NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Пятница 19.04.2024 14:07 ast
12:07 msk

Политико-экономическое маневрирование Казахстана между Китаем и Евросоюзом
На прошлой неделе прошли такие важные для Казахстана международные мероприятия, как государственный визит президента страны Касым-Жомарта Токаева в Китай, саммит "Центральная Азия – Китай" с участием руководителей соответствующих государств и второй Экономический форум "Центральная Азия – Европейский Союз"
25.05.2023 / политика и общество

Андрей Чеботарев, turanpress.kz, 24 мая

На прошлой неделе прошли такие важные для Казахстана международные мероприятия, как государственный визит президента страны Касым-Жомарта Токаева в Китай, саммит "Центральная Азия – Китай" с участием руководителей соответствующих государств и второй Экономический форум "Центральная Азия – Европейский Союз". По итогам каждого из них достигнуты определенные результаты, в том числе рассчитанные на ближайшую перспективу.
Вследствие своего географического положения и обусловленных им транспортно-логистических возможностей, а также внешнеэкономической деятельности Казахстан давно выступает связующим звеном между Китаем и Евросоюзом. Итоги прошедших мероприятий позволяют ему усилить эту позицию с политическими и экономическими выгодами для себя. Тем более, что обозначились определенные точки соприкосновения непосредственно между Брюсселем и Пекином.
Прежде всего, речь идет о дальнейшем развитии Транскаспийского международного транспортного маршрута (ТМТМ), по которому железнодорожным и морским путем осуществляются контейнерные перевозки из Китая и республик Центральной Азии в страны Европы. Маршрут проходит через Каспийское море, Азербайджан, Грузию и Турцию. В 2022 году объем грузоперевозок по нему вырос в 2,5 раза по сравнению с 2021 годом, составив 1,5 млн. тонн. При этом казахстанская доля здесь увеличилась в 6,5 раз (до 891 тыс. тонн). Согласно же Концепции развития транспортно-логистического потенциала Республики Казахстан до 2030 года планируется довести объем перевозок по ТМТМ до 20 млн. тонн грузов.
По итогам переговоров Касым-Жомарта Токаева и председателя КНР Си Цзиньпина были подписаны два межправительственных меморандума, направленных на дальнейшее развитие данного маршрута и строительство третьей трансграничной железной дороги между двумя странами. Осуществление мультимодальных транзитно-транспортных перевозок по направлению Китай-Центральная Азия-Европа обозначено и в Сианьской декларации саммита ЦА-КНР. При этом наряду с ТМТМ рассматривается альтернативный маршрут Китай-Казахстан-Туркменистан-Иран, через который китайские товары могут также экспортироваться в Европу, правда, преимущественно морским путем.
В рамках взаимоотношений с Евросоюзом Казахстан намерен увеличить экспорт своей продукции в европейские страны по 175 товарным позициям на сумму порядка $2,3 млрд. в год. Премьер-министр Алихан Смаилов, принявший участие в работе второго Экономического форума ЦА-ЕС, также отметил значимость развития ТМТМ. По его оценкам, срок прохождения грузов из Китая в Европу сократился с 53 до 19–23 дней, а к концу этого года дойдет до 14–18 дней. При этом Казахстан планирует сократить время прохождения соответствующего транзита через свою территорию с 6 до 5 дней.
В свою очередь, вице-президент Еврокомиссии Валдис Домбровскис тоже отметил заинтересованность в развитии новых путей и возможностей транспортировки грузов между странами Центральной Азии и ЕС. Для этого, по его словам, необходимо привлечь инвесторов, в том числе для оказания содействия странам региона в развитии инфраструктуры. Кроме того, в ходе форума были представлены основные выводы исследования по устойчивым транспортным коридорам между Европой и Центральной Азией, проведенного Европейским банком реконструкции и развития (ЕБРР). В связи с этим не исключено, что именно этот финансовый институт станет ведущим инвестором соответствующих проектов в регионе. Поучаствовать также может и Европейский инвестиционный банк (ЕИБ), с чьим президентом Терезой Червинской Смаилов как раз обсудил вопросы сотрудничества в транспортно-логистической сфере.
Очевидно, что Казахстан заинтересован получить солидную прибыль в рамках не только торговли с другими странами, но и транзитных перевозок разных грузов. В связи с этим перед правительством поставлена задача по увеличению объема транзита через территорию страны с 27,7 млн. тонн в этом году до 35 млн. тонн в 2030 году. В связке же Китай-ЕС основная ставка в данном случае, скорее всего, сделана на первого из них. В пользу этого, в частности, свидетельствует преобладание в торговле между ними в декабре 2022 года китайского импорта в Евросоюз (46,6 млрд. евро) над европейским экспортом в КНР (19,2 млрд. евро). В целом, доля Китая в общем объеме импорта и экспорта ЕС в прошлом году составила 20,8% и 9% соответственно.
Кроме того, только в январе-апреле этого года количество отправлений грузовых поездов из Китая в Европу составило 5611, увеличившись по сравнению с аналогичным периодом 2022 года на 17%. Заинтересованность КНР в увеличении уровня торгово-экономических связей с ЕС также подтвердило заявление Си Цзинпина на саммите "Центральная Азия – Китай" об усилении строительства транспортных хабов для поездов на железнодорожных маршрутах европейского направления.
С европейской стороны реализации рассматриваемых целей и задач Казахстана, прежде всего, благоприятствует достаточно высокий уровень торгово-экономических отношений Евросоюза и Китая. Согласно заявлению председателя Еврокомиссии Урсулы фон дер Ляйен, в 2022 году торговый оборот между ними составил 2,3 млрд. евро в день. Немаловажно также, что в развитии Транскаспийского транспортного маршрута в лице заинтересованных транспортных компаний участвуют Польша и Румыния. Наконец, в политическом отношении ЕС заинтересован в снижении уровня взаимодействия Китая с Россией, в том числе посредством сокращения первым из них объема своих грузоперевозок через ее территорию.
Вместе с тем в последнее время в отношениях Брюсселя и Пекина наблюдается рост разногласий по разным вопросам, чреватых серьезным ухудшением отношений между ними. Только за последние 3,5 месяца этого года наблюдались следующие ситуации:
1. Проведение 17 февраля в Брюсселе 38-й сессии Диалога Китай-ЕС по правам человека. Следует отметить, что предыдущая сессия проводилась в июне 2018 года, после чего данный диалог был приостановлен в связи с разногласиями участников по ситуации в Синьцзян-Уйгурском автономном районе КНР. В этот раз Евросоюз выразил озабоченность в связи с постоянными ограничениями на осуществление основных прав и свобод, использованием принудительного труда, ограничениями на надлежащую правовую процедуру и отсутствием независимых судов в Китае. Особо было отмечено уязвимое положение уйгуров, тибетцев и других представителей религиозных, этнических и языковых меньшинств по всей стране.
В свою очередь, представители КНР призвали ЕС объективно рассматривать ситуацию с соблюдением прав человека в их стране, прекратить политизировать соответствующие вопросы и применять двойные стандарты. Было также отмечено, что вопросы, связанные с Синьцзяном, Тибетом и Сянганом (Гонконгом), касаются не прав человека, а суверенитета независимости и территориальной целостности Китая, которые не терпят иностранного вмешательства.
2. Заявление 30 марта Урсулы фон дер Ляйен о том, что предложенный Китаем план по урегулированию конфликта между Россией и Украиной выгоден первой из них и поэтому не может быть реализован. Фактически тем самым Брюссель отверг данную инициативу Пекина. Кроме того, глава Еврокомиссии призвала страны-члены ЕС уменьшить свою зависимость от Китая по ключевым ресурсам и тем самым снизить риски в отношениях с ним.
3. Заявление 6 апреля фон дер Ляйен, находящейся с официальным визитом в Китай, о почти трехкратном увеличении дефицита торгового баланса между ЕС и КНР, дискриминации европейских компаний на китайском рынке, а также необходимости продолжить работу по снижению рисков, исходящих для Евросоюза от Китая.
Вместе с тем частота подобных заявлений привела к тому, что 10 мая министр иностранных дел КНР Цинь Ган в рамках своего рабочего визита в Германию выразил обеспокоенность высказываниями официальных представителей ЕС относительно "снижения рисков". По его мнению, сперва следует идентифицировать соответствующие риски и источники их происхождения.
4. Призыв 23 апреля верховного представителя Евросоюза по иностранным делам и политике безопасности Жозепа Борреля к странам-членам ЕС о направлении своих военно-морских сил патрулировать Тайваньский пролив с целью "продемонстрировать приверженность Европы свободе навигации на этой абсолютно важной территории". Примечательно, что ранее он подтвердил приверженность Евросоюза политике единого Китая. Вместе с тем Брюссель выступает за решение тайваньского вопроса исключительно мирным путем, без применения военной силы.
Ответной реакцией Пекина стало заявление официального представителя канцелярии по делам Тайваня при Госсовете КНР Чжу Фэнляня о том, что "Мы находимся в состоянии повышенной готовности и бдительности в отношении любых действий, которые могут нанести ущерб национальному суверенитету и территориальной целостности Китая".
5. Сообщение 8 мая британской газеты "Financial Times" о намерении Еврокомиссии ввести санкции в отношении 7 китайских компаний, занимающихся производством и продажей полупроводников, микрочипов и электроники, в связи с поставками в Россию оборудования, которое оно может использоваться в военных целях.
В свою очередь, официальный представитель МИД КНР Ван Вэньбинь заявил о том, что данные действия серьезно подорвут взаимное доверие и сотрудничество между ЕС и Китаем и встретят со стороны последнего контрмеры. Он также призвал перестать использовать вопросы, связанные с китайско-российскими отношениями, для оказания давления на его страну.
6. Заявление 17 мая Представительства Евросоюза в КНР о необходимости соблюдения прав и свобод представителей ЛГБТ-сообщества наравне с остальными китайскими гражданами, включая предоставление им возможностей для создания и деятельности своих организаций. В ответ Ван Вэньбинь заявил о том, что ЕС не должен давать распоряжения его стране по данному вопросу.
7. Коммюнике саммита "Большой семерки" (G7), прошедшего 19–21 мая в Хиросиме, с обозначением общей позиции в отношении Китая. С одной стороны, страны G7 и Евросоюз, представленный здесь президентом Европейского совета Шарлем Мишелем и Урсулой фон дер Ляйен, выразили готовность к конструктивным взаимоотношениям с КНР в решении глобальных проблем и в сферах, представляющих общий интерес. Но, с другой стороны, вновь была отмечена важность "снижения рисков" и "уменьшения чрезмерной зависимости в критически важных цепочках поставок". Участники саммита также выразили обеспокоенность ситуацией в Южно-Китайском и Восточно-Китайском морях и выступили против попыток изменить статус-кво Тайваня силой или принуждением.
Со стороны МИД КНР последовало ответное заявление, содержащее обвинения в адрес участников саммита G7 относительно вмешательства во внутренние дела Китая, политизации торгово-экономических отношений, разжигания "блоковой конфронтации", подрыва региональной стабильности и воспрепятствования международному миру. Следует отметить, что помимо указанных должностных лиц Евросоюза в саммите G7 также приняли участие главы государств и правительств Германии, Италии и Франции. Примечательно, что эти страны-члены ЕС входят в пятерку крупных импортеров китайских товаров.
Таким образом, критические моменты во взаимоотношениях между Евросоюзом и Китаем в своем большинстве обусловлены ужесточением "войны санкций" между Западом и Россией из-за вооруженного конфликта между ней и Украиной, а также ухудшением отношений между Китаем и США из-за Тайваня. При этом вероятно, что они будут нарастать, особенно если ЕС введет санкции против группы китайских компаний. Фактически тем самым Китай будет вовлечен в отмеченную "войну санкций".
При таком возможном развитии событий, а также с учетом часто муссируемой официальными лицами Евросоюза и отдельных стран-членов ЕС темы о необходимости снижения экономической зависимости от Китая не исключено, что в ближайшей перспективе объемы торговли между ними могут сильно сократиться. Обращает в связи с этим также на себя внимание то, что со стороны представителей европейских политических и финансовых кругов во время их переговоров с официальными лицами Казахстана и участия в работе Экономического форума "Центральная Азия – Европейский Союз" фактор Китая практически никак затронут не был.
С учетом всего этого Казахстан в лучшем случае рискует не получить тех дивидендов, на которые он рассчитывает в процессе развития Транскаспийского международного транспортного маршрута и железной дороги Казахстан-Туркменистан-Иран как важных вариантов китайского экспорта в Европу. Чреватой же более серьезными негативными последствиями для него может стать ситуация, если ЕС и Китай начнут полноценную торговую войну друг с другом. В таком случае, сохраняя хорошие отношения с Брюсселем и Пекином в духе многовекторности, Астана в то же время будет вынуждена в определенной степени поступиться принципом прагматизма. И в силу ряда факторов ущемленным здесь рискует стать Евросоюз.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Рабочий график главы государства 31.05.2023
Ряд новых производственных и инфраструктурных газовых проектов реализуют в Казахстане 31.05.2023
Интересы пассажиров должны быть ключевым приоритетом – Алихан Смаилов о развитии гражданской авиации РК 31.05.2023
Необходим жесткий контроль инфекционной безопасности при оказании медуслуг и других процедур - Алихан Смаилов о профилактике ВИЧ 31.05.2023
Модернизация инфраструктуры, строительство новых объектов и поддержка проектов АПК: вопросы развития области Абай рассмотрены в Правительстве 31.05.2023
Мажилисмены рассмотрели вопросы безопасности в образовательных учреждениях 31.05.2023
В Генпрокуратуре состоялось заседание Координационного совета Республики Казахстан 31.05.2023
Уровень читательской грамотности детей в Казахстане снижается? 31.05.2023
Е. Жамаубаев провел совещание по внедрению регулирования "с чистого листа" в предпринимательской деятельности 31.05.2023
После требований депутатов "Ак жола" Правительство создало Рабочую группу по СРП-контрактам 31.05.2023

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
19.04.24 Пятница
76. ДЖАЛМАГАМБЕТОВА Светлана
75. ЖУКЕЕВ Тулеген
74. КАН Виктор
72. ТУМАРБЕКОВ Мурат
71. ЛЕСКЕВИЧ Иван
70. НЕСИПБАЕВ Рахимбек
67. АУБАКИРОВА Жания
67. БЕКИШЕВ Хамит
66. БАЙТЕЛЕСОВ Жигиткер
66. КАСЫМБЕКОВ Бактыбай
58. КИЯСБАЕВА Патима
55. МАНАСБАЕВА Бахыт
53. ШАТЕКОВ Асет
52. ТУРЛЫХАНОВА Гульмира
50. ГЛУХИХ Дмитрий
...>>>
20.04.24 Суббота
82. НАБИЕВ Жаугашты
76. МУЖЧИЛЬ Татьяна
74. КЕНЖЕТАЕВ Есенгельды
72. ДАРИНОВ Ауезхан
65. КИРГИЗАЛИЕВ Нуралы
65. СУЛЕЙМЕН Усен
63. УМИРСЕИТОВ Бахыт
62. БЕКТАЕВ Али
62. КУРМАНАЛИЕВ Каримбек
59. САТИМБЕКОВ Канат
58. ДУЗЕЛЬБАЕВ Ерлан
55. АШИМБАЕВ Самат
55. ТУРТАЕВ Алмат
54. КУРУМБАЕВ Руслан
52. ШАБЕНОВ Канат
...>>>
21.04.24 Воскресенье
79. РАИСОВ Толеген
76. ПЛЯЦУК Владимир
75. ХАЛИЛА Абдилак
71. АЙМАГАМБЕТОВ Сабит
71. ТОБАЯКОВ Бахытжан
67. БАДАНОВ Мейрам
67. ЖАРКЕНОВ Аскар
67. ШАЛАБАЕВ Сейтжан
65. БАЛАБАТЫРОВ Нурлан
62. МУКАТОВ Кажгалей
61. ТОТАЕВ Бауржан
61. ЯБРОВ Владимир
60. АБДРАХМАНОВ Кайрат
58. АКУЛОВ Григорий
51. ТУРТКАРИН Алимжан
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz