akzhol.kz, 2 мая
Премьер-Министру Республики Казахстан Бектенову О.А.
В своем Послании народу Казахстана от 2 сентября 2019 года, Глава государства заявил, что "Правительство должно наложить запрет на все выплаты, не предусмотренные Налоговым кодексом. Это, по сути, дополнительные налоги". В тоже время, в Демпартию "Акжол" продолжают обращаться отечественные предприниматели, занятые производством и реализацией товаров, по поводу обязательной маркировки. Напомним, что фракция "Ак жол" с 2014 года выступала против введения такой маркировки, неоднократно направляла депутатские запросы и предлагала правительству наложить вето на этот проект наших соседей. В 2018 году, фракция "Ак жол" единственная не поддержала ратификацию Соглашения ЕАЭС о введении маркировки потребительских товаров. Во-первых, маркировка создает дополнительную финансовую нагрузку на малый и средний бизнес, вынуждая приобретать соответствующее оборудование, вести дополнительную отчетность, для этого нанимать дополнительных сотрудников и т.д. Во-вторых, маркировка подразумевает обязательные платежи. А это, по сути, еще один вид налогообложения, о недопустимости которых настаивал Президент К.Токаев в указанном выше Послании. И очень показательно, этот скрытый налог направляется не в бюджет государства, а в пользу частной коммерческой компании, "дочки" АО "Казахтелеком". Фактически, речь идет о втором "РОП", когда вся страна платила частному ТОО. Кроме того, якобы "для облегчения процедур", предпринимателей вынуждают вступать в некую "ассоциацию" при этом же ТОО, с уплатой взносов, тоже обязательных. В третьих, тем самым появился единый держатель информации по движениям товаров всей цепочке, от производства до продажи конкретным гражданам, при том, что разработчик программы – зарубежный. Зачем частным и иностранным лицам такой огромный пласт информации, затрагивающей интересы национальной экономической безопасности? В четвертых, целью маркировки заявляется защита от контрафакта. Но в тоже время, правительство упорно не хочет ее вводить для самого теневого вида бизнеса – а именно для производства и оборота крепкого алкоголя. Наверно потому, что эту сферу всегда крышевали влиятельные лица из Старого Казахстана. А для тех товаров, которые влияют на жизнь простых людей – обувь, медикаменты и прочее – маркировку ввели в первую очередь. Это сразу привело не только к расходам МСБ, но и к удорожанию товаров. Например, как показал пилотный проект по молочной продукции, там удорожание составило 39%, поэтому чиновникам пришлось отказаться от маркировки молочки. Но по обуви, где по данным обувных магазинов, удорожание на дешевую обувь составило около 25%, маркировку все-таки ввели. С 1 июля вводится обязательная маркировка на медикаменты – и там аптеки также ожидают удорожания на 30% по самым доступным ранее лекарствам. В планах правительства введение маркировки и на другие товары народного потребления. В этих условиях обанкротятся и закроются многие малые предприятия. Происходит захват рынка крупными сетями, а они в основном не казахстанские, а российские. А отечественный малый бизнес будет выталкиваться с цивилизованного рынка на базарные методы. Соответственно, вместо искоренения мы, напротив, получим увеличение теневого рынка, снижение доступности товаров первой необходимости. На основании вышеизложенного депутатская фракция "Ак жол", в очередной раз призывает Правительство вернуться к рассмотрению нецелесообразности данного российского инструмента. Во всем мире используется маркировка товаров штрих-кодами, считаем ее вполне достаточной и предлагаем не "изобретать велосипед", а вернуться к цивилизованным методам прослеживаемости товаров. И в любом случае, передать данную функцию не частным, а государственным органам.
С уважением, Депутаты фракции ДПК "Ак жол" А.Садыков А.Перуашев Д.Еспаева К.Иса Е.Барлыбаев Е.Бейсенбаев |