Гульмира Илеуова, turanpress.kz, 21 июня
С 2007 года ОФ "ЦСПИ "Стратегия" регулярно проводит экспертные опросы с целью оценки деятельности действующего на момент исследования казахстанского правительства. Так, в ноябре 2007 года состоялся первый экспертный опрос по оценке деятельности правительства К.Масимова. В сентябре 2014 года в центре внимания была работа правительства С.Ахметова. В марте 2016 года была проведена экспертная оценка деятельности второго кабинета министров Масимова. А в весеннем опросе 2018 года в поле зрения оказалась работа правительства под руководством Б.Сагинтаева. В 2020 году опрос был приурочен к году работы правительства А.Мамина, а в мае 2023 года эксперты ответили на вопросы о работе А.Смаилова и его команды. Методика. Опрос экспертов проходил в анкетной форме. Анкета включает вопросы, касающиеся оценки правительства в целом и по отдельным критериям; оценки работы министерств; выявления сильных и слабых сторон работы правительства. Большинство вопросов анкеты являются мониторинговыми и используются во всех ранее проведенных опросах, что позволяет проводить сравнительный анализ оценок работы правительств. Эксперты. В опросе весны 2023 года принял участие 21 эксперт, которые представляют как частный, так и государственный сектора:
Сектор | Кол-во | Частный сектор | 7 | Государственный сектор | 3 | Неправительственный сектор | 5 | Экономика и финансы | 2 | Научно-исследовательская деятельность | 2 | Журналисты | 2 |
По итогам опроса заметно, как изменилась источниковая база экспертов. Так, если ранее основным источником информации о деятельности правительства РК для экспертов выступали материалы, публикуемые в интернет-изданиях, то на этот раз в качестве главного поставщика новостей выступили социальные сети (44,9%; 17% в 2020 году), материалы интернет-изданий – на втором месте. Обращает внимание, что только каждый пятый эксперт (21,4%; в исследовании 2020 года – 2 место, 44%) получает информацию о деятельности правительства из докладов, выступлений, интервью премьер-министра и представителей правительства, в то время как правительственные пресс-релизы свою востребованность практически не изменили (14,3% в 2023 году и 13% в 2020 году).
 *Можно было выбрать два варианта ответа
Оценка Правительства. Напомним, что Алихан Смаилов сменил Аскара Мамина, заняв пост премьер-министра Казахстана 11 января 2022 года после массовых социальных выступлений. Работа Правительства А.Смаилова за истекший период была оценена экспертами крайне низко – 1,6 балла по 5-балльной шкале (где 1 – очень низкая оценка, 5 – высокая). Чаще всего эксперты выбирали оценку в 1 и 2 балла, аргументируя это тем, что "все заявленные президентом реформы провалены, подготовленные правительством концепции законов слабы и не полны"; "не видна проактивная позиция"; "отсутствие "тактильных" (пущен в строй) результатов, инертное (пассивное) продолжение политики "ручного управления"; "правительство не может обуздать инфляцию, рост цен на продовольственные товары, у простых граждан нет никакой перспективы на улучшение своего положения". Основные характеристики правительства Смаилова – это то, что оно "временное" и "техническое". При этом к достижениям правительства было отнесено в основном то, что за эти 1,5 года не было таких значимых провалов, которые могли бы привести Казахстан к еще большим катастрофическим последствиям, "спасибо, что страну не развалили", "экономика не рухнула с тем темпом, с которым потенциально могла". В плюсы также можно включить также некоторые отдельные решения и действия правительства "безвизовый режим с Китаем", "газификация Алматинской области". Причиной же критики экспертов можно считать то, что "правительство самоустранилось от решения накопившихся проблем" и. Критике экспертов подверглось и правительство, и деятельность самого премьера – 78,6% опрошенных считает, что он не справляется со своей работой. И хотя пятая часть опрошенных полагает, что "не факт, что другие кандидатуры в нынешних условиях смогли бы сработать лучше", все-таки, мнения большинства определяется тем, что он "слабый, как премьер, инфляция растет, ничего не предложил для экономического развития"; "социальное самочувствие граждан ухудшается с каждым днем". А среди недостатков работы правительства Смаилова были названы следующие: - Бездействие, непрофессионализм; - Безынициативность, некомпетентность, отсутствие ясной и понятной народу программы действий; - Использование устаревших и неэффективных методов работы; - Отсутствие экономических реформ, попытка консервации существующей системы, работа по устаревшим и отсталым правилам; - Нет определенно четкого плана (пошагово) по поднятию благосостояния народа; - Отсутствие стратегического видения развития отраслей; - Плохое планирование, неэффективное исполнение, бесконтрольность, манипуляции со статистикой; - Экономика и система ЖКХ могли быть в лучшем состоянии, чем сейчас. Если оценивать работу правительства Смаилова по отдельным критериям, то, по мнению экспертов, сравнительно лучше правительство справлялось с вопросами по поддержанию численности населения страны (сальдо миграции и естественного прироста населения). На 2 балла оценена работа по привлечению инвестиций. При этом все остальные направления оценены экспертами ниже 2-х баллов, и наибольшей критике подвергается работа правительства, связанная с повышением доходов населения и недопущением снижения уровня жизни казахстанцев.
№ | КАК БЫ ВЫ ОЦЕНИЛИ РАБОТУ ПРАВИТЕЛЬСТВА А.СМАИЛОВА ПО ПРЕДЛОЖЕННЫМ КРИТЕРИЯМ ОЦЕНКИ | средний балл | 1. | Сальдо миграции | 2,55 | 2. | Сальдо естественного прироста населения | 2,30 | 3. | Объем привлеченных инвестиций | 2,00 | 4. | Среднегодовой реальный прирост ВВП | 1,93 | 5. | Размер государственного долга | 1,91 | 6. | Размер ВВП по ППС (с учетом паритета покупательной способности) на душу населения | 1,86 | 7. | Количество и частота акций социального протеста | 1,77 | 8. | Выполнение государственных программ и национальных проектов | 1,69 | 9. | Повышение уровня жизни населения | 1,64 | 10. | Уровень безработицы | 1,64 | 11. | Уровень средней реальной заработной платы | 1,63 | 12. | Исполнение бюджета и его дефицит | 1,62 | 13. | Уровень инфляции | 1,54 | 14. | Динамика тарифов на коммунальные услуги | 1,43 |
В таблице ниже представлены отдельно оценки работы экспертами министерств Правительства Смаилова. Самый высокую оценку – 3 балла – получило министерство культуры и спорта, возможно, не самое ключевое в правительстве, но на фоне других показывающее хоть какие-то положительные результаты. Конечно, играет ли МКС непосредственную роль в победе наших, например, шахматистов – вопрос дискуссионный, но тем не менее, факты побед есть.
№ | В ТАБЛИЦЕ НИЖЕ ПОСТАВЬТЕ, ПОЖАЛУЙСТА, СВОЮ ОЦЕНКУ РАБОТЕ ЗА ПОСЛЕДНИЙ ГОД КАЖДОГО ИЗ ПЕРЕЧИСЛЕННЫХ МИНИСТЕРСТВ | Средний балл | 1. | Министерство культуры и спорта | 3,00 | 2. | Министерство финансов | 2,67 | 3. | Министерство науки и образования | 2,62 | 4. | Министерство торговли и интеграции | 2,43 | 5. | Министерство сельского хозяйства | 2,33 | 6. | Министерство обороны | 2,31 | 7. | Министерство просвещения | 2,22 | 8. | Министерство информации и общественного развития | 2,21 | 9. | Министерство индустрии и инфраструктурного развития | 2,18 | 10. | Министерство юстиции | 2,17 | 11. | Министерство здравоохранения | 2,14 | 12. | Министерство внутренних дел | 2,07 | 13. | Министерство экологии и природных ресурсов | 2,00 | 14. | Министерство энергетики | 2,00 | 15. | Министерство национальной экономики | 1,93 | 16. | Министерство труда и социальной защиты населения | 1,86 | 17. | Министерство цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности | 1,83 | 18. | Министерство иностранных дел | 1,80 | 19. | Министерство по чрезвычайным ситуациям | 1,57 |
В то же время, при рассмотрении в динамике результатов ответов на вопрос о том, деятельность каких из министерств наиболее важна на данном этапе развития страны, выявлено, что начиная с 2018 года, в перечне министерств, вошедших в ТОП-5, первое место сохраняется за министерством национальной экономики. Опрос показывает, каким должен быть рецепт успешной деятельности правительства: займитесь национальной экономикой, наведите порядок в финансах, поймите, в чем смысл вашей политики в сельском хозяйстве.
ТОП-5 МИНИСТЕРСТВ, ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КОТОРЫХ НАИБОЛЕЕ ВАЖНА НА ДАННОМ ЭТАПЕ РАЗВИТИЯ СТРАНЫ | Министерство национальной экономики | Министерство финансов | Министерство сельского хозяйства | Министерство внутренних дел | Министерство обороны |
Обращает внимание, что такая управленческо-организационная мера, как совмещение должности министра с портфелем вице-премьера не считается экспертами полезной и результативной. Только четвертая часть экспертов полагает, что по итогам данного нововведения эффективность работы профильного министра повысилась ("когда премьер и министр на одной волне, то повышается и взаимопонимание двух функционеров и вероятность положительного результата в работе"). Но подавляющее большинство не видит качественных изменений в работе.
Диаграмма 1. – ВЛИЯНИЕ НА ЭФФЕКТИВНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ НАЗНАЧЕНИЯ ДЕЙСТВУЮЩИХ МИНИСТРОВ НА ПОСТЫ ЗАМЕСТИТЕЛЕЙ ПРЕМЬЕР-МИНИСТРА

Обосновывая свою критику, эти эксперты отмечали, что "если идея в росте статуса того или иного направления, то на практике этого не происходит"; "наоборот, привело к снижению публичности и непониманию ситуации в отрасли. Инициатива бессмысленная"; "пословица: от перемены мест слагаемых сумма не изменяется". Таким образом, опрос показал накопление общего раздражения и недовольства в экспертной среде действиями правительства Смаилова. По существу, после январских событий, которые выявили очень высокие экономические и социальные ожидания в обществе, Смаилов и его правительство не смогло дать требуемых ответов о стратегических путях развития Казахстана, не найдя ничего лучшего, чем воспроизводить устаревшие методики ручного управления экономикой и демонстрировать имитацию реформ. |