akzhol.kz, 21 февраля
Заместителю Премьер-Министра - Министру национальной экономики РК Байбазарову Н. С.
С июня прошлого года фракция "Ак жол" трижды направляла депутатские запросы Правительству и местным органам власти всех регионов, с требованиями понизить ставку розничного налога с 4 до 2 процентов. Однако Правительство не хотело вмешиваться в этот вопрос, ссылаясь на полномочия регионов. Тем не менее, г.Астана и ряд областей поддержали инициативу Демпартии "Ак жол" и приняли такие решения. С начала текущего года навстречу предпринимателям наконец пошли и другие регионы. Рассматриваем эту тенденцию как усиление роли правительства и руководства регионов в поддержке МСБ. К сожалению, только в г.Алматы аналогичные требования предпринимателей пока остаются неуслышанными, в связи с чем призываем маслихат города проявить добрую волю к малому бизнесу. Вместе с тем, считаем, что понижение ставки розничного налога является половинчатым решением, поскольку сохраняет требования ведения бухгалтерии и соответствующей отчетности. В этой связи, Демпартия "Ак жол" предлагает предоставить малому бизнесу дополнительную возможность либерального налогообложения. В развитых странах малые предприятия не проверяются годами, потому что везде, где возможно промониторить поток клиентов и среднюю сумму чека, - высчитывается примерный доход, а дальше - налоговые органы только назначают, сколько тот или иной салон или магазин должны заплатить за год. Предприниматель оплачивает нужную сумму - и больше никто не трогает этот бизнес, не донимает его своими проверками и штрафами. Отсутствие тотального контроля и давления - и есть основа массового предпринимательства. Если даже кто-то скроет от налогов лишние 10-20 тыс. тенге – эти деньги останутся в стране. Зато государству не нужно содержать армию проверяющих. Одно это решение создаст столько рабочих мест, сколько до сих пор не давала ни одна программа занятости, на которые тратились миллиарды. Но проблема в том, что предусмотренное Налоговым кодексом патентное налогообложение содержит ограничения, делающие эту норму бессмысленной. В частности, оборот не должен превышать 13 млн. тенге в год, и у предпринимателя не должно быть наемных работников. Нужно иметь в виду, что даже самый малый бизнес – будь то кафе, парикмахерская, магазин у дома или ремонтная мастерская – как правило, ведет не один человек, а семья. Кто-то стоит на кассе, кто-то убирается и переносит предметы, кто-то производит продукцию. При ограничении в 13 млн тг. в год и средней рентабельности 15-20%, чистая прибыль по патенту не превышает 200 тыс. тг, которые нужно разделить на 3-4 занятых. Получается, доход предпринимателя при такой системе составит около 60 тыс тг. Какой предприниматель будет работать за такие деньги, если среднестатистическая зарплата по стране уже 380 тыс.тг.? Поэтому патентная система налогов и не работает. Для того, чтобы институт патента заработал, необходимо разрешить предпринимателю найм работников. А годовой оборот для патента необходимо рассчитывать исходя из средней зарплаты на предпринимателя и его персонал, т.е. увеличить до 100 млн.тенге. (260 000 тенге медианная зарплата х 20% рентабельности х 5 чел х 12 мес). На основании изложенного, депутатская фракция ДПК "Ак жол" в очередной раз предлагает: 1. Увеличить порог годового дохода по патенту до 100 млн. тенге. 2. Разрешить предпринимателям, применяющим патентный налоговый режим, нанимать до 5 сотрудников 3. Не только понизить розничный налог с 4 до 2% во всех регионах, но дать право малому бизнесу самому выбирать налоговый режим своей работы – по розничному налогу, либо по патенту.
С уважением, Депутаты фракции ДПК "Ак жол" Е.Барлыбаев А.Перуашев Д.Еспаева К.Иса А.Садыков Е.Бейсенбаев |