akzhol.kz, 5 июня
Выступление фракции "Ак жол" на пленарном заседании Мажилиса
Назову три причины, почему фракция "Ак жол" будет голосовать против Отчета правительства за прошлый год. Во-первых - это контр-продуктивные "достижения" в доходах. План поступлений за 2023 г. не исполнен более чем на 140 млрд тенге. При этом сами поступления увеличились за счет: ● роста налоговых платежей и ● увеличений займов. Однако рост налоговых поступлений был обеспечен путем авансовых платежей, так сказать, "под будущий урожай". В прошлом году авансовые платежи по КПН превысили 3 трлн тг, поднявшись сразу на 19%. Получается, рост доходов бюджета был обеспечен путем "выкручивания рук" предприятиям за прибыль, которой у них еще нет. Прямым следствием такой близорукости является провал финансирования и неисполнение обязательств бюджета в 1 квартале очередного года. Возмещение НДС в 2023 году сократилось в 2 раза и показало худший результат за последние 9 лет. Задолженность бюджета по возврату НДС по итогам года составила 594 млрд тг. То-есть, налоговая политика в 2023 г. не только не обеспечила запланированной доходности бюджета, но и нанесла серьезный ущерб интересам предприятий, вымывая и "замораживая" оборотные средства. Да, Налоговый кодекс позволяет авансовые платежи, но если учесть базовую ставку Нацбанка, то от 3 трлн авансовых КПН и почти 600 млрд задержанного НДС, условные потери бизнеса, по нашей оценке, составили до 300 млрд тг. Напомним, из-за задолженности в бюджет 7 млрд тг возврата в НДС японская компания "Маревен" из Конаева приняла решение о переносе экспортного производства макаронной продукции в Узбекистан, о чем фракция "Ак жол" направляла запросы Правительству. Так реагирует бизнес. Что касается займов, то эти данные вообще некорректно рассматривать в виде доходов бюджета. Расходы на их обслуживание за 3 года выросли в 2 раза, в 2023 году на эти цели было направлено 4 трлн 258 млрд тенге, что "съело" 28% от всех ненефтяных доходов. Как говорится, берешь чужие деньги и на время, а отдавать нужно свои и навсегда. ● Вторая причина – ставшее уже хроническим раздвоение, так сказать, "когнитивный диссонанс" расходной политики Правительства: рост расходов на затратные программы и сокращение финансирования реального сектора, что подрывает воспроизводство доходов. За последние 10 лет доля реального сектора в расходах бюджета упала в полтора раза до 16%, а доля бюджетов развития обрушилась вдвое – до 10%. Можно констатировать, что потенциал замещения расходов бюджета успешно подрывается, а реальный сектор стал "пасынком" правительства. Определенный оптимизм вызывает рост обрабатывающей отрасли на 4,1%. Но учитывая объективную ситуацию, неизвестно, сколько в этом показателе составляет латентный реэкспорт наших соседей и завышенная оценка внутристрановой ценности собираемой техники. Не случайно президентом К.Токаевым поставлена задача по переходу к мелкоузловой сборке и отечественному производству комплектующих в машиностроении. Эти вопросы требуют отдельного изучения. Также не обольщаемся радужными цифрами увеличения количества МСБ на 10%, превысив 2 млн субъектов. Оно сопровождается резким ростом доли ИП с 63% до 82%, что по оценкам ВАП, не исключает тенденций искусственного дробления бизнеса. Доля же среднего предпринимательства за три года снизилась до 1,3%. Вместе с тем, налоговые поступления от среднего бизнеса выросли до 3%в ВВП, что свидетельствует об эффективности средних предприятий. А их малочисленность – результат отсутствия внятной политики Правительства по поощрению инвестиций и технологическому вооружению этого ключевого сектора. ● Третья причина: сохраняющаяся паразитарная роль квазигоссектора. Указ президента К.Токаева о либерализации экономики поручил Правительству провести масштабное и ускоренное сокращение доли государственного сектора в экономике. Злободневность этого поручения более чем очевидна. Около 40% ВВП Казахстана составляет квазигоссектор, при этом, доля его валовой добавленной стоимости в ВВП составила всего 14%. В структуре финансирования квазигоссектора 80% занимают бюджетные кредиты, государственные задания и пополнение уставного капитала. Получается, с рынка привлекается не более 20%. Отдельная проблема – закрытость и коррупциогенность закупок в квазигоссекторе, которые вдвое больше объемов государственных закупок и составили 3 трлн 800 млрд тенге. При этом, в 2023 году объем закупок из одного источника (т.е. вопреки требованиям открытости и конкурентности), вырос в 3,3 раза до 2 трлн тенге, составив 57% от общего объема. Необходимо радикально пресечь закупки из одного источника, как таковые. Квазигоссектор также играет огромную роль в формировании долговой нагрузки: так, за пять лет госбюджет был погасил долги квазигоспредприятий на 480 млрд тенге. Примером расточительности может служить покупка вагонов АО "Пассажирские перевозки". Договор за счет бюджетного кредита был оформлен в тенге, но с привязанкой к курсу евро с ежегодной индексацией. А значит, итоговая сумма заведомо превысит заложенные средства. В качестве дивидендов в 2023 году квазигоссектор перечислил в бюджет 1,38 трлн тенге, из которых 1 трлн 26 млрд тенге стали результатом покупки Нацбанком акций нацкомпании "Казмунайгаз". Эта схема – приобретение госорганом акций компании, и без того принадлежащей государству - вызывает сомнения и как минимум, требует отдельного обсуждения в Парламенте. Демпартия "Ак жол" убеждена, что и без выкупа госорганами доли любой нацкомпании, все они обязаны направлять полученную прибыль в бюджет. Такое предложение наша фракция направила в находящийся на обсуждении в Мажилисе проект Бюджетного кодекса. А без учета дивидендов от покупки, субъекты квазигоссектора вернули в бюджет в 2023 году только 260 млрд тенге, т.е. лишь 10% от чистого дохода, что мы считаем унизительным для государства и общества. Правительство проводит курсы финансовой грамотности для граждан, но само никак не научится считать государственные деньги.
Уважаемые коллеги. ● Сегодня Парламент судит о работе Правительства по освоению бюджета. Но обществу нужен не только финансовый, но и программный документ, показывающий, на какие задачи направляет свои усилия Правительство, какие конкретные цели оно перед собой ставит. Полагаем необходимым восстановить ст.7 Закона "О Правительстве", которая обязывала Правительство утверждать в Парламенте Программу своих действий и не только отчитываться о бюджете, но и нести политическую ответственность за достижение целей Программы. Тем самым будет реализована формула президента о влиятельном Парламенте и подотчетном Правительстве. ● Кроме того, в развитие конституционной реформы К.Токаева и в соответствии с международным опытом, фракция "Ак жол" предлагает наделить Мажилис правом проведения Парламентских расследований по фактам бюджетных нарушений и коррупции, выявляемым Высшей Аудиторской палатой. С учетом вышеизложенного, Демпартия "Ак жол" считает отчет Правительства за 2023 год неудовлетворительным и голосует ПРОТИВ него. Благодарю за внимание. |