NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Суббота 20.04.2024 09:25 ast
07:25 msk

"Рост ВВП, триллионы, тонны, тысячи км! А Человеку от этого лучше жить стало? Непонятно! Не определишь! Никак!"
Тезисы к выступлению Председателя Высшей аудиторской палаты Годуновой Н.Н. на пленарном заседании Мажилиса Парламента по Заключению к Отчету Правительства об исполнении республиканского бюджета за 2022 год
09.06.2023 / политика и общество

ВАП, 8 июня

Кұрметтi Ерлан Жақанұлы!
Құрметтi депутаттар, Үкімет мүшелері!
Разрешите выразить признательность депутатам Мажилиса Парламента за подробное изучение и пристальное внимание к Заключению Высшей аудиторской палаты.
Это первый отчет в новом статусе, сформированный через влияние государственной политики на качество жизни граждан. Наша задача показать узкие места, требующие корректирующих и упреждающих управленческих решений центральных государственных органов.
Положительные итоги социально-экономического развития, эффективные решения Правительства, которые дали хорошие результаты, я осветила на презентации нашего Заключения.
Недостатки в целях деталях, конкретные проблемы были обсуждены на заседаниях рабочей группы и комитетов мажилиса. Поэтому позвольте остановиться на системных проблемах.
ПЕРВОЕ. Мы так и не научились привязывать расходы бюджета к поставленным стратегическим целям.
В результате – распыление больших ресурсов на мероприятия, никак не влияющие на достижение общенациональных задач.
Не успели разработать национальные проекты, на второй год реализации ставим их на утрату. И вроде все исполнялось, но эффект сомнителен. Рабочие места создаются тысячами, а Минтруда прогнозирует рост безработицы.
Экономический эффект по реализации инвестиционных проектов отложенный. Расширение и выход на проектные мощности запланирован через три – пять лет. Это понятно, это производственный цикл любого инвестиционного проекта. А дальше это уже никем не контролируется.
В большинстве своем проекты снимаются с мониторинга сразу по завершению реализации. Отдельные попытки оценить эффект есть, но это больше исключение, чем правило.
Оценить работу госорганов задача тоже непростая. Статданные по 37 процентам целевых индикаторов за 2022 год до сих пор не сформированы. А те, что есть, не дают целостного представления о результатах.
Да и как согласиться с заявленными достижениями, если показатели корректируются под факт исполнения, а изменения объемов финансирования в большинстве своем не влияют на их значения.
Настораживает не масштаб неверных прогнозов министерств и ведомств, а то, что они скрыты за красивыми отчетами и недостоверной статистикой. А Правительство на их основе принимает соответствующие управленческие решения.
ВТОРОЕ. Мы до сих пор задействовали далеко не все резервы в части пополнения бюджета. Конечно, республиканский бюджет по сравнению с 2017 годом увеличился очень значительно.
Но те резервы, которые есть и которые налоговые органы должны взыскивать многие остаются вне действия Закона. Это теневая экономика, как минимум 3-4 трлн тенге налогов в госбюджет ежегодно.
Плюс неучитываемые в течение десятилетий налоговые льготы, которые и дальше продолжают действовать. Порой для процветающего финансового бизнеса.
В стране действуют и другие льготы и преференции, объем которых вообще никем не оценивался. Аудитом ВАП установлено, что 64 налоговые льготы не учитывались ни Министерством национальной экономики, ни Комитетом государственных доходов, а это потери бюджета только за 4 года (период аудита) порядка 10 трлн тенге.
В результате хронический дефицит бюджета. То есть жизнь в долг. При этом расходы на погашение Правительственного долга и его обслуживание отнимают 25% от чистых доходов бюджета или 2,9 трлн тенге.
При планировании бюджета не проводится анализ управления долгом, не просчитываются источники погашения. В составе госдолга не учитывается долг субъектов квазигоссектора. А это 19,7 трлн тенге.
Тогда как, при неспособности субъектом квазигоссектора платить по долгам, они ложатся бременем на государственный бюджет. Так как, многие займы привлекаются под государственные гарантии.
Мы планируем в этом году провести государственный аудит эффективности управления государственным и гарантированным государством долгом. Посмотреть в разрезе проектов и эффективности их реализации. Осенью доложим Парламенту.
ТРЕТЬЕ. Нерациональное расходование бюджетных средств все больше осуществляется через подрядчиков и поставщиков. Потому что на бюджетном уровне становится все более прозрачным и все более труднее это делать. Если четыре года назад мы считали, что завышение ПСД составляет до 30% и оценивали эту сумму порядка одного триллион тенге в год.
То сейчас, пользуясь ростом цен на строительные материалы (действительным ростом, который был два года назад) и разговорами о высокой инфляции (это уже чисто психологический фактор), удорожание проектов стало эпидемией и исчисляется уже далеко не одним триллионом бюджетных средств.
А на эти деньги мог быть закрыт вопрос по аварийным и трехсменным школам, который никак не удается решить, или могли быть реконструированы теплоэлектроцентрали и тепловые сети, большинство из которых дышит на ладан.
Кроме того, мы продолжаем штамповать ПСД в количестве, которое никогда не будет обеспечено финансированием.
Например, за 2017-2018 годы 292 разработанных ПСД стоимостью 5,9 млрд тенге остались невостребованными.
Одним словом, искусством удовлетворять растущие потребности при наличии ограниченных ресурсов госорганы еще не овладели. Поэтому важна приоритезация и последовательность в реализации выбранных отраслевых политик.
К чему, собственно говоря, сейчас идет Правительство сужая количество национальных проектов и интегрируя эти задачи в систему документов государственного планирования.
ЧЕТВЕРТОЕ. В Планах развития министерств и их бюджетных программах практически нет конечных показателей, связанных с изменением качества жизни населения.
За исключением, наверное, социального блока - здравоохранения, образования, министерства труда и социальной защиты.
По остальным: рост ВВП, объем инвестиций в основной капитал. Проводили аудит Комитета по инвестициям, где они результатом своей деятельности ставят статданные "Инвестиции в основной капитал" в целом по стране. Ну конечно они вырастут, но это же не результат работы Комитета по инвестициям, хотя их вклад там тоже есть.
Рост ВВП, триллионы, тонны, тысячи км! А Человеку от этого лучше жить стало? Непонятно! Не определишь! Никак! Потому что условия задачи неправильно определены.
Конечно, по поручению Главы государства реализуются целевые программы микрокредитования, субсидирования бизнеса, повышения доходов населения и другие, которые имеют конкретный положительный эффект. Но это ручное управление. А на Человека должна быть настроена вся бюджетная система.
Финансирование не только бюджетных организаций, но и отраслей экономики (через любые инструменты) должно давать мультипликативный эффект в виде новых рабочих мест и повышения заработных плат. А у нас финансирование отраслей экономики растет, а населению от этого не на много лучше.
ПЯТОЕ. Региональная самодостаточность и способность обеспечить гражданам страны равные условия и возможности пока на стадии реализации.
Возможности местных бюджетов покрывать расходы собственными доходами варьируется от 6,5 до 84%. Тогда как уровень развития и масштаб проблем тоже разный. При этом практически отсутствуют стимулы расширять налогооблагаемую базу.
Налицо несовершенство действующей системы межбюджетных отношений. Все это усиливает социальное расслоение и внутренние миграционные настроения, создавая значительную нагрузку на инфраструктуру развивающихся городов.
Координация со стороны центральных госорганов по курируемым направлениям в регионах также недостаточная. Планирование и исполнение отдано местным исполнительным органам.
Очевидно стремление министерств скинуть ответственность в регионы. Только в этом году более 2 трлн тенге передано в базу трансфертов общего характера. Тогда как исполнение по ним в 2022 году вызывало много вопросов. Теперь же они выведены из под контроля Высшей аудиторской палаты совсем.
При этом в ближайшие три года (2023-2025) объем субвенций вырастет еще в 3 раза!
ШЕСТОЕ. Квазигосударственный сектор - неотъемлемый проводник государственной политики. Национальным холдингам и компаниям пора принять эту данность и прекратить отстраняться от решения общегосударственных задач.
Продолжающаяся десятилетиями поддержка со стороны государства должна давать эффект. Национальные холдинги в новом формате способны стать флагманом в развитии реального сектора экономики. А их дивидендная и долговая политика должны находиться под строгим контролем государства.
Сейчас же долговая нагрузка растет, а дивиденды составляют незначительную статью доходов республиканского бюджета.
Деятельность управляющих холдингов в целом остается не прозрачной, а их подотчетность Парламенту вообще отсутствует.
Это те концептуальные моменты, на которые мы обращаем ваше внимание и те резервы, использование которых позволит, на наш взгляд, улучшить управление результатами.
По всем выявленным проблемным вопросам нами выработаны соответствующие рекомендации, которые отмечены в Заключении.
Совместная работа с Правительством и регионами в вопросах совершенствования бюджетных процессов будет продолжаться.
И ПОСЛЕДНЕЕ. Передача значительных ресурсов на региональный уровень и выявляемые системные проблемы свидетельствуют о необходимости наделения новыми полномочиями Высшей аудиторской палаты и повышения статуса ревизионных комиссий.
Данные поправки являются уже третьей попыткой решения этого вопроса. Сегодня законопроект получил заключение Правительства.
Пользуясь случаем хотим поблагодарить Комитет по экономической реформе и региональному развитию за инициирование этих поправок в рамках законопроекта "О возврате государству незаконно приобретенных активов".
Уверены, что совместными усилиями наделение Высшей аудиторской палаты новыми полномочиями позволит усилить и парламентский контроль за исполнением бюджета.
И это будет способствовать реализации формулы Главы государства: "Сильный Президент - Влиятельный Парламент - Подотчетное Правительство".
Вместе с этим, в рамках реализации конституционной реформы наряду с рассматриваемым сегодня отчетом Высшей аудиторской палаты, в Мажилис внесен Отчет по итогам проведенного аудита эффективности управления в сфере теплоснабжения. Вы знаете насколько он сейчас актуальный.
Надеемся, что выявленные факты и выработанные рекомендации позволят совершенствовать проводимую работу в данной сфере.
Также хочу проинформировать вас, что Высшая аудиторская палата в конце текущего года по поручению Главы государства приступает к комплексному аудиту всех 20 региональных подразделений Фонда социального медицинского страхования.
Принимая во внимание высокую социальную значимость данного вопроса, хочу обратиться к вам с предложением направить нам перечень наиболее актуальных на ваш взгляд вопросов, которые необходимо осветить в ходе этого аудита.
В июне 2024 года мы сможем доложить его итоги – если Мажилис примет такое решение, то в установленном Конституцией порядке - в рамках ежегодного тематического отчета.
Еще раз благодарим депутатский корпус за совместную работу.
Баяндама аяқталды. Назарларыңызға рақмет!


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Рабочий график главы государства 30.06.2023
Сенат одобрил законы о возврате незаконно приобретенных активов и онлайн-платформах 30.06.2023
Состоялся первый Республиканский Форум депутатов маслихатов всех уровней от партии "AMANAT" 30.06.2023
Минэкологии нужно активизировать внедрение цифровых технологий и автоматизированных СУРов в водной отрасли - Алихан Смаилов 30.06.2023
Алихан Смаилов: В 2023 году мы ожидаем рост экономики на уровне 4,5-5% 30.06.2023
Абай, достигаторство и детские сказки – что читают казахстанцы? 30.06.2023
Торговля обеспечивает работой свыше 1,5 миллиона человек и полмиллиона предприятий Казахстана 30.06.2023
О заседании Высшего Судебного Совета 30.06.2023
Главы МИД Казахстана и Люксембурга обсудили перспективы расширения двустороннего сотрудничества 30.06.2023
Рабочий график главы государства 29.06.2023

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
20.04.24 Суббота
82. НАБИЕВ Жаугашты
76. МУЖЧИЛЬ Татьяна
74. КЕНЖЕТАЕВ Есенгельды
72. ДАРИНОВ Ауезхан
65. КИРГИЗАЛИЕВ Нуралы
65. СУЛЕЙМЕН Усен
63. УМИРСЕИТОВ Бахыт
62. БЕКТАЕВ Али
62. КУРМАНАЛИЕВ Каримбек
59. САТИМБЕКОВ Канат
58. ДУЗЕЛЬБАЕВ Ерлан
55. АШИМБАЕВ Самат
55. ТУРТАЕВ Алмат
54. КУРУМБАЕВ Руслан
52. ШАБЕНОВ Канат
...>>>
21.04.24 Воскресенье
79. РАИСОВ Толеген
76. ПЛЯЦУК Владимир
75. ХАЛИЛА Абдилак
71. АЙМАГАМБЕТОВ Сабит
71. ТОБАЯКОВ Бахытжан
67. БАДАНОВ Мейрам
67. ЖАРКЕНОВ Аскар
67. ШАЛАБАЕВ Сейтжан
65. БАЛАБАТЫРОВ Нурлан
62. МУКАТОВ Кажгалей
61. ТОТАЕВ Бауржан
61. ЯБРОВ Владимир
60. АБДРАХМАНОВ Кайрат
58. АКУЛОВ Григорий
51. ТУРТКАРИН Алимжан
...>>>
22.04.24 Понедельник
78. АДИЛБАЕВ Жумадил
78. ОГАЙ Евгений
76. МОЛДАКЫНОВ Такен
75. ИТПАЕВ Марс
74. АРГЫНГАЗИН Жугенбай
74. КУЛМАХАНОВ Амир
72. КЕЛЕМСЕИТ Ермек
71. АХМЕДЬЯРОВ Ержан
70. СОРОКИН Александр
69. БАЙБЕКОВ Сейдикасым
66. ДЖАНБУРШИН Ербулан
66. ХАЛИМОВ Мэлсат
64. БИЖАНОВ Керимжан
64. КАРИМОВ Ермек
63. АМЕТОВ Канапия
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz