Данияр Ашимбаев, 30 мая
Перестал понимать, зачем в стране вообще нужно планирование. Планы, стратегии, концепции, программы принимаются в промышленных масштабах, заходя друг на друга по отраслям и срокам. Только в этом году приняли 11 и поменяли 3 концепции, стратегии и доктрины. Корректировки показателей, бюджетов и методики исчисления происходят не просто регулярно, а опять-таки в промышленных масштабах. При этом отчетности по их реализации обнаружить практически невозможно - даже ту скупую информацию, которая ранее публиковалась, окончательно перестали размещать. Это говорит о том, что многократно скорректированные планы не выполняются даже с учетом статистических манипуляций. При этом принято ругать советскую плановую экономику и "административно-командную систему", забывая о том, что эта система свои планы регулярно выполняла (об этом говорит построенная за 70 лет промышленная, энергетическая, транспортная, жилищная, образовательная, научная, медицинская и иная инфраструктура, которая до сих пор работает, чего не скажешь о большинстве "новых проектов"). То же относится и к нормотворчеству: законы и постановления принимаются в огромных масштабах, зачастую без серьезной проработки и апробации, причем сразу закладываются корректировки. Налоговый кодекс принимался в 1995, 2001, 2008 и 2017; последний правился более 50 раз (причем, 6 раз - уже в нынешнем году). В этом году будут принимать новый, но где гарантия, что его сразу не начнут править и кромсать? И это касается абсолютно всех законов (включая конституцию, конституционные законы и кодексы). Более того, количество (не качество) принимаемых законов стало базовым критерием оценки парламента. Полномочия и структура министерств и агентств меняются практически еженедельно. Вице-министры и председатели комитетов летают туда-сюда и их уже давно перестали запоминать по именам. В нынешнем году несколько десятков полномочий передали от правительства в министерства, но при этом для координации их работы осталось 6 вице-премьеров, а высочайшую критику в адрес министров за нерешительность и безответственность никто не отменял. Реформа квазигоса вместо повышения транспарентности ушла в "гендерное равенство". Я это уже писал, но еще раз повторюсь: некачественное планирование, традиции корректировки планов, отсутствие публичной отчетности, нестабильность базового законодательства и государственных институтов - все это невозможно нивелировать никакими "лидерскими качествами", "коммуникативными навыками" или "духом реформаторства". |