NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Четверг 25.04.2024 05:18 ast
03:18 msk

Уровень читательской грамотности детей в Казахстане снижается?
Буквально на днях Международная ассоциация по оценке образовательных достижений (IEA) опубликовала итоги PIRLS – проводимого раз в пять лет глобального исследования качества чтения и понимания текстов школьниками разных стран мира – за 2021 год. Для Казахстана они оказались малоутешительными
31.05.2023 / политика и общество

Жандос Асылбеков, qmonitor.kz, 30 мая

Буквально на днях Международная ассоциация по оценке образовательных достижений (IEA) опубликовала итоги PIRLS – проводимого раз в пять лет глобального исследования качества чтения и понимания текстов школьниками разных стран мира – за 2021 год. Для Казахстана они оказались малоутешительными: средний показатель наших учащихся по сравнению с предыдущим "экзаменом" значительно снизился – до уровня, который в 2016-м продемонстрировали самые отстающие в этом плане регионы республики.
Данное исследование проводится с 2001-го и представляет собой независимую международную оценку читательской грамотности учащихся 4-х классов – тех, кто, согласно классификации, принятой во многих странах, включая Казахстан, заканчивает первый (начальный) цикл школьного обучения. Именно в этом возрасте дети должны овладеть навыками чтения в такой степени, чтобы на их основе получать знания в дальнейшем. Юным участникам предлагаются два вида текстов – литературные и информационные, в ходе выполнения заданий они должны проявить умение, во-первых, находить и воспроизводить необходимую информацию; во-вторых, формулировать свои выводы; в-третьих, интерпретировать и обобщать полученную информацию; в-четвертых, анализировать содержание, языковые особенности и структуру текста.
Казахстанских школьников впервые вовлекли в это исследование в 2016-м. Тогда от нашей страны в нем приняли участие около пяти тысяч учащихся 4-х классов более чем 170 школ с казахским и русским языком обучения (тестирование проводилось на обоих главных в нашей стране языках), представлявших все области и города республиканского значения. И они показали в целом хороший результат: средний балл по РК составил 536 – на 36 больше, чем "пограничный" показатель (500), означающий средний уровень читательской грамотности. Примерно столько же набрала, например, Германия. А среди 50 стран, задействованных тогда в исследовании, Казахстан занял 27-е место, то есть расположился где-то в середине.
В отчете Информационно-аналитического центра (ИАЦ) Министерства образования и науки РК по итогам PIRLS-2016 отмечалось, что в региональном разрезе лучший результат показали школьники Северо-Казахстанской области, набравшие в среднем 557 баллов. А в число аутсайдеров вошли преимущественно западные и южные области: Атырауская – 501, Мангистауская – 511, Алматинская – 521, Южно-Казахстанская – 528. В состав последней тогда входили нынешняя Туркестанская и город Шымкент.
Также авторы отчета констатировали, что во всех регионах страны, кроме Атырауской области, дети, получающие образование на русском языке, продемонстрировали более высокий уровень читательских компетенций, чем учащиеся казахских классов – их средние показатели составили соответственно 556 и 526. Да, возможно, здесь сказалось то обстоятельство, что многие школьники, обучающиеся на государственном языке, живут в сельской местности. Но, похоже, причина не только в этом. Например, в самом крупном городе страны Алматы разрыв оказался даже более значительным (574 и 523), чем в целом по республике. Аналогично и в Астане (568 и 518).
А еще аналитики, составлявшие отчет, сделали акцент на том, что с литературными текстами казахстанские дети работают хуже, чем с информационными, – соответственно 527 и 544 балла. Подобная ситуация, по их словам, характерна, главным образом, для стран арабского мира и Азии. Тогда как на других континентах разница если и есть, то относительно небольшая. Возможно, объяснение кроется в том, что в Европе, Америке представители юного поколения чаще обращаются к художественной литературе.
Следующего исследования Казахстан не просто ждал – он к нему готовился. С детьми проводились соответствующие занятия. В 2020-м в нашей стране запустили проект "Читающая школа – читающая нация". 2021-й объявили Годом поддержки детского и юношеского чтения, в рамках которого провели огромное количество самых разнообразных мероприятий. Профинансировали за счет бюджета издание десятков новых книг для тех, кто ходит в дошкольные учреждения и в младшие классы…
Тестирование должно было состояться весной 2021-го. В большинстве из 57 стран (именно столько, на семь больше, чем в 2016-м, согласилось принять участие в новом исследовании) смогли уложиться в запланированные строки. Но в нескольких, включая Казахстан, в связи с пандемией и вынужденным переводом школьников на онлайн-обучение решили перенести его на сентябрь-октябрь, то есть на следующий учебный год. К тому моменту четвероклассники стали уже пятиклассниками, поэтому организаторы PIRLS-2021 включили такие страны в окончательный "рейтинг" с припиской, что не могут точно оценить, как данное обстоятельство могло повлиять на результаты.
На сей раз в нашей стране задания выполняли вдвое больше учащихся, чем в 2016-м, – свыше 10 тысяч, которые представляли 389 школ, работающих во всех регионах республики. А чем шире охват, тем, по логике, выше вероятность получения объективной картины. При этом средний показатель по Казахстану в сравнении с предыдущим исследованием снизился сразу на 32 балла и составил 504. Иными словами, упал почти до уровня, который пятью годами раньше продемонстрировал главный наш аутсайдер в лице Атырауской области (501).
Кто-то скажет, что повлияла пандемия, во время которой школьные уроки проводились дистанционно. К тому же в целом ряде других стран показатели тоже ухудшились. Но, во-первых, там снижение было не столь значительным: например, в соседней России (кстати, в 2016-м она выдала лучший результат среди всех), находившейся в аналогичных условиях, – на 14 баллов, в уже упомянутой Германии – на 13, в Англии и США – всего на 1. Во-вторых, скажем, в Швеции, власти которой не вводили никаких локдаунов и позволили детям учиться в обычном режиме, результат, тем не менее, ухудшился на 11 баллов. В-третьих, можно назвать немало стран, где, напротив, добились прогресса: скажем, в Сингапуре прибавка по сравнению с 2016-м составила 11 баллов, в Грузии и Гонконге – по 6, в Литве – 4, во Франции – 3… Список можно продолжить. То есть, дело далеко не только в пандемии.
Как следствие, Казахстан с 27-й строчки опустился на 38-ю. Да, нужно учесть, что добавились семь "дебютантов", но это в основном отстающие, и они в итоге расположились ниже, чем мы, – Турция (496), Черногория (487), Северная Македония (442), Узбекистан (437), Косово (421), Иордания (381). Иными словами, Казахстан пропустил вперед себя с десяток тех стран, которые пять лет назад уступали ему. А места в топ-5 заняли Сингапур (587), Ирландия (577), Гонконг (573), Россия (567), Северная Ирландия (566).
Как соотносятся PIRLS и другое исследование PISA, в ходе которого оценивается уровень читательской грамотности уже 15-летних учащихся? Да, в методике их проведения и целевых установках имеются различия: по утверждениям экспертов, если первое оценивает, так сказать, академические знания, то второе – функциональную грамотность (применение полученных компетенций и навыков на практике). Тем не менее, между ними существует определенная преемственность. Поэтому есть смысл дождаться итогов PISA-2022, когда тесты сдавало поколение тех юных казахстанцев, которые неплохо проявили себя во время PIRLS- 2016: тогда им было 9-10 лет, а в прошлом году они достигли 15-летия. Это позволит в какой-то степени оценить качество обучения школьников в среднем звене, в 5-9 классах.
Тут следует напомнить, что предыдущее исследование PISA, проведенное в 2018-м, выявило очень низкую степень читательской грамотности 15-летних казахстанцев – в среднем они набрали всего-то 387 баллов (на 100 меньше среднестатистического показателя государств, входящим в ОЭСР), а наша республика заняла лишь 69-е место среди 77 стран-участниц и попала в число аутсайдеров…


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Рабочий график главы государства 31.05.2023
Ряд новых производственных и инфраструктурных газовых проектов реализуют в Казахстане 31.05.2023
Интересы пассажиров должны быть ключевым приоритетом – Алихан Смаилов о развитии гражданской авиации РК 31.05.2023
Необходим жесткий контроль инфекционной безопасности при оказании медуслуг и других процедур - Алихан Смаилов о профилактике ВИЧ 31.05.2023
Модернизация инфраструктуры, строительство новых объектов и поддержка проектов АПК: вопросы развития области Абай рассмотрены в Правительстве 31.05.2023
Мажилисмены рассмотрели вопросы безопасности в образовательных учреждениях 31.05.2023
В Генпрокуратуре состоялось заседание Координационного совета Республики Казахстан 31.05.2023
Уровень читательской грамотности детей в Казахстане снижается? 31.05.2023
Е. Жамаубаев провел совещание по внедрению регулирования "с чистого листа" в предпринимательской деятельности 31.05.2023
После требований депутатов "Ак жола" Правительство создало Рабочую группу по СРП-контрактам 31.05.2023

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
25.04.24 Четверг
83. НОВИКОВ Никита
82. АЯПОВ Калкаман
79. КУРАКБАЕВ Куралбай
79. ШВАЙЧЕНКО Юрий
76. ДОСАЕВ Тасбулат
75. ЕЛЕМИСОВ Еркебулан
69. ДЖУРГЕНОВ Биржан
68. УТЕПОВ Болат
66. ТЕМИРХАНОВ Ерканат
64. УТЕУЛИНА Хафиза
63. КУЗЯКОВ Евгений
58. АУБАКИРОВ Каныш
56. АХТАМБЕРДИЕВ Ержан
55. КОЖАМКУЛОВ Мурат
55. ОМАРОВ Мурат
...>>>
26.04.24 Пятница
83. САРСЕКЕНОВ Тулен
81. АГИБАЕВА Мая
78. БАЕШОВ Абдуали
76. ОМАРОВ Кадыр
74. МАНКЕЕВА Жамал
73. ТАТАЕВ Бахыт
72. АТШАБАР Бакыт
70. АК-КУОВА Галия
68. ДЖЕКЕБАЕВ Крым
66. АБДЫГУЛОВА Найля
66. СЕРИКБАЕВ Ержан
66. СУЛЕЙМЕНОВ Нурислам
64. САКТАГАНОВ Максат
61. САПАРГАЛИЕВ Мухат
61. ТАИМБЕТОВ Багбан
...>>>
27.04.24 Суббота
77. ИСИН Нурлан
72. ЖАПАРОВ Жаксылык
71. ВЕРБНЯК Александр
71. КОЗЛОВ Александр
69. ОМАРОВ Жанай
68. ДОЛГИХ Сергей
67. КОШКИМБАЕВ Сапар
65. МАКСИМОНЬКО Василий
65. УРИНБАСАРОВ Тулеп
65. ХАМИТОВ Азат
63. ГУМАРОВА Майра
62. ДЕРЕВЯНКО Аида
62. ДУСИПОВ Еркин
61. КЛЕБАНОВ Александр
58. СЫЗДЫКОВ Марат
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz