системами видеонаблюдения. Кроме того, разработан новый проект Типового положения по пропускному режиму организаций образования в феврале т.г. "Ежеквартально Министерством проводится мониторинг соблюдения требований безопасности в организациях образования, итоги которого на системной основе рассматриваются на уровне Правительства. По результатам мониторинга наблюдается положительная динамика по обеспечению системами безопасности в организациях образования", - отметил глава Минпросвещения. Так, в сравнении с 2020 годом: - в 2,5 раза увеличено количество организаций образования, обеспеченных системами видеонаблюдения; - в 11 раз увеличено количество организаций образования, подключенных к ЦОУ; - в 7 раз увеличено количество организаций образования, имеющих лицензированную охрану; - в 21 раз увеличено количество организаций образования, имеющих тревожную кнопку для оповещения. Итоги мониторинга по состоянию на 1 марта т.г. показали, что организации образования страны на 100% обеспечены системами видеонаблюдения, из них к ЦОУ подключены более 6 тысяч организаций образования. Тем не менее акиматами продолжается работа по приведению систем видеонаблюдения в соответствие с новыми требованиями инструкции. Согласно требованиям инструкции в крупных городах договора с лицензированной охраной заключили более 1900 тысяч организаций образования, а тревожные кнопки установлены в более 2400. В феврале т.г. рассмотрен вопрос проведения полного обследования организаций образования на предмет их безопасности. На сегодня в регионах работают 162 мониторинговые группы, в состав которых вошли сотрудники министерств просвещения, внутренних дел, чрезвычайных ситуаций и акиматов. На текущий период оценкой состояния безопасности охвачено более 7 тысяч организаций образования. Внедрена практика подписания Дорожных карт по региональному развитию образования между Министерством просвещения и акиматами регионов, где одним из приоритетных направлений является безопасность детей. Для дальнейшего совершенствования системы безопасности детей планируется: - усилить персональную ответственность первых руководителей организаций образования; - продолжить мониторинг систем безопасности организаций образования с участием органов внутренних дел; - внести изменения в Инструкцию в части включения порядка пропускного режима; - переформатировать воспитательную работу с акцентом на формирование навыков безопасного поведения участников образовательного процесса; - включить новый модуль по обеспечению безопасности детей в программу подготовки и переподготовки педагогов. Что касается цифровизации учебного процесса в среднем образовании, то в предвыборной Программе Главы государства предусматривается внедрение инновационных способов преподавания дисциплин, перевод необходимых учебных материалов в цифровой формат. Цель – соответствие учебного процесса, содержания и оценивания мировым стандартам и повышение цифровой грамотности. В связи с этим предстоят следующие задачи – обучение педагогов инновационным методам использования цифровых учебных материалов, внедрение цифровых учебных материалов, перевод в цифровой формат внутришкольного и национального внешнего оценивания и обеспечение школ техническими средствами и высокоскоростным интернетом. Для нормативного регулирования данного направления приказами министерства утверждены соответствующие правила, требования и перечни. "В настоящее время внедрены цифровые образовательные платформы, ведется Национальная образовательная база данных, используются цифровые учебники, цифровые образовательные ресурсы, приобретено и передано школам компьютерная техника и проведена работа по развитию сети Интернет", - сказал Гани Бейсембаев. В целях цифровизации управления учебным процессом в 7 тысячах школах по республике внедрены образовательные платформы (Kundelik, Білімал, EDUS и др.) содержащие основные сервисы для ведения электронных журналов и дневников, оценивания, выдачи домашних заданий, формирование планов и дистанционное обучение. Также имеются дополнительные сервисы - это мобильные приложения, аналитические дэшборды, столовое меню и онлайн-курсы повышения квалификации. В настоящее время 79% учебников переведены в цифровой формат, прошли госэкспертизы и включены в перечень учебников. К разработке цифровых учебников привлечены 11 издательств страны. В целях внедрения инновационных способов преподавания дисциплин разработаны методические рекомендации для использования педагогами и в текущем году запланировано их обучение. В 2024 году запланирован 100%-й охват предметов цифровыми учебниками. Наряду с цифровыми учебниками в школах активно используются цифровые образовательные ресурсы как дополнительный учебный материал с мультимедийным контентом. Создано более 50 тыс. цифровых образовательных ресурсов. К ЦОРам с начала текущего года подключено 6,7 тыс. школ. Ежедневно к ЦОРам подключаются 3 млн учеников и учителей. ЦОРами охвачены практически 100% предметов по всем уровням образования с количеством более 50 тыс. видеоуроков. О том, как обеспечивается безопасность в организациях образования в Казахстане, доложил также министр внутренних дел Марат Ахметжанов. начиная свое выступление, глава МВД отметил, что ранее к объектам, уязвимым в террористическом отношении, относились учебные заведения с численностью от 200 человек. Всего по республике насчитывалось 6,5 тыс. таких объектов. В 2021 году критерии изменились до 100 учащихся. В результате количество таких объектов образования увеличилось до 9 884. Утверждена Инструкция по антитеррористической защите объектов: - учреждения, насчитывающие до 300 учащихся, должны иметь системы видеонаблюдения и оповещения; - объекты до 700 учащихся также обязаны подключить видеокамеры к ЦОУ и установить тревожные кнопки; - организациям образования свыше 700 человек и всем школам областных центров дополнительно необходимо иметь договор с лицензированной охраной и турникеты. "Сейчас совместно с МЧС проводится комплексная проверка организаций. 60% всех учреждений составляют школы. Поэтому начали проверки с них. На сегодня большинство школ крупных городов оснащены тревожными кнопками (93%), турникетами (73%), и видеонаблюдением (100%)", - проинформировал М. Ахметжанов. В то же время детальное изучение показало, что только 62% видеокамер интегрированы к ЦОУ. Также министр отметил, что с начала текущего года ряд объектов образования не заключили договора с поставщиками услуг на обслуживание каналов связи. Процедуры госзакупок волокитятся, в результате не обеспечивается доступ ЦОУ к их системам видеонаблюдения. Глава МВД РК обратил внимание на то, что законодательство позволяет до подведения итогов госзакупок заключать договоры на обеспечение охраной, сигнализацией и другими устройствами систем безопасности на 2 месяца из одного источника. Однако это на местах не практикуется. Что касается охраны этих объектов, то школы с численностью свыше 700 человек должны привлекать лицензированные охранные структуры, имеющие: – радиосвязь, – служебное оружие, – мобильные группы оперативного реагирования. Сейчас ими обеспечена охрана 84% таких школ. "Нередко охрану учреждений образования обеспечивают не профессиональные специалисты, а проще говоря "вахтеры", поэтому надеяться на недопущение ими проноса опасных веществ и предметов не приходится", - подчеркнул М. Ахметжанов, добавив, что администрации учреждений вправе в технической спецификации указывать требования к способу обеспечения охраны, предельному возрасту сотрудников и уровню их специальной подготовки. Проверки показывают, что в крупных городах к ЦОУ подключены: 51% детских садов 65% колледжей 35% вузов Установлены "тревожные кнопки": 82% детских садов 90% колледжей 45% вузов Охранными организациями обеспечивается безопасность: 51% детских садов, 79% колледжей, 54% вузов. В 2022 году полицией в ходе проверок были выявлены нарушения в 3 195 объектах образования. Администрациям вынесены предписания об устранении. Министерству просвещения совместно с местными исполнительными органами поручить: 1) в краткие сроки завершить работы по оснащению школ системами безопасности и устранению недостатков; 2) предусмотреть проведение учебно-тренировочных занятий по реагированию на кризисные ситуации; 3) повысить качество подготовки психологов в организациях образования. "Зарубежная практика показывает, что нередко агрессоры подвергались травле со стороны сверстников. Необходимо проработать методологию раннего выявления проблемных детей и проведения с ними индивидуальных мероприятий. Полагаем, что указанные меры позволят наладить архитектуру безопасности в организациях образования", - отметил министр внутренних дел. Далее о том, как в Казахстане реализуется задача по цифровизации учебного процесса, доложил вице-министр цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности Асхат Оразбек. Так, по его словам, на сегодняшний день из 7098 государственных школ страны к сети Интернет подключено 7078 школ разными технологиями (ВОЛС, спутники, РРЛ, ADSL). Из них: - в 664 школах скорость интернета соответствует рекомендациям МСЭ; - в 6414 школах скорость интернета необходимо довести до уровня, рекомендованного МСЭ. Международный союз электросвязи рекомендует, что скорость интернета должна быть 20 Мб/с на одну школу. При этом скорость загрузки должна быть не менее 20 Мб/с, а скорость выгрузки – 5 Мб/с. Для школ с количеством учащихся более 400 человек рекомендуется минимум 1 Мб/с на 20 учащихся. Как показывает текущая ситуация, в некоторые школы подведены волоконно-оптические линии связи, но отсутствует полноценный доступ к сети интернет. Потому что в школах локальная сеть не организована надлежащим образом. В связи с этим на основе рекомендаций МСЭ разработаны типовые технические спецификации к договору государственных закупок, заключаемому между оператором связи и школой. В них предусмотрены требования в отношении скорости интернет в школах, обеспечения школ локальной и беспроводной сетью на надлежащем уровне, также покрытия всей территории школы. Также на заседании Правительства с докладом выступил аким Северо-Казахстанской области Айдарбек Сапаров. В первую очередь глава региона рассказал о состоянии детей, пострадавших во время нападения подростка на учеников школы №4 Петропавловска. "На сегодня все они выписаны из стационара. Состояние удовлетворительное. Врачебно-консультационной комиссией рекомендовано обучение на дому. Вопрос находится на постоянном контроле", - кратко проинформировал А. Сапаров. В области функционируют 630 объектов образования, в том числе 465 школ, в которых обучаются 75 тыс. учащихся и 76 детских садов. По словам акима, организации обеспечены системами видеонаблюдения. В городе Петропавловске к Центру оперативного управления Департамента полиции подключены 79 объектов, также в районных центрах камеры выведены в отделы полиции. Тревожные кнопки установлены на 178-ми объектах. Также проводится работа по дополнительной установке тревожных кнопок. |