Премьер-Министру Республики Казахстан Смаилову А. А.
Анонсированное Министерством энергетики повышение цен на ГСМ вызвало большой ажиотаж среди населения. В тоже время, в условиях рыночной экономики искусственное сдерживание цен приводит к опустошению внутреннего рынка ГСМ иностранными и теневыми субъектами, что наносит прямой ущерб национальной экономике. Приходится признать, что в условиях растущего вывоза ГСМ в соседние страны, выравнивание цен для предупреждения дефицита было вынужденным, но прагматичным решением. Тем не менее, считаем, что Правительство подошло к данному вопросу половинчато, не просчитав последствий роста цен в цепочке стоимости, прежде всего – тарифов на коммунальные услуги и цен на сельхоз продукцию и социально-значимые товары для населения. При таком подходе, повышение цен на ГСМ больно ударит по малообеспеченным слоям населения, а также по сельхозпроизводителям и малому и среднему бизнесу. Отдельным вопросом стоит структура ценообразования ГСМ. К примеру, в России стоимость сырья в литре бензина составляет 12 процентов, а 69% - налоги и акцизы. То есть, на топливе прежде всего зарабатывает бюджет. В Казахстане стоимость сырья в цене на бензин 58%, а налоги составляют лишь 15 процентов, т.е. у нас от повышения цены выигрывают нефтяные компании и посредники. Неслучайно Глава государства К. Токаев в своем выступлении на расширенном заседании Правительства потребовал выявлять и исключать подобных посредников. Это уже вопрос к контролирующим органам! В связи с вышеизложенным фракция "Ак жол" предлагает: 1. Дополнить решение о повышении цен на ГСМ мерами по защите малообеспеченных слоев населения, в частности, рассмотреть возможность введения компенсационных адресных выплат на связанные расходы (коммунальные услуги, транспорт). 2. Проработать вопрос введения фиксированных тарифов, зависящих от подорожания ГСМ (на энергию и транспортные расходы), для производителей социально-значимых товаров для населения (продуктов питания, лекарств, одежды и обуви) из числа малого и среднего бизнеса и агро-промышленного комплекса. 3. Принять меры по выявлению и исключению фирм-посредников в нефтегазовой сфере. 4. Кроме того, просим рассмотреть вопрос о снятии запрета на экспорт для тех продуктов нефтепереработки, которые не востребованы на рынке (нафта, печное и корабельное топливо).
С уважением, Депутаты фракции ДПК "Ак жол" |