t.me/peruash, 5 июля
Вчера вместе с депутатом Мажилиса Е.Барлыбаевым и депутатом гормаслихата О.Нуралдиновым, знакомились с работой департамента ЧС г.Алматы. Руководство ДЧС продемонстрировало, как функционируют камеры наблюдения города, как задействуются сигналы оповещения населения о чрезвычайных ситуациях и др. Провели небольшое совещание в Ситуационном центре, выслушали краткие доклады по мониторингу сейсмической, пожарной, селевой безопасности; о техническом оснащении служб и обучении граждан навыкам поведения в условиях ЧС. Задал ряд вопросов докладчикам: 1. Сохранилось ли в системе МЧС служба медицины катастроф? Особенность этой отрасли в специализации на таких сферах, как политравматическая хирургия, ожоговые центры, реанимационные отделения, включая оснащение реанимобилями и т.д. Ранее эту функцию выполняли железнодорожные больницы по всей стране. Однако несколько лет назад они были приватизированы (кстати, тогда мы с Е.Барлыбаевым, как члены госкомиссии по приватизации, голосовали против такого решения). Частные клиники неизбежно будут уходить в более прибыльные направления с платежеспособными пациентами. А у жертв аварий и пожаров может не оказаться элементарной медстраховки, и даже личность пострадавшего установить не сразу возможно. Поэтому, даже выступая за сокращение государственного участия в экономике, полагаем, что медицина катастроф должна сохраняться в зоне ответственности государства. Тем более, что не только в Казахстане, но и во всем мире наблюдается рост техногенных аварий и природных бедствий. Нам ответили, что в Алматы служба медицины катастроф сохранилась (что безусловно плюс), но она не имеет собственных зданий или объектов. Считаю, что нужно ставить вопрос о возрождении данного направления в медицине, с прямым подчинением МЧС. 2. Другой интересовавший нас вопрос - ситуация с контролем сейсмоустойчивости зданий в Алматы, особенно высотных. 3-4 года назад заявлялось о готовящихся испытаниях "высоток", но затем прошла информация, что такие испытания сами небезопасны. С этой темой связана и проблема выделения участков под строительство в сейсмоопасных, селеопасных и промышленных зонах города. Есть ли у служб МЧС возможность заблаговременно блокировать такие решения местных акиматов? Как сообщило руководство Департамента, акиматом в настоящее время готовится паспортизация сейсмоустойчивости города, которая возложена на КазНИИСА, а субподрядчиком этого проекта планируется привлечь Институт сейсмологии. Что касается выделения земельных участков, то с 2014 года органы ЧС были отстранены от согласования проектов строительства и от приема объектов в эксплуатацию. Их роль сегодня ограничена составлением требований безопасности зданий и сооружений, а контролировать их соблюдение на этапе разрешения и строительства они не имеют права. В свое время этот подход вводился с целью поддержки бизнеса. Однако практика показала высокие риски таких послаблений. Между тем, даже согласно Конституции, высшей ценностью в Республике признается гражданин, его жизнь, здоровье, права и свободы. Никакими доходами невозможно оправдать, если за эти доходы придется расплачиваться жизнью людей. Полагаю необходимым возвращать функции контроля органам ЧС, фракция "Ак жол" будет инициировать такие вопросы. 3. Относительно технической оснащенности органов ЧС - поинтересовался, имеются ли у противопожарной службы беспилотные системы пожаротушения? После трагедии в "Семей орманы", в соцсетях появились видео тушения пожаров в Европе, США, Китае беспилотными гусеничными аппаратами с установленными пожарными рукавами. При наличии такой техники нет необходимости людям рисковать жизнью, заходя в пекло бушующего пожара, как, к сожалению, погибли 15 человек в Семее. Имеется ли такое оборудование в Алматы? Кроме того, в своевременном выявлении пожаров свою роль могут сыграть дроны. Состоят ли они на вооружении ДЧС? Как проинформировали собеседники, приобретение беспилотных аппаратов пожаротушения пока даже не рассматривалось. Что касается дронов - их всего 3 штуки, что конечно капля в море. 4. В одном из докладов прозвучало, что "каскадным обучением" навыкам поведения при чрезвычайной ситуации охвачено 1,4 миллиона алматинцев. Спросил что за "каскадный метод", отвечают: ДЧС обучает руководителей организаций, а те должны обучать своих сотрудников. Поделился мнением, что такая форма обучения без выборочного контроля неэффективна. Ни один из друзей-алматинцев не рассказывал о подобном обучении в своем учреждении. Тем более вызывает сомнения цифра в 1,4 млн обученных. Попросил быть реалистами. 5. На фоне многочисленных сигналов о возможном применении оружия массового поражения в войне в Украине, спросил о наличии и оснащенности Алматы защитными сооружениями (бомбоубежищами) и индивидуальными средствами защиты, начиная с противогазов. Напомнил о ситуации в Киеве, где в момент ракетного обстрела оказались закрытыми несколько бомбоубежищ и люди оставались без укрытия. Ответ разочаровал. Бомбоубежищ для горожан нет, кроме тех предприятий, где они имелись исторически. Как и средств защиты. То, что госорганы не верят в возможность глобальной войны - конечно, радует. Но сегодня она уже не кажется совсем уж нереалистичной. И в таком случае, по оценкам аналитиков, последствия затронут не только воющие стороны. Мне кажется, что государство должно быть более прагматичным и менее оптимистичным в таких вопросах. В то же время, у тех алматинцев, кто живет рядом со станциями метро - как говорится, проблема убежища снимается. Но остается вопрос оснащения их запасами воды, продовольствия, теплых одеял и т.д. 6. Е.Барлыбаев задал вопрос об обстоятельствах недавней гибели пожарного при тушении лесного пожара в Иле-Алатауском нацпарке, а также поинтересовался порядком взаимодействия лесного хозяйства и противопожарной службы в случаях, аналогичных трагедии в области Абай. Собеседники подтвердили наличие соответствующего порядка, утвержденного законом "О гражданской защите" и Соглашением между МЧС и Минэкологии (подписанным год назад обоими министрами), где закреплено, что противопожарная служба привлекается для тушения лесных пожаров по команде и под руководством местных акиматов и территориальных подразделений Комитета лесного хозяйства Минэкологии. Что касается погибшего коллеги, рассказали о событиях той трагедии и мужестве пожарного, который посмертно представлен к государственной награде. После беседы в ДЧС, посетили строительство селезащитной плотины ниже БАО; нового пожарного депо в районе Нур-Алатау. Руководство поста посетовало на высокую текучесть пожарных в правоохранительные органы из-за наличия там социального пакета. Хотя работа спасателей при 15-18 ежедневных вызовах на тушение пожаров не менее опасна и трудна. Также пообщались с коллективом НИИ сейсмологии. Вспомнили, что в 2017 году фракция "Ак жол" направила возмущенный депзапрос правительству о прекратившемся финансировании сейсмостанций. Именно после нашего обращения финансирование было возобновлено. Но и сейчас положение коллектива (а это ученые-аналитики и прогнозисты) крайне непростое, например - здание института не ремонтировалось с 1989 года (35 лет!), здания сейсмостанций напоминают бараки, лаборатории (а это сердце любого анализа) замерли в прошлом веке, зарплаты именитых сейсмологов - ниже учителя в средней школе... Придется снова возвращаться к теме. В общем, материала для разговора с Правительством набрали на несколько сессий. С утра планируем посетить ряд частных клиник и промышленных предприятий.
---
"Инвестклимат" по-чиновничьи t.me/peruash, 6 июля
Сегодня посетил новую частную клинику Медикер в Горном гиганте, а также ряд промышленных предприятий Алматы. Сеть клиник Медикер представлена во многих регионах, хорошо знаю их руководство в Астане и Шымкенте, считаю флагманом частной медицины в нашей стране. Но новый комплекс в Горном гиганте превзошел все ожидания и по уровню организации, и по технической оснащенности. Пообщался с главным врачом С.Шиллер об особенностях и потенциале частной медицины, выразил свой респект и готовность Демпартии "Ак жол" всемерно поддерживать данный сектор экономики. Затем побывал на молочном заводе "Солнечный", год назад остановившем деятельность из-за претензий департамента экологии, в связи с новыми санитарными правилами. Как рассказала директор предприятия Л.Магай, завод действовал два десятилетия, выпускал стерилизованное молоко, кефир, творог, сыры и другую продукцию в объеме 6 тыс тн/мес; на предприятии было занято до 750 сотрудников. Однако после изменения правил в части санитарной зоны до жилых объектов, молокозавод стал подвергаться штрафам (а как же общий принцип "закон обратной силы не имеет"?!), был вынужден остановить производство. Остановка привела к просрочке по кредиту, после покрытия которой банк отказался продлевать кредитную линию. Встретились и обсудили сложившуюся ситуацию с В.Пашевиной - генеральным директором группы компаний "Агропродукт", в которую входит указанный молокозавод. Холдинг готов выставить под обеспечение требуемой кредитной линии успешные предприятия в других регионах, однако сталкивается с нежеланием банков. В итоге, начавшись с незаконного, на наш взгляд, применения чиновниками задним числом изменений в санитарные требования, проблема переросла в остановку оснащенного современным европейским оборудованием молочного завода и больше того - привела к срыву финансирования его деятельности. Теперь бизнесу придется решать двоякую задачу. Надеюсь, что хотя бы в споре с чиновниками получится им помочь. В не менее сложном положении и также из-за чиновников оказалось ТОО "Нуртау Темир" (завод железобетонных конструкций). Прилегающей к этому предприятию территории бывшего кирпичного завода в бытность Б.Сагинтаева изменили назначение на МЖК, несмотря на соседство с промышленным производством и проходящую между ними железнодорожную ветку, на которой далее находится порядка 40 других предприятий. Такое изменение ПДП противоречит всем санитарным и промышленным нормам, более того, заведомо создает условия для социальной напряженности, так как жители, приобретающие квартиры в таком ЖК неизбежно будут требовать остановки соседнего производства. В этой связи 250 работников ТОО уже выражают обеспокоенность своей судьбой. Более того, встанет вопрос и о судьбе ж/д ветки и 40 использующих ее других компаний. Как сообщил владелец завода Е.Тулепбеков, акимат уже предлагает перенести предприятие в другое место. Но остаются открытыми вопросы о незаконности выделения участка под строительство жилья в непосредственной близости к действующему производству в нарушение санитарных норм; а также о компенсации затрат предприятия на передислокацию, строительство производственных корпусов, демонтаж и повторный монтаж оборудования на новом месте, обеспечение новой локации подъездными ж/д путями, э/энергией, водоснабжением и т.д. Вот вам и "инвестклимат". Попросил подготовить документы по этой ситуации для нашего обращения в органы СЭС и Генеральную прокуратуру. |