NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Среда 24.04.2024 13:56 ast
11:56 msk

Дорожные войны
Д.Ашимбаев: Все хотят "возродить Великий шелковый путь" – через свою территорию, и тут вновь разыгрывается карта соперничества между Астаной и Ташкентом, амбициозные планы которого направлены на самостоятельный выход к Китаю, Афганистану и южным морям
25.05.2023 / политика и общество

Данияр Ашимбаев, turanpress.kz, 24 мая

На днях состоялся круглый стол, посвященный казахстано-грузинским отношениям, которые, как известно, в связи с войной в Европе получили новый импульс к развитию. Мероприятие было организовано казахстанским посольством в Тбилиси и главой аналитического центра "Geocase" Виктором Кипиани.
Грузия является одной из ключевых точек т.н. Срединного коридора (он же – Транскаспийский международный транспортный маршрут, ТМТМ), связывающих Китай с Европой. В проекте участвуют Казахстан, Азербайджан, Грузия, Турция, через которые идет основной транзит, а также Румыния, Украина и Польша, представляющие одно из направлений дальнейшего движения. За рамками присутствуют Китай как самая заинтересованная сторона, а также Евросоюз, чей интерес больше политический, нежели экономический (а именно развитие логистики в обход России) – вспомним старый проект ТРАСЕКА.
Участники круглого стола достаточно подробно обсудили совместные проекты по развитию маршрута и возможным направлениям взаимного сотрудничества. Грузинская сторона очень заинтересована в казахстанских инвестициях. Казахстанские участники, в свою очередь, посетовали на то, что ЕС и КНР не спешат вкладывать инвестиции в развитие проекта, что вполне понятно по геополитическим соображениям (ЕС не нравится нынешнее грузинское правительство, а Азербайджан стал слишком уж союзным Анкаре). Китай же предпочитает работать с готовым направлением, поскольку за маршруты китайского экспорта-импорта конкурирует добрая половина Евразии.
На саммите в Сиане президент Токаев, говоря о ТМТМ, отметил, что "эта артерия приобрела стратегическое значение". По его мнению, "учитывая, что Китай является основным грузоотправителем, считаем необходимым активизировать совместные усилия по обеспечению максимальной и бесперебойной загрузки указанного маршрута". Президент Казахстана пригласил "китайских партнеров к взаимовыгодному сотрудничеству по расширению возможностей портов Каспийского моря, цифровизации их деятельности, а также совместному производству транспортных судов", а также к совместному использованию потенциала железной дороги Казахстан-Туркменистан-Иран. Последняя, как известно, является сегментом другого коридора – "Север-Юг", которое активно продвигает Россия для выхода к южным морям (три направления – через тот же Азербайджан, по морю и через Казахстан и Туркменистан). Западу проект не нравится, поскольку связывает Россию и Иран, но вариантов воздействия у него немного.
В итоговой декларации саммита стороны отметили "необходимость повышения статуса Центральной Азии как одного из важнейших трансевразийских транспортных узлов", указав при этом в качестве точек направления Южную Азию, Ближний Восток и Европу. В декларации была подчеркнута важность Срединного коридора и коридора "Север-Юг" – с участием в обоих Туркменистана (по словам Сердара Бердымухамедова, "выдвинутый Туркменистаном проект "Возрождение Великого Шелкового пути" призван придать мощный импульс экономическому развитию в Евразии, объединяя огромное пространство от Тихого до Атлантического океанов на современных принципах, формируя связанные между собой производственные и технологические циклы и промышленные пояса").
Вместе с тем, стороны (точнее – КНР) подчеркнули значимость проектов железной дороги Китай-Кыргызстан-Узбекистан и линии Аягуз-Тачэн, которая конкретно ориентирована на стык с российскими дорогами (проект поддержан РЖД). Пекин заодно заинтересован и в автомагистралях Китай-Кыргызстан-Узбекистан, Китай-Таджикистан-Узбекистан и Западный Китай-Западная Европа (через Казахстан и Россию). Тем самым, в процесс обеспечения китайского импорта-экспорта вовлекается весь регион, что, с одной стороны, регион объединяет, а с другой – усиливает конкуренцию.
Шавкат Мирзиеев на саммите заявил: "Приоритетным проектом возрождения Великого шелкового пути является Транс-Евразийская магистраль, важными составляющими которой станут автомобильная и железная дороги Китай-Кыргызстан-Узбекистан. Совместно с китайскими и кыргызскими партнерами мы уже переходим к фазе практических работ. В перспективе реализация этого проекта и строительство Трансафганского коридора позволят в рамках инициативы "Пояса и пути" связать альтернативными путями Китай со странами Южной Азии".
В итоговой декларации последний проект напрямую упомянут не был. Напомним, что Казахстан заявил о готовности участвовать в этом проекте, который вызывает недовольство Душанбе, и "основатель мира и национального единства - лидер нации, президент Республики Таджикистан уважаемый Эмомали Рахмон", как его именует местный официоз, в своем выступлении тематику транзита вообще не упоминал. Он ограничился фразой, что "проведение Саммита в историческом городе Сиань очень символично, потому что Великий шелковый путь берет начало именно отсюда, и в нашу эпоху возрождается и развивается, служит сближению наших государств и народов". Тут можно напомнить про вялотекущий проект дороги Туркменистан-Афганистан-Таджикистан (ТАТ), который стартовал до возвращения к власти талибов, а потом несколько увял на фоне на того, что Мирзиеев смог выстроить продвинуть свой проект и договориться с Бишкеком.
Глава Кыргызстана Садыр Жапаров озвучил китайскую поговорку: "Хочешь разбогатеть – построй дорогу". По его словам, проект Китай-Кыргызстан-Узбекистан призван стать "важным звеном "Одного пояса – одного пути". Претворение в жизнь этого стратегического проекта выведет регион из транспортного тупика, соединит около 4 миллиардов людей, расширит географию перевозок из Азии через Турцию в Европу, в регион Ближнего Востока, Ирана, страны Персидского залива и Северной Африки".
Сердар Бердымухамедов больше говорил об успешном проекте газопровода Туркменистан-Китай и "диверсификации поставок туркменских энергоресурсов на международные рынки" (тут вспомним про застрявший проект газопровода Туркменистан-Афганистан-Пакистан-Индия, ТАПИ).
Токаев выразил надежду на "дальнейшую поддержку китайских друзей" в продвижении проектов расширения пропускной способности нефтепроводов Атырау-Кенкияк и Кенкияк-Кумколь, увеличения производственного потенциала Шымкентского НПЗ, строительства 2-й нитки газопровода Бейнеу-Бозой-Шымкент и строительства ГПЗ на месторождении Кашаган.
Три страны, богатые углеводородным сырьем, т.е. Казахстан, Узбекистан и Туркменистан, конкурируют за доступ к рынкам, а заодно и участие в китайских транзитных проектах и привлечении китайских инвестиций. Таджикистан и Кыргызстан особых возможностей не имеют, кроме предоставления своей территории. Но уже очевидно, что все хотят "возродить Великий шелковый путь" – через свою территорию, и тут вновь разыгрывается карта соперничества между Астаной и Ташкентом, амбициозные планы которого направлены на самостоятельный выход к Китаю, Афганистану и южным морям. Астана предложила расширить железнодорожное сообщение с Узбекистаном, но сосед явно хочет сократить зависимость от Казахстана. Здесь незримо присутствует Россия, которая, в свою очередь, не меньше заинтересована в Ташкенте.
Но если узбекские проекты еще находятся на стадии планов (а таких планов, как мы знаем, было немеряно), то ТМТМ уже вполне работает с активным участием Казахстана, и от того, насколько Астана сможет модернизировать и развивать свои артерии, а заодно и сотрудничать в этом направлении с Баку и Тбилиси, зависит ее роль как претендента на экономическое и политическое лидерство в регионе. У Казахстана уже есть опыт – и позитивный, и негативный – инвестиций и приобретения активов в портово-логистической инфраструктуре Черноморского региона, включая Грузию, которая сейчас критически заинтересована в крупных экономических проектах. Тем более надо помнить, что безальтернативных веток коридоров Запад-Восток и Север-Юг практически не существует, что и обуславливает активное сотрудничество и соперничество стран Центральной Азии и Закавказья.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Рабочий график главы государства 31.05.2023
Ряд новых производственных и инфраструктурных газовых проектов реализуют в Казахстане 31.05.2023
Интересы пассажиров должны быть ключевым приоритетом – Алихан Смаилов о развитии гражданской авиации РК 31.05.2023
Необходим жесткий контроль инфекционной безопасности при оказании медуслуг и других процедур - Алихан Смаилов о профилактике ВИЧ 31.05.2023
Модернизация инфраструктуры, строительство новых объектов и поддержка проектов АПК: вопросы развития области Абай рассмотрены в Правительстве 31.05.2023
Мажилисмены рассмотрели вопросы безопасности в образовательных учреждениях 31.05.2023
В Генпрокуратуре состоялось заседание Координационного совета Республики Казахстан 31.05.2023
Уровень читательской грамотности детей в Казахстане снижается? 31.05.2023
Е. Жамаубаев провел совещание по внедрению регулирования "с чистого листа" в предпринимательской деятельности 31.05.2023
После требований депутатов "Ак жола" Правительство создало Рабочую группу по СРП-контрактам 31.05.2023

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
24.04.24 Среда
85. МИНДАГУЛОВ Алькен
85. ХАФИЗОВА Клара
79. САРМУРЗИНА Раушан
71. ХАЛБАЕВА Анипа
66. ИКСАНОВА Гульнар
65. КУЗЬМЕНКО Сергей
65. СУХОРУКОВА Наталья
65. ТОЛСТУНОВ Александр
63. ТЫНЫБЕКОВ Сериккали
62. ЖУНУСОВ Назымбек
61. АБДРАХМАНОВ Мурат
60. АБДУЛЛАЕВ Сакен
59. БЕЙСЕНБЕКОВ Женис
53. ЖЕТПИСБАЕВ Арман
53. ТОРЕБАЙ Канат
...>>>
25.04.24 Четверг
83. НОВИКОВ Никита
82. АЯПОВ Калкаман
79. КУРАКБАЕВ Куралбай
79. ШВАЙЧЕНКО Юрий
76. ДОСАЕВ Тасбулат
75. ЕЛЕМИСОВ Еркебулан
69. ДЖУРГЕНОВ Биржан
68. УТЕПОВ Болат
66. ТЕМИРХАНОВ Ерканат
64. УТЕУЛИНА Хафиза
63. КУЗЯКОВ Евгений
58. АУБАКИРОВ Каныш
56. АХТАМБЕРДИЕВ Ержан
55. КОЖАМКУЛОВ Мурат
55. ОМАРОВ Мурат
...>>>
26.04.24 Пятница
83. САРСЕКЕНОВ Тулен
81. АГИБАЕВА Мая
78. БАЕШОВ Абдуали
76. ОМАРОВ Кадыр
74. МАНКЕЕВА Жамал
73. ТАТАЕВ Бахыт
72. АТШАБАР Бакыт
70. АК-КУОВА Галия
68. ДЖЕКЕБАЕВ Крым
66. АБДЫГУЛОВА Найля
66. СЕРИКБАЕВ Ержан
66. СУЛЕЙМЕНОВ Нурислам
66. ХАЙРУШЕВ Серик
64. САКТАГАНОВ Максат
61. САПАРГАЛИЕВ Мухат
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz