NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Четверг 25.04.2024 12:22 ast
10:22 msk

Сенаторы приняли Закон о новых механизмах социальной поддержки граждан
Под председательством Спикера Сената Парламента РК Маулена Ашимбаева состоялось заседание Палаты, на котором сенаторы рассмотрели ряд Законов и озвучили депутатские запросы. В ходе заседания сенаторы рассмотрели и приняли Закон "О внесении изменений и дополнения в Закон Республики Казахстан "О республиканском бюджете на 2023 – 2025 годы"
17.03.2023 / политика и общество

Пресс-служба Сената, 16 марта

Под председательством Спикера Сената Парламента РК Маулена Ашимбаева состоялось заседание Палаты, на котором сенаторы рассмотрели ряд Законов и озвучили депутатские запросы.
В ходе заседания сенаторы рассмотрели и приняли Закон "О внесении изменений и дополнения в Закон Республики Казахстан "О республиканском бюджете на 2023 – 2025 годы".
"Сегодня мы приняли Закон об уточнении республиканского бюджета на 2023 год, в который мы внесли ряд поправок в целях реализации задач, поставленных Главой государства. В их числе развитие регионов, аграрного сектора, энергетики, решение социальных вопросов. На развитие инфраструктуры регионов к ранее выделенным средствам дополнительно направляются 240 млрд тенге. Это, прежде всего, вопросы развития сельских территорий, обеспечение населенных пунктов водой, развитие городских окраин. Аварии этой зимой выявили высокий уровень износа объектов теплоэнергетики. В соответствии с поручением Главы государства на строительство и реконструкцию теплоэнергетической системы страны дополнительно выделяются 144 млрд тенге. На поддержку аграрного сектора направляются еще 233 млрд тенге. Эти средства будут использованы для льготного кредитования инвестиционных проектов в АПК", – отметил Маулен Ашимбаев, подчеркнув, что поставленные задачи должны быть выполнены качественно и в установленные сроки.
По словам Спикера Сената, республиканский бюджет имеет выраженную социальную направленность. Примерно половина расходов государства традиционно направляется на социальную сферу. Вместе с тем, в уточненном бюджете около 300 млрд тенге выделяются дополнительно для модернизации сельского здравоохранения, обеспечения граждан лекарствами, строительства в регионах объектов культуры и спорта, повышения социальных пособий, в том числе для лиц с инвалидностью.
Маулен Ашимбаев также назвал ряд основных проблем, поднимаемых сенаторами и требующих оперативного решения.
"Во-первых, необходимы жесткие меры для сдерживания инфляции. Мы должны научиться жить по средствам. Должна быть ответственность за неэффективное использование бюджетных средств. Все незаконные накрутки посредников, коррупционные схемы ложатся в цену товаров и услуг для населения и должны сразу пресекаться. Во-вторых, решение проблем инфраструктуры – одна из основных обязанностей госорганов. В первую очередь это вопросы, связанные с тепло- и электроснабжением. В прошлые годы в этой сфере по разным причинам не были приняты соответствующие решения и средства своевременно не выделялись, что в результате привело к авариям и чрезвычайным ситуациям. В итоге страдают наши граждане. Нужно срочно менять эту ситуацию. И третье, в рамках существующих программ важно решить вопрос финансирования бизнеса. Необходимо наращивать кредитование реального сектора. В то же время ограничивать рост потребительских займов. Надеемся, что в предстоящий период в этом направлении будет осуществляться системная работа", - резюмировал Спикер Сената.
Также депутатами был принят Конституционный закон "О внесении изменений и дополнений в некоторые конституционные законы Республики Казахстан по вопросам административной реформы" и Закон "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам административной реформы". Законы нацелены на совершенствование системы госуправления путем децентрализации полномочий центральных государственных органов.
В частности, исключаются компетенции Правительства по осуществлению структурной и инвестиционной политики, формированию государственной политики по развитию культуры, образования, здравоохранения, туризма и спорта, а также в связи с трансформацией Канцелярии Премьер-Министра в Аппарат Правительства и т.д. От центральных государственных органов в местные исполнительные органы Законом передается 21 функция, направленная на решение вопросов местного значения.
По мнению депутатов, принятые Законы позволят усилить гибкость, оперативность и самостоятельность центральных государственных органов в принятии решений в регулируемых сферах. Таким образом, повышается автономность государственного управления и усиливается персональная ответственность руководителей госорганов.
По итогам двух чтений на заседании Сената депутаты рассмотрели и приняли в обновленной редакции Социальный кодекс РК и три сопутствующих ему закона: Конституционный закон "О внесении изменений в некоторые конституционные законы Республики Казахстан", а также Законы "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам социального обеспечения" и "О внесении изменений в Кодекс Республики Казахстан об административных правонарушениях".
"Социальное обеспечение – одна из ключевых задач государства. Сегодня мы приняли Социальный кодекс и сопутствующие ему Законы, которые будут формировать новую социально-правовую политику в этой сфере. По поручению Президента страны будет внедрен ряд социальных механизмов по обеспечению повышения благосостояния граждан. В частности, цифровая семейная карта будет использоваться для предоставления гражданам социальных гарантий в проактивном формате. Предусмотрено совершенствование механизмов социальной поддержки семей и оказания специальной социальной помощи. Также включены положения по расширению доступа к специальным социальным услугам для лиц с инвалидностью и усилению их социальной защиты. Считаем, что принятые Законы внесут значительный вклад в решение общественно-значимых проблем и формирование справедливой социальной политики", - прокомментировал принятые Законы Маулен Ашимбаев.
Наряду с этим, сенаторами были рассмотрены и ратифицированы три международных соглашения. На регулирование отдельных вопросов деятельности Евразийского банка развития нацелен Закон "О ратификации Соглашения между Правительством Республики Казахстан и Правительством Российской Федерации о купле-продаже части доли Российской Федерации в оплаченном уставном капитале Евразийского банка развития".
Целью следующего Закона "О ратификации Договора между Республикой Казахстан и Республикой Узбекистан о демаркации казахстанско-узбекской государственной границы" является международно-правовое закрепление правовых основ демаркации линии государственной границы между Казахстаном и Узбекистаном.
"Принятый закон предусматривает демаркацию государственной границы между Казахстаном и Узбекистаном. Несомненно, он будет способствовать дальнейшему укреплению стратегического партнерства и сотрудничества двух братских стран", – отметил Маулен Ашимбаев.
Закон "О ратификации Соглашения между Правительством Республики Казахстан и Правительством Российской Федерации о создании и функционировании филиалов организаций высшего и послевузовского образования Республики Казахстан в Российской Федерации и филиалов образовательных организаций высшего образования Российской Федерации в Республике Казахстан", по мнению депутатов, позволяет открывать в стране филиалы международных учебных заведений.
Председатель Паплаты также подвел итоги деятельности в связи исполнением Сенатом функций Парламента по принятию Законов и Конституционных Законов.
"Согласно Конституции, в период временного отсутствия Мажилиса функции Парламента по принятию Конституционных Законов и Законов были возложены на Сенат. За эти два месяца Сенат принял 36 Законов. Девять из них были разработаны по инициативе депутатов. В целом принятые в этот период Законы направлены на реализацию задач, обозначенных Президентом страны и решение ключевых задач. Уверен, что они будут способствовать повышению благосостояния граждан, обеспечению финансовой и социальной стабильности страны, а также совершенствованию государственной правовой политики", – заключил Маулен Ашимбаев.
Озвучили в ходе заседания сенаторы и свои депутатские запросы.
Бекбол Орынбасаров выразил обеспокоенность за состояние здоровья жителей Бейнеуского района, Мангистауской области, проживающих близ Аральского моря.
Арман Утегулов указал на важность оказания содействия фермерам Западно-Казахстанской области в сохранении их сельхозугодий и защите выращенного урожая от популяции сайгаков.
Мурат Кадырбек обозначил проблемы с финансированием хода строительства инфраструктурных объектов в Туркестанской области.

---

Сенат принял уточнения республиканского бюджета на 2023 год
МНЭ, 16 марта

Вице-министр нацэкономики РК Бауыржан Омарбеков представил уточненный Правительством прогноз бюджетных параметров на т.г. в рамках Прогноза социально-экономического развития на 2023–2027 годы.
По его словам, в 2023 году по оценке отраслевых министерств ожидается положительная динамика в секторах экономики в ранее одобренных значениях.
"Исходя из оперативных данных по ВВП за 2022 год, обновленных прогнозов по росту мировой экономики и ценам на экспортные товары на 2023 год, макроэкономические показатели страны сохранены на ранее одобренном уровне", - отметил вице-министр.
Реальный рост ВВП на уровне 4%
Цена на нефть – 85$ за баррель
Объем добычи нефти – 92,6 млн. тонн
"Также сохранены прогнозы роста промышленности, сельского хозяйства, строительства, торговли и транспорта. Объем экспорта сохранился на уровне $80,9 млрд, импорт – на уровне $45,7 млрд", - уточнил он.
Доходы республиканского бюджета в 2023 году прогнозируются на уровне 12,1% к ВВП или 14,6 трлн тенге, с ростом от утвержденного плана на 720 млрд тенге.
В частности, прирост доходов бюджета ожидается за счет разовых поступлений в сумме 316 млрд тенге и улучшения налогового и таможенного администрирования на 404 млрд тенге.
"Для финансирования социально значимых проектов национального масштаба и стратегически важных инфраструктурных проектов дополнительно будет привлечен целевой трансферт из Национального фонда в объеме 800 млрд. тенге. Дефицит бюджета в 2023 году предлагается сохранить на уровне 3,2 трлн. тенге или 2,7% к ВВП. С учетом этого расходы республиканского бюджета составят 22,5 трлн. тенге с увеличением на 1,5 трлн. тенге относительно утвержденного объема", - заключил Б.Омарбеков.

---

Сенат принял законопроекты об административной реформе
МНЭ, 16 марта

Вице-министр нацэкономики Бауыржан Омарбеков представил проект Конституционного закона "О внесении изменений и дополнений в некоторые конституционные законы РК по вопросам административной реформы Республики Казахстан" и проект закона "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам административной реформы".
Как подчеркнул вице-министр, законопроекты направлены на дальнейшую децентрализацию системы госуправления.
Основные подходы:
передача от Правительства к центральным госорганам компетенций по формированию госполитики и осуществлению международного сотрудничества в отраслях
передача от центральных государственных органов в местные исполнительные органы компетенций по реализации госполитики
передача от местных исполнительных органов областного уровня на районный уровень полномочий по обеспечению жизнедеятельности населения
"В проекте Конституционного закона вносятся изменения относительно трансформации Канцелярии Премьер-Министра в Аппарат Правительства, эталонов флага и герба государства, а также исключения компетенции Правительства по формированию госполитики в инвестиционной сфере, культуре, образовании и др", - отметил он.
По второму законопроекту предусматриваются поправки в 164 законодательных актов, в том числе 14 кодексов и 150 законов.
"В целом предусмотрено перераспределение 494 функций между уровнями госуправления. При этом от уровня Правительства в центральные госорганы передаются 471 функция. Местным исполнительным органам от центральных госорганов передается 21 функция. Между министерствами перераспределяются 2 функции", - уточнил Б.Омарбеков.
Кроме того, в целях реализации поручения Президента по дебюрократизации 231 функция исключается, с закреплением на уровне положений госорганов. При этом исключаются дублирующие и не имеющие правовой нагрузки 132 функции Правительства, 3 функции Парламента.
Отмечается, что принятие законопроектов станет очередным шагом в формировании эффективной системы госуправления и приведет к формированию оптимальной и эффективной структуры управления, за развитие которой будет нести ответственность не только Правительство, но и конкретно руководство центрального госоргана.

---

Сенат принял Социальный кодекс РК
МТСЗН РК, 16 марта

Депутаты Сената Парламента РК, рассмотрев на заседании палаты во втором чтении, приняли Социальный кодекс Республики Казахстан. Теперь он будет направлен на подпись Главе государства.
Как сообщалось ранее, накануне документ депутатам презентовала Министр труда и социальной защиты населения РК Тамара Дуйсенова. В своем выступлении она отметила, что новая социальная политика является важным аспектом масштабных изменений, объявленных Главой государства.
"Основы этих преобразований отражены в представленном проекте Социального кодекса. В нем, во-первых, предлагается кардинальное изменение парадигмы господдержки: она будет больше направлена на упреждение трудных жизненных ситуаций, а не на устранение последствий. Во-вторых, предусматривается углубление цифровизации социальной сферы, обеспечивающей переход от используемой сегодня заявительной формы оказания социальных услуг к выявительной форме и проактивному формату их предоставления. В-третьих, ответственность за социальное обеспечение граждан будет возлагаться не только на государство, но и на работодателей и самих граждан. Эти обязательства будут реализованы в рамках нового социального контракта. В-четвертых, меры по развитию системы социального страхования будут направлены на стимулирование продуктивной и формальной занятости", – сказала Тамара Дуйсенова.
Глава МТСЗН добавила, что при разработке Соцкодекса был изучен международный опыт, за его основу взята структура Социального кодекса Евросоюза, но с учетом специфики нашей страны. Проект Кодекса содержит 5 разделов и 21 главу.
Министр сделала акцент на 5 основных новеллах документа.
"Первая новелла – это Цифровая карта семьи (далее – ЦКС), которая формируется на основе данных из всех действующих информационных систем госорганов. Главной целью ее внедрения является обеспечение равного доступа казахстанцев к системе государственной поддержки. Поэтому в Кодексе мы обозначили ЦКС как инструмент для определения среднесрочных и долгосрочных задач и направлений социальной политики. Также ЦКС будет являться своеобразным электронным уведомителем, информирующим людей о полагающейся им государственной поддержке исходя из социального статуса и степени благополучия членов семьи. Уведомление будет направляться каждой семье в виде SMS-сообщений центральным государственным органом. Пособия и выплаты будут назначаться гражданам в проактивном формате на основе данных, имеющихся в информационной системе", – сообщила Тамара Дуйсенова.
Вторая новелла – усиление адресной социальной поддержки, которое будет предусматривать сначала адресные меры для упреждения социальных рисков, только затем адресную помощь, направленную на борьбу с последствиями социальных рисков. Необходимость оказания адресных мер будет выявляться на основе данных из ЦКС.
При этом в Соцкодексе предусмотрены дополнительные меры социальной поддержки семей с детьми: продление срока выплат по уходу за ребенком до 1,5 лет; монетизация гарантированного социального пакета для детей в возрасте от 1 года до 6 лет из числа получателей адресной социальной помощи; присвоение статуса награжденных матерей женщинам, награжденным подвесками "Алтын алқа" и "Күміс алқа", и увеличение им размера пособий; увеличение размеров государственных пособий отдельным категориям социально-уязвимых слоев населения.
Кроме того, черта бедности для назначения адресной социальной помощи будет определяться медианным доходом вместо прожиточного минимума.
"Мы изучили подходы, применяемые в странах, входящих в Организацию экономического сотрудничества и развития. Сегодня черта бедности в США составляет 40% от медианного дохода, в Канаде – 50%, в Швеции, Норвегии, Дании, Австрии, Германии и Франции – 60%. Мы также намерены внедрить этот опыт.
Если прожиточный минимум обеспечивает физиологическое восстановление человека, медианный доход – это средний прожиточный минимум, покрывающий фактические потребительские расходы населения в целом.
С 2025 года адресная социальная помощь будет предоставляться гражданам, имеющим доходы ниже среднего медианного. Вместе с адресными мерами это обеспечит семьям возможность выхода из трудной жизненной ситуации", – добавила Тамара Дуйсенова.
Третья новелла – трансфомация системы социального обслуживания, главная цель которой – повышение доступности специальных социальных услуг (далее – ССУ) для лиц с инвалидностью (далее – ЛСИ).
"Предусматривается вовлечение членов семей в оказание услуг лицу, имеющему инвалидность. Родственники ЛСИ будут оформляться в качестве индивидуальных помощников с соответствующей оплатой труда и социальными отчислениями.
Еще одно изменение – пересмотр стандартов ССУ и введение подушевого норматива. Для услуг будут отдельные нормативы, а для компенсаторных технических средств – предельные цены. Эти изменения, с одной стороны, приведут к дальнейшей монетизации некоторых видов техсредств или товаров, с другой стороны, широкое вовлечение частного сектора позволит обеспечить доступность ССУ, особенно в сельских населенных пунктах", – рассказала министр.
Кроме того, предусматривается наделение новыми полномочиями комиссий по Порталу социальных услуг (далее – ПСУ), созданных при местных исполнительных органах: прием и рассмотрение в течение 5 дней заявления ЛСИ о некачественном товаре или услуги; направление заявления поставщику и контроль его исполнения; принятие решения о снятии поставщика с ПСУ и включении в список недобросовестных поставщиков.
Четвертая новелла касается системы социального страхования и пенсионного обеспечения граждан.
В своем выступлении Тамара Дуйсенова подчеркнула, что действующая в Казахстане система страхования по 5-ти социальным рискам соответствует международным стандартам и реальным экономическим условиям.
"Она будет сохранена, но меняется ее целевая задача. Система будет направлена не только на осуществление социальных выплат, а, прежде всего, на стимулирование легальной занятости для повышения уровня социальной защищенности формально занятых граждан", – сообщила министр.
При этом главным трендом предлагаемых изменений является: участие в системе социального обеспечения государства, работодателей и работников; усиление взаимосвязи между стажем участия в системе и размерами социальных выплат; поэтапное увеличение пенсионных и социальных выплат работникам, своевременно перечисляющим социальные взносы.
"Так, с этого года гражданам, потерявшим работу, в соответствии с периодом уплаты взносов предусмотрены выплаты из Государственного фонда социального страхования в размере 45% от прежнего дохода сроком до 6 месяцев", – отметила глава МТСЗН.
Говоря об изменениях в системе пенсионного обеспечения, предусмотренных в проекте Соцкодекса, Тамара Дуйсенова сообщила, что для действующих пенсионеров в ближайшие 5 лет будет увеличена базовая пенсия. Также размер максимального дохода, используемого для расчета размера трудовой пенсии, увеличивается с 46 до 55 месячных расчетных показателей или до 70% от средней заработной платы. Для будущих пенсионеров, формирующих пенсию за счет собственных накоплений, с 1 января 2024 года будут введены дополнительные пенсионные взносы работодателей.
Кроме того, вносятся изменения по расширению прав вкладчиков по управлению своими активами. Теперь пенсионные накопления выше установленного порога достаточности граждане будут тратить только на лечение и приобретение жилья.
Не более 50% пенсионных накоплений, оставшихся после изъятий, или от всей накопленной суммы, вкладчики могут передать в частное управление путем выбора компании по управлению активами. При этом необходимо отметить, что государственная гарантия сохранности пенсионных накоплений будет распространяться только на ту часть накоплений, которой управляет Национальный банк.
Пятая новелла – новые подходы к сфере обеспечения занятости населения, которые будут реализованы по следующим направлениям.
Первое – либерализация рынка труда. Это означает признание всех форм гибкой занятости, включая платформенную занятость.
В этих целях введено понятие "независимого работника" – лица, занимающегося трудовой деятельностью, приносящей ему доход, но не имеющего официальной государственной регистрации в соответствующих уполномоченных органах.
"Деятельность таких работников будет признаваться формальной занятостью в случае присоединения их к оферте онлайн-платформ или заключении публичного договора. К примеру, таксисты, присоединившиеся к онлайн-платформе Яндекс такси, курьеры, присоединившиеся к онлайн-платформе Glovo, будут отнесены к категории таких работников", – проинформировала министр.
Второе – формирование цифровых центров занятости.
"На сегодняшний день процесс поиска работы, регистрации в качестве безработного, подачи заявления на назначение соцвыплат по потере работы из ГФСС полностью оцифрованы и реализуются через Электронную биржу труда.
В связи с этим в проекте Соцкодекса предусматривается трансформация центров занятости в мобильные центры, которые будут координировать все инициативы и программы по развитию региональных рынков труда с учетом специфики областей", – пояснила Тамара Дуйсенова.
Глава МТСЗН сообщила, что также подготовлен ряд поправок в законодательство, направленных на формирование новой миграционной политики и дальнейшее совершенствование трудового законодательства.
"Их цель – обеспечение экономики Казахстана востребованными и квалифицированными кадрами, совершенствование трудовых отношений между работодателями и работниками", – резюмировала министр.
В завершение своего выступления Тамара Дуйсенова отметила, что большая часть новелл, предусмотренных проектом Социального кодекса, принята в рамках законов, подготовленных во исполнение поручений Главы государства, и реализуется с 1 января текущего года.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Рабочий график главы государства 31.03.2023
Указ Президента Республики Казахстан от 30 марта 2023 года №160 31.03.2023
Маулен Ашимбаев: Сенат готов выполнять поставленные Президентом задачи 31.03.2023
В Правительстве рассмотрели ход разработки нового Бюджетного кодекса 31.03.2023
Вопросы предпринимательства в горно-металлургическом комплексе рассмотрели в Правительстве 31.03.2023
Аким Алматы встретился с жителями Турксибского района 31.03.2023
Касым-Жомарт Токаев выступил на открытии первой сессии Парламента VIII созыва 30.03.2023
Указ Президента Республики Казахстан от 27 марта 2023 года №152 30.03.2023
Указ Президента Республики Казахстан от 28 марта 2023 года №154 30.03.2023
Указ Президента Республики Казахстан от 29 марта 2023 года №158 30.03.2023

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
25.04.24 Четверг
83. НОВИКОВ Никита
82. АЯПОВ Калкаман
79. КУРАКБАЕВ Куралбай
79. ШВАЙЧЕНКО Юрий
76. ДОСАЕВ Тасбулат
75. ЕЛЕМИСОВ Еркебулан
69. ДЖУРГЕНОВ Биржан
68. УТЕПОВ Болат
66. ТЕМИРХАНОВ Ерканат
64. УТЕУЛИНА Хафиза
63. КУЗЯКОВ Евгений
58. АУБАКИРОВ Каныш
56. АХТАМБЕРДИЕВ Ержан
55. КОЖАМКУЛОВ Мурат
55. ОМАРОВ Мурат
...>>>
26.04.24 Пятница
83. САРСЕКЕНОВ Тулен
81. АГИБАЕВА Мая
78. БАЕШОВ Абдуали
76. ОМАРОВ Кадыр
74. МАНКЕЕВА Жамал
73. ТАТАЕВ Бахыт
72. АТШАБАР Бакыт
70. АК-КУОВА Галия
68. ДЖЕКЕБАЕВ Крым
66. АБДЫГУЛОВА Найля
66. СЕРИКБАЕВ Ержан
66. СУЛЕЙМЕНОВ Нурислам
64. САКТАГАНОВ Максат
61. САПАРГАЛИЕВ Мухат
61. ТАИМБЕТОВ Багбан
...>>>
27.04.24 Суббота
77. ИСИН Нурлан
72. ЖАПАРОВ Жаксылык
71. ВЕРБНЯК Александр
71. КОЗЛОВ Александр
69. ОМАРОВ Жанай
68. ДОЛГИХ Сергей
67. КОШКИМБАЕВ Сапар
65. МАКСИМОНЬКО Василий
65. УРИНБАСАРОВ Тулеп
65. ХАМИТОВ Азат
63. ГУМАРОВА Майра
62. ДЕРЕВЯНКО Аида
62. ДУСИПОВ Еркин
61. КЛЕБАНОВ Александр
58. СЫЗДЫКОВ Марат
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz