Данияр Ашимбаев, turanpress.kz, 31 мая
Порадовала новость о назначении нового председателя Комитета индустриального развития МИИР. Сообщается, что ранее он работал в АП и КГД. Трудовую деятельность начал в промышленности, а именно - делопроизводителем Комитета промышленности Министерства индустрии и торговли. Такую структуру - АО "Фонд развития промышленности" - до конца прошлого года возглавлял человек с опытом работы в Минфине, БРК и МНЭ. Ныне он возглавляет БРК, а в ФРП пока не подобрали нового главу. Такой организацией как АО "Казахстанский центр индустрии и экспорта "QazIndustry" руководит человек, который начинал свой путь тоже в промышленности - ведущим специалистом Министерства индустрии и торговли. Все они, думаю, очень хорошие люди, но возникает вопрос: какое они имеют отношение к промышленности, если в лучшем случае имеют опыт работы только в отраслевом министерстве? Если посмотрим на руководство всего Министерства индустрии и инфраструктурного развития (МИИР), то поймем, что это распространенная практика. Глава министерства работал в различных министерствах с 4-летним перерывом на акимат ЮКО. В бизнесе, промышленности, транспорте и строительстве у него опыта нет. Один зам 4 года был инженером в "Астана су арнасы", затем трудился в этом министерстве и год в том же акимате ЮКО. Другой зам имеет опыта работы в таможне, МИНТ, АП, СБ и Минтруда. Третий зам 13 лет проработал в системе Казавтодора. Четвертый - в Минздраве, МИР, акимате ЮКО, Министерстве оборонной и аэрокосмической промышленности, МИДе - на административно-хозяйственных должностях, а также в управлении индустриально-инновационного развития Актюбинской области. Что интересно: эти четыре зама (из пяти) работают в должности менее 1 года. Пятый зам - по цифровизации - в должности 4-й год, что в правительстве вообще редкость. Такая частая сменяемость кадров лишний раз подчеркивает отсутствие преемственности в работе госорганов, а отсутствие специалистов на позициях отраслевых кураторов создает дополнительный хаос в политике. Министр в принципе может быть политиком и управленцем широкого профиля, но его должны окружать профильные и опытные кадры. Ладно бы, если наши программы индустриализации были настолько результативны, что опыт работы в профильном министерстве показывал того или иного чиновника как профессионала, но ведь этого нет. Никто не против экономистов и юристов, но, скажем честно, у нас их избыток, а результативность ниже плинтуса: нормативно-правовая база нестабильна, а планирование и реализация некачественны. В стране сейчас три уполномоченных органа по планированию (государственному - МНЭ, стратегическому - АСПИР, бюджетному - МФ) и там сидят специалисты в специализированных структурах, но есть ли результаты? Хоть какие-то? МИИР занимается промышленностью, строительством, транспортом и еще много чем, но эффективной политики и управления мы там не видим. Свежий пример - реформа ЖКХ. Только вот чиновники министерства говорили о 95% домов, перешедших на новую систему, а после критики президента вдруг выяснилось, что речь идет о 12%. И во всем остальном - такая же лепота... В рамках борьбы с инфляцией правительство повышает цены на ГСМ и тарифы на все. Пытаются снизить хотя бы цены на авиабилеты, но явно не получается. Зато ставка Нацбанка на одном из самых высоких уровней в мире, и при этом никакого воздействия на инфляцию она уже явно не имеет... В системе управления явно не работают планирование+реализация+контроль, отсутствует стабильность институтов и законодательства, а заодно, а в кадровый политике, я бы сказал, не столько отрицательная селекция, сколько ее полное отсутствие. Как там в песне у Алены Апиной? "Я его слепила из того, что было...". |