NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Вторник 15.10.2024 10:29 ast
08:29 msk

О послании президента
Значительная часть поручений, озвученных в послании, является рефреном неоднократно поставленных задач. Динамика есть, то прагматизма в решении социально-экономических вопросов не хватает
04.09.2023 / политика и общество

Данияр Ашимбаев, 1 сентября

Итак, Касым-Жомарт Токаев озвучил свое 6-е послание народу Казахстана. Практически весь объем посвящен экономике. Президент с учетом сложившейся ситуации призвал отказаться от "абстрактных достижений" и вообще "постановки долгосрочных эфемерных целей". Система госпланирования, по словам президента, "станет более компактной и гибкой". В этих тезисах – лишнее признание того, что экономисты правительства и АП, не обладающие, по словам Токаева, идеями и креативом, так и не смогли решить вопросы стратегического планирования.
Значительная часть поручений, озвученных в послании, является рефреном неоднократно поставленных задач. Динамика есть, то прагматизма в решении социально-экономических вопросов не хватает.
Вообще, складывается впечатление, что львиную долю послания готовил сам Касым-Жомарт Кемелевич. Судя по вчерашнему отчету правительства в Мажилисе, они считают, что большую часть поручений президента уже выполнили. А вот глава государства вновь и вновь всех возвращает к так и не решенным базовым проблемам, причем систематически ориентирует политику на социальные задачи.
Можно отметить такие направления нынешнего послания, как создание модели протекционизма, активные геологические работы, развитие оборонной промышленности, глубокая переработка продукции сельского хозяйства и металлургической промышленности, возобновляемая энергетика и "зеленые" финансы. Президент ожидаемо вернулся к вопросу о референдуме о строительстве АЭС, но подчеркнул: "Казахстану как крупнейшему производителю урана в мире надлежит иметь собственную атомную генерацию".
Вообще, сквозной мыслью послания является проблема технологической модернизации национальной экономики, которая была расписана президентом по каждой отрасли.
Особо президент проехался по банкам, точнее по их чрезмерно привилегированному положению в экономике. Был озвучен ряд мер – как "деликатных", так и не очень.
Особое внимание было уделено водным проблемам. Президент прислушался к много раз высказанному экспертному мнению и инициировал создание Министерства водных ресурсов и ирригации. Развитие логистических коридоров требует создания Министерства транспорта, на которое будут возложены печально известные вопросы дорожного строительства.
Создание специализированных ведомств по важным вопросам – на мой взгляд, вполне здравая идея. Из-за чрезмерной концентрации многих вопросов в рамках одного ведомства, стратегические задачи постоянно отходят на второй план. Лучше путь будет больше самостоятельных компактных структур, чем крупных непонятных и безответственных "суперминистерств".
Повторились вопросы использования средств Нацфонда, демонополизации, цифровизации, поддержки МСБ, налогового администрирования, развития межбюджетных отношений. Последняя тема для Токаева исторически важна и близка: первые наработки начали делаться в бытность его премьер-министром.
Поручил Токаев и "превратить текущие демографические тенденции в конкурентные преимущества". То есть, сделать упор на образование, здравоохранение и личностное развитие детей. Эту задачу президент увязал с еще одним своим стратегическим приоритетом – концепцией "Адал азамат" (тут глава государства проехался насчет "недисциплинированности и бескультурье некоторых наших граждан", которые "негативно сказываются на имидже нашей страны на международной арене").
Интересны тезисы о конфигурации исполнительной власти. Правительство, по словам Токаева, "должно обладать всеми рычагами самостоятельного управления экономикой без волокиты и бюрократии, без согласований с АП". Последняя должна стать "политическим штабом" и сконцентрировать свои усилия на "стратегических направлениях социально-экономического развития государства, вопросах внутренней и внешней политики, обороны и безопасности, правовой и кадровой политики". Кроме того, "предстоит пересмотреть механизм мониторинга и контроля исполнения поручений". Президент явно не устраивает, как ныне обстоят дела в этой сфере.
Отметив, что "нам предстоит на деле воплотить в жизнь принципы "слышащего государства", президент заявил: "Мы созидаем эффективное государство, в котором господствуют закон и порядок, культура диалога, ответственности и солидарности. Все провокации, направленные на подрыв общественного порядка, должны жестко пресекаться".
Весной прошлого года Токаев называл "Новый Казахстан" прежде всего "эффективным государством с сильным гражданским обществом". Видно, что задачи эффективности начинают все больше выходить на первый план.
***
В октябре 1997 года была принята Стратегия-2030. Для ее реализации в 2001 г. был утвержден Стратегический план развития до 2010 г. (правился в 2003, 2006, 2008 гг.).
В 2009 г. президент утвердил Систему государственного планирования (корректировалась в 2010, 2011, 2012, 2013, 2014, 2015 - трижды, 2016 гг., а в 2018 г. была отменена в связи с передачей этой функции правительству, которое приняло в 2017 г. новую Систему государственного планирования, измененную в 2021 г.).
В 2010 г. был принят Стратегический план развития до 2020 г.
В 2012 г. Стратегия-2030 была объявлена досрочно выполненной и заменена Стратегией-2050. В связи с этим Стратегический план развития до 2020 г. в 2012 и 2013 гг. подвергся корректировке, а в 2018 г. был заменен Стратегическим планрм развития до 2025 г. (правился в 2019 г.), который в 2021 г. был заменен Национальным планом развития до того же 2025 г. (правился в 2022 и 2023 гг.).
Все последние стратегические и национальные планы развития по-прежнему базируются на Стратегии развития до 2050 г. (которая технически является не отдельно принятой стратегией, а посланием президента от 2012 г., дополненным в послании 2014 г. планом вхождения в число 30 развитых стран мира, а затем и соответствующей концепцией).
В 2023 г. правительство сдвинуло срок реализации всех своих концепций и программ на 2029 г. (под реализацию президентской предвыборной платформы).
В последнем послании было решено ограничить горизонт планирования 3-летним сроком, т.е. 2026 г., что потребует принятия новой Системы государственного планирования (МНЭ еще летом пыталось пропихнуть проект правок в нее), корректировки Национального плана развития и кучи иных программных документов.
Прелесть ситуации в том, что все эти горизонты планирования укладываются в период до 2030 г., хотя планы на этот период были вроде как полностью реализованы еще в 2012 г.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Рабочий график главы государства 29.09.2023
Закон о таможенном контроле энергоресурсов через казахстанско-узбекскую границу одобрили сенаторы 29.09.2023
Реализацию проекта "G4 City" обсудили в Правительстве 29.09.2023
Приоритетные направления развития науки на 2024-2026 годы утверждены в Казахстане 29.09.2023
Состоялось заседание Комиссии по присуждению Государственных премий Республики Казахстан 29.09.2023
Про активы 29.09.2023
Алихан Смаилов провел заседание Совета директоров холдинга "Байтерек" 29.09.2023
Аида Балаева встретилась с членами Национального курултая 29.09.2023
В Мажилисе презентован законопроект "О защите прав потребителей" 29.09.2023
В ЕАЭС продлена возможность беспошлинного ввоза товаров для личного пользования 29.09.2023

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
15.10.24 Вторник
93. ДЮСЕМБИН Хабдрахман
90. БИБАТЫРОВА Гайникен
86. КАМАЛОВ Наиф
77. ИСАХОВ Орынбасар
77. НУРГАЛИЕВА Енлик
69. САЙЛЫБАЕВ Бахытжан
68. УМИРЗАКОВ Серикбай
67. КУЛМАНОВ Амангельды
66. РЫСБЕКОВ Мырзабек
65. МЕЛЬДЕШОВ Бахыт
64. АЙДАРБЕКОВА Кулия
63. МУХАМЕДИЯРОВ Марат
61. ТАКАМБАЕВ Муратбек
60. БАЗАРБАЕВ Канат
60. КАРИМОВ Валихан
...>>>
16.10.24 Среда
87. ГРИЩЕНКО Евгений
75. МЕНЛИБАЕВА Улмекен
72. ОРАЗОВ Кулыбек
71. ТУРСЫНБЕКОВ Сержан
70. БУБЕНКО Владимир
65. ДЖОЛДАСПАЕВ Булат
63. КУАТБАЕВ Айдар
62. БИТЕНОВ Жанат
61. АЛДАНИЯЗОВ Нурлан
61. МАХМУТОВА Меруерт
60. САГИЕВ Гани
58. МАМБЕТКАЗИЕВ Тимур
53. АЛПЫСБАЕВ Аманжол
52. ХАЛЫК Балтабек
50. ЖЕКСЕНБАЙ Айдос
...>>>
17.10.24 Четверг
92. ЕРГАЛИЕВ Гаппар
86. САБИТ Мурат
76. МАЛЫШЕВА Валентина
75. ЖУСУПОВА Роза
73. МУХТАРОВ Нуртас
70. ТИЛЬ Виктор
68. ДЮСЕМБАЕВ Гумар
68. КОЖАН Толебай
67. УСЕНОВА Нурила
65. РАЙМБЕКОВ Каналбек
63. БАТТАЛОВА Зауреш
57. БОРАНБАЕВ Анвар
56. БЕРДЕНБЕКОВ Марат
56. ЕЛЕМЕСОВ Аскар
55. МУХАНБЕТОВ Мереке
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz