akzhol.kz, 15 мая
Премьер-Министру РК О.Бектенову
Как известно, государство предпринимает усилия для снижения долговой нагрузки на граждан. По поручению президента К.Токаева, были приняты два закона, реализован ряд других инициатив в защиту финансовых прав физических лиц. Вместе с тем, считаем, что в аналогичной поддержке также нуждается малый и средний бизнес. Начиная с кризиса 2008-2010 годов, у тысяч предприятий лишившихся возможности обслуживать кредиты, банки изъяли заложенное имущество. В тех условиях, государство выделяло сотни миллиардов для оздоровления экономики, которые на самом деле ушли на поддержку банковского сектора, а сами банки не торопятся помогать бизнесу. Показателем такого отношения выступает залоговая политика, когда оценка имущества занижается в разы и даже при этом принимается в залог по коэффициенту 0,7-0,6. Кроме того, в период председательства Данияра Акишева, Нацбанком, вопреки всем международным банковским нормам, были пролоббированы изменения, позволившие банкам самим заниматься предпринимательской деятельностью через аффилированные ОУСА и управлять изъятыми активами, тем самым увеличив риски рейдерского захвата бизнеса. Качество такого "управления" продемонстрировала трагедия в "Алматы-Хостел" в ноябре прошлого года, как и остающиеся без применения сотни земельных участков, производственные комплексы, простаивающее и ржавеющее оборудование, здания и сооружения. Так, по некоторым сведениям, залоговое имущество должников БРК, переданное в АО "Инвестфонд Казахстана", включая нераспакованное новое оборудование, вместо запуска в производство, распродавалось за рубеж под видом металлолома. Не случайно в Послании от 1 сентября 2023 года Глава государства потребовал принять меры по возвращению в экономический оборот "замороженных активов" банков на общую сумму 2 триллиона 300 миллиардов тенге. Причина высокой долговой нагрузки бизнеса еще и в неадекватных процентах по кредитам. Начисленные банками долги в преобладающей степени состоят не из реально выданных денег, а из начисленных по ним процентов. Фактически, это – надутый пузырь, который на самом деле никогда не поступал в экономику. В период кризиса фракция "Ак жол" запрашивала Нацбанк о соотношении реально выданных банками денег и начисленных по ним процентов – но Нацбанк не смог ответить на этот вопрос, так как при рефинансировании кредитов все набежавшие проценты также конвертировались в так называемое "тело кредита", т.е. основную сумму. В результате, отечественная экономика должна банкам во много раз больше, чем предприятия за все эти годы видели живых денег. И этот пузырь будет нарастать и давить на всю страну, пока его не разрубить, как "гордиев узел". У государства нашлась политическая воля в лице президента К.Токаева – остановить этот беспредел в отношении физических лиц. В частности, при просрочке микрокредитов, банкам и МФО запретили начислять дальнейшие проценты, обязали идти навстречу должникам в улучшении условий кредитования. Демпартия "Ак жол" считает, что пришло время разработать аналогичный пакет мер по смягчению долговой нагрузки на малый и средний бизнес. В этой связи, фракция "Ак жол" предлагает: 1) Ускорить организационные меры по возврату в экономический оборот изъятого залогового имущества предприятий. В рамках этих мер, по аналогии с приватизацией госимущества, рассмотреть такой метод, как передача в доверительное управление с последующим выкупом и другие альтернативные методы. 2) Разработать комплекс мер по снижению долговой нагрузки на МСБ, включая остановку начислений до оздоровления предприятий, реальную оценку залогов, снижение процентов по кредитам, и т.д.
С уважением, Депутаты Фракции ДПК "Ак жол" Е.Барлыбаев А.Перуашев Д.Еспаева Қ.Иса А.Садыков Е.Бейсенбаев |