Данияр Ашимбаев, 4 июня
На этой неделе исполняется 5 лет президентским выборам 2019 года. Как известно, Касым-Жомарт Токаев стал президентом 20 марта 2019 года после отставки президента Назарбаева и по конституции мог спокойно работать до апреля 2021 года (когда истекал срок полномочий первого президента). Однако форма передачи власти, хотя и была прописана в конституции, ставила вопрос о политической легитимности, тем более что сразу пошли разговоры о том, что Токаев не имеет права баллотироваться в президенты, поскольку он в 2011-2013 работал в Женеве. Поэтому менее чем через месяц после начала транзита власти Токаев инициировал досрочные выборы. Конституционный совет разъяснил, что президенту работа в ООН не мешает выдвинуть свою кандидатуру, да и языковой экзамен Токаев спокойно сдал. "Единого кандидата от оппозиции" заготовили заранее, ибо на саму оппозицию надежд было мало. Хотя в плане обеспечения конкуренции кандидатов было вдвое больше обычного. Ошибкой кампании было то, что сценарий был механически взят с прежних выборов, когда кандидата не надо было презентовывать населению. Это предупредило и исход: Токаев уверенно победил, набрав почти 71%, в то время как "кандидат от оппозиции" получил более 16%. У нас привыкли несколько к иным цифрам. Либеральная сетка выставила еще и большую группу независимых наблюдателей, которые хорошенько так пощипали фактор легитимности. До кучи в мегаполисах прошли массовые митинги против официальных итогов выборов, которые как бы были организованы либеральными и национал-популистскими группами при участии штатных провокаторов-экстремистов. В то же время в акции был вовлечен городской маргиналитет, что позволило провести аналогии с "земельными митингами" 2016 года, а также, постфактум, и с январскими событиями 2022 года. По сути, можно было увидеть технологии "цветной революции", хотя и в пробном режиме (не забудем и параллельную кампанию по борьбе с полицией) Система выдержала эту проверку, хотя и не сделала должных выводов. Работа на диалог была развернута – создан Национальный совет общественного доверия и отдел по контролю за рассмотрением обращений АП, что позволило обеспечить обратную связь с общественностью и экспертным сообществом, а также взять на прямой контроль жалобы населения. В какой-то степени этот процесс можно назвать выстраиванием социальной опоры власти с нуля. В то же время достаточно сложно шел процесс выстраивания отношений внутри власти и налаживания прямых внешних связей. Быстро развилась элитная фронда, которая бы очень хотела, чтобы на выборах 2024 г. власть представлял другой кандидат. Нурсултан Назарбаев, хотя и весьма щепетильно относился к некоторым инициатив Ак Орды, тем не менее, постепенно вел транзит к завершению. Весной 2020 г. спикер Сената был заменен на человека из команды Токаева. В течение 2021 г. был заменен ряд силовиков, а кроме того начался процесс передачи оставшихся у Назарбаева полномочий Токаеву. Сначала было объявлено о председательстве в АНК, затем – о партии "Нур Отан". Последнее четко означало, что варианты о "втором преемнике" Библиотека не рассматривает и не собирается. Не за горами был вопрос и о Совете безопасности, что, в совокупности с внешними факторами, и спровоцировало январские события. Но речь не о них. Вполне очевидно, что если бы выборы прошли в 2024 г., Токаев бы их спокойно выиграл. Просто осенью 2022 г. после бурных событий января и февраля нужно было консолидировать общество, отодвинуть потенциальные битвы за власть в долгий ящик и не дать поводу внешним игрокам вмешаться в этот процесс, что и было сделано. Если быть точным, речь идет не о выборах-2024, а о выборах-2023, поскольку конституция требовала и требует, чтобы очередные выборы должны проходить в первое воскресенье декабря. Но история пошла немного по иному сценарию. |