Назгуль Абжекенова, golos-naroda.kz, 20 марта
Вице-министров станет меньше, ряд министерств оптимизируют, а кого-то оставят до осеннего "заклания" - такие прогнозы по переменам в Кабмине дал корреспонденту "Голос народа" известный политолог, автор энциклопедии "Кто есть кто в Казахстане" Данияр Ашимбаев.
Нескромная оценка В ходе выборов в нижнюю палату парламента премьер и его команда оценили свою работу на троечку, хотя не преминули похвалить себя, любимых, за деятельность "в очень сложных условиях, когда сумели обеспечить реальный рост экономики на 3,2%. "Несмотря на сложные внешние геополитические условия, события в нашей стране и в соседних странах, я считаю, что наша экономика сумела устойчиво развиваться", ‒ заявил после голосования глава кабмина Алихан Смаилов журналистам. Сменят ли нескромного премьера и его команду, гордящихся мизерными показателями и – по сути - не признавших провальную работу по экономическому и другим блокам? И как будут расставлены силы в сезоне весна-2023? "Согласно статье 70 Конституции РК правительство слагает полномочия перед вновь избранным мажилисом, после подведения окончательных итогов и регистрации депутатов. Это будет, скорее всего, уже после праздников. То есть кабмин уходит в отставку по закону, тем не менее, раньше он слагал полномочия перед вновь избранным президентом. Новые правила приняты относительно недавно. Послевыборной смены правительства в Казахстане практически не было. Правительства менялись по любым другим поводам", - отмечает Ашимбаев.
По осени будут считать По его оценке, с высокой вероятностью пост премьера сохранит Алихан Смаилов. "Во-первых, желающих на это место особо нет. Правительство создало шквал проблем, само генерировало их без всякого мирового кризиса. И эффективно решить эти проблемы, на мой взгляд, практически невозможно. Кроме того, впереди - слушания по отчету о бюджете. И если кабмин будет меняться при новом премьер-министре, мало кто захочет выслушивать претензии за недочеты предшественников", - подчеркивает Данияр Ашимбаев. "В отношении правительства у нового состава мажилиса будет высокий уровень критичности, и, скорее всего, мальчиков для битья сохранят до осени. Новым депутатам надо будет на что-то и кого-то срываться", - полагает собеседник. "А осенью Токаев - вероятно - отправит кабмин в отставку, когда будут видны результаты весенне-летнего сезона, очередного всплеска инфляции. В годовом исчислении она уже превышает 20%. Антиинфляционная политика правительства себя не оправдала, а "валить" все на мировою конъюнктуру становится перебором. Очевидно, что 2/3 инфляции - проблема внутренняя, которую генерируют Нацбанк и правительство", - акцентирует политолог.
А если акимов в кабмин? В качестве кандидата на руководителя кабмина назывался Ерлан Кошанов - глава партии "Аманат", продолжает собеседник. "Но депутатский корпус после выборов очень серьезно меняется, даже в правящей партии значительное обновление списка. Новые партии, новых депутатов в новой реальности нужно координировать, направлять на законотворческую работу. И для "обуздания" новых депутатов нужен опытный спикер-тяжеловес. Тем более "Аманат", по сути, выиграл. И альтернативы Кошанову в списке особо нет", - считает эксперт. Продолжая тему будущего главы правительства, Ашимбаев замечает: его заместители "сами по себе люди неплохие", но премьерского потенциала в них не видят. "Вице-премьер - министр торговли и интеграции Жумангарин хорошо показал себя в АЗРК, но в кабмине его результаты, даже по собственному признанию, не очень однозначны. Неплохой кандидат на пост главы кабмина – первый вице-премьер Скляр, тем более по практике именно они становятся премьерами. Но против него может сыграть его национальность. В истории Казахстан было два премьера - не казаха: Радус-Зенькович в начале прошлого века и Терещенко на заре Независимости", - напоминает автор энциклопедии "Кто есть кто в Казахстане". "Кого-то из акимов дергать, например, Досаева, но тогда встает вопрос, кого на Алматы ставить. Фигура Смаилова на этом посту энтузиазма не вызовет ни у кого". "Потому что премьер – слабый хозяйственник?" - уточнили мы. "Досаев тоже не хозяйственник, но он хотя бы старается, и он точно лучше двух предыдущих акимов", - говорит алматинец Ашимбаев. Иными словами, шансы на сохранение кабмина большие, а изменения, если и будут, то, возможно, в части оптимизации количества вице-премьеров. "Шесть замов премьера - это уже перебор. Возможна также децентрализация в отдельных министерствах. У многих из них слишком много полномочий, и они не всем успевают заниматься. Впрочем, любое решение – по сокращению или созданию новых ведомств – у нас могут аргументировать". – говорит политолог.
Эффект новизны Мы коснулись конкретных фигур из пока еще действующего состава кабмина. "Вице-премьер – глава МИД Тлеуберди - сейчас в политике фигура ключевая. Другой вице-премьер, министр финансов Жамаубаев и его коллега Жумангарин, думаю, также сохранят свои посты, как и Кульгинов – желающих заниматься социалкой мало. Вице-премьер - руководитель аппарата правительства Койшыбаев: к нему есть вопрос по дебюрократизации, хотя как к рукапу вопросов нет. И, как и Тлеуберди, он – в правительстве человек президента", - акцентирует Ашимбаев. Большинство министров силового блока назначены недавно и "как бы находятся на своих местах". "Хотя министр обороны - выходец из Нацгвардии, и нынешняя должность - не совсем по его профилю. А глава МВД – выходец из прокуратуры и финпола. Но с учетом объема работы и эффекта новизны в системе эти фигуры достаточно востребованы. Да и частая смена силовиков – не самая лучшая мера", - продолжает политолог. Министры юстиции, культуры, просвещения, науки, экологии и индустрии также недавно назначены – не прошло и полугода, для кого-то – года. Шансов на их замену нет, полагает Ашимбаев. "Из тех, кто остается, по большому счету, наибольшая критика звучит в адрес министра сельского хозяйства Карашукеева. Возможно, его заменят. Акчулаков - министр энергетики - тоже периодически попадает под негативные отзывы, но определенный консенсус и баланс интересов в регионах он обеспечивает", - говорит политолог и напоминает, как рокировки после Нового года немало удивили экспертное сообщество. "С одной стороны, ждали изменений, но никто не понял почему назначили именно тех, а не других. И никто не объяснил. Сейчас ситуация такая же: "под нож", скорее всего, пойдет Карашукеев, но не факт. Тем более категория "плохо или хорошо" работает министр в наших условиях не самая востребованная", - акцентирует Ашимбаев.
Улетают в дыру Удержится в своем кресле и старожил кабмина – министр соцзащиты Дуйсенова, прогнозирует политолог. "Социальный блок на системном уровне привязан к фиксации текущей ситуации. Хотя, на мой взгляд, вопросы трудовой политики можно было отдать в отдельное министерство, а соцобеспечение - в минфин. Единый центр мог бы заниматься профтехобразованием, трудовой миграцией, переподготовкой персонала вместе с миннацэкономики, готовил бы кадры, проекты. Но у нас и МНЭ занимается непонятно чем", - говорит Ашимбаев. Он констатирует: в принятую в 2021 году новую систему Госпланирования МНЭ уже внес более 90 изменений. "То есть нацпроекты, о которых долго и с помпой говорили, предлагают из стратегического ориентира перевести во вспомогательный. Когда идет такая смена приоритетов, понятно, что прежние планы улетели в тартары, но никто об этом отчитываться не хочет", - отмечает эксперт. Резюмируя тему перестановок в правительстве после выборов в мажилис, Ашимбаев подчеркнул: уволить можно всех. "Дыры есть во всех ведомствах. Проблема – в организации экономической политики. Есть АСПиР, непонятно чем занимающийся. МНЭ выполняет те функции, которые ждали от АСПиР, в итоге первый исправно переписывает планы. Минфин тоже с пугающей частотой меняет задним числом свои планы. Есть мининдустрии при отсутствии индустрии. Минэнергетики не может определиться с решением проекта АЭС. МСХ как профильная структура за сельхозку не отвечает вообще. И вдобавок в парламенте появились агролобби: помимо партии "Ауыл" пришло немало менеджеров - выходцев из системы "Казагро", причем почти во всех списках. Хотя эффективность этого госхолдинга не была его известной чертой. Можно поменять министров, но в данном случае вопрос в системе и организации работы. Надеюсь, дело дойдет до реформирования именно этих аспектов", - сказал Данияр Ашимбаев. |