akzhol.kz, 26 июня
Уважаемые коллеги. Из вопросов, поднимавшихся фракцией "Ак жол" по итогам встреч с избирателями, некоторые были действительно решены правительством, хотя и после продолжительных споров. Так: ● с момента обсуждения концепции нового Налогового кодекса летом прошлого года, предприниматели неоднократно обращались к Демпартии "Ак жол" с предложением не допустить заявленного Миннацэкономики повышения НДС. Соответствующие требования фракция "Ак жол" публично адресовала Правительству в августе и ноябре 2023 г. Чиновники отказывались услышать бизнес. Предпринимателей услышал президент, и только после его прямого поручения на заседании правительства 7 февраля 2024 г. вопрос был закрыт. ● После наших трех запросов, заводу "Маревен Фуд" в Алматинской области частично возвращена сумма НДС, несправедливо удерживавшаяся в предыдущие годы (около 3,5 млрд из 7 млрд), но слишком поздно: инвесторы приняли решение о переносе экспортного производства в Узбекистан, а здесь оставили только мощности для внутреннего рынка. ● По неоднократным требованиям фракции "Ак жол", по заводам "Кублей" (Уральск), "Нуртау Темир" (Алматы), "Kz Recicling" (Алматинская обл) и ряду других предприятий, снята угроза закрытия из-за нарушения санитарных зон акиматами при выдаче разрешений на жилищное строительство (внесены поправки в приказ Минздрава). Мы благодарны Минздраву, но непонятно, почему не наказаны акимы, разрешившие строить жилье в зоне промышленных предприятий. ● По предложению фракции "Ак жол" и долгих споров, правительство согласилось освободить от налогов пенсионные накопления и инвестиционных доход по ним в ЕНПФ. Мы выступили с таким требованием от 18 октября 2023 г., т.е. на его решение ушло 7 месяцев. ● После десятка запросов фракции "Ак жол" в Мажилисе и наших депутатов в местных маслихатах, почти во всех регионах, кроме Алматы и Рудного, приняты решения о снижении розничного налога на МСБ с 4 до 2-3% (неоднократные деп.запросы и требования фракции с мая 2023 г. и ряда отрицательных ответов). ● По депзапросу фракции удалось спасти (в прямом смысле слова) от тюрьмы 15 предпринимателей, вынужденных давать взятки сотрудникам "Казтемиртранс" - через неделю после нашего запроса от 15 марта 2024 г., все они были освобождены в зале суда, а вымогатели осуждены к реальным срокам. Есть и другие успешные примеры. В то же время, целый ряд системных вопросов, поднимавшихся депутатами "Ак жол" по обращениям избирателей, так и не нашли своего решения. Поэтому помимо направления перечня наказов избирателей нам пришлось дополнительно озвучить более 70 депутатских запросов в Мажилисе. Но ответы порой госорганов вызывали еще больше вопросов. Такое впечатление, что ответы готовили сотрудники, не владеющие ситуацией или прямо дезинформирующие депутатов. ● На наш ДЗ от 4 октября 2023 о необходимости создания энергетического машиностроения, правительство ответило, будто в РК есть производство турбин, генераторов и др. техники. На самом деле в РК не производятся промышленные турбины и генераторы, собираются только котельные агрегаты, ввиду технологической простоты. Т.е. ответ правительства показывает невладение ситуацией, как результат – сегодня происходят срывы подготовки к отопительному сезону на многих ТЭЦ, о чем сообщалось на вчерашнем заседании правительства, в т.ч. из-за срыва поставок оборудования. А свое производство так и не наладили, хотя бизнес выражал такую готовность. ● На ДЗ от 15 декабря 2023 г. о незаконном захвате собственности под предлогом борьбы с олигополиями, - когда забирают у добросовестного бизнеса, а отдают олигархам (на примере санатория в Сарыагашском районе Туркестанской обл) – был получен ответ, игнорирующий очевидные факты. Только после Указа президента о либерализации экономики, где первым пунктом обозначено обеспечение неприкосновенности частной собственности, вопрос повторно взят на контроль Генеральной прокуратурой. ● На наш запрос от 14 марта 2024 г. Минздрав отказался вводить элементы рыночного медицинского страхования в ОСМС, несмотря на прямое поручение Президента К.Токаева в Послании. Речь о введении персональных счетов и персональной ответственности граждан за собственное здоровье. В Минздраве ответили, что нужно сохранять прежнюю схему, когда собирают платежи с тех, кто платит, а расходуют по усмотрению чиновников Фонда. Мы считаем, что эта система показала свою неэффективность. ● "Ақ жол" фракциясының сауалына қарамастан, Үкімет Алаш Республикасының жетекшісі, Ұлт көсемі Әліхан Бөкейханның 160 жылдығын ресми деңгейде атап өтуден бас тартты. Біздің пікірімізше, бұл үлкен қате. ● на запрос от 23 февраля 2024 г. правительство фактически не ответило на наше предложение распространить практику Соглашений о промышленной сборке не только на сборку автомобилей и сельхозтехники, но и на горное, нефтяное, энергетическое, электротехническое и другое оборудование. В своем ответе чиновники просто указали существующую практику, но промолчали по поводу предложенных фракцией "Ак жол" изменений. ●на запросы фракции "Ак жол" от 29 сентября 2023 г. и 15 февраля 2024 г., о крайне болезненной для бизнеса проблеме признания сделок недействительными, Минфин отказался лишить налоговые органы таких драконовских полномочий. ● на запрос от 29 декабря 2023 г. Минфин отказался исключить конфиденциальные критерии системы управления рисками при налогообложении. В результате, предприниматели не знают, почему им повышают степень СУР и лишают доступа к госзакупкам или кредитам. ● Фракция "Ак жол" считает проект Строительного кодекса не соответствующим задачам, которые стоят перед отраслью. Мы вместе с коллегами из других фракций предлагали правительству отозвать этот законопроект. Однако документ не отозван. Будем настаивать на своей позиции. ● Мы ставили вопрос о грабительском характере залоговой политики банков и предлагали пересмотреть эти подходы, чтобы залоги соответствовали сумме кредитов. Госорганы никак не отреагировали на этот вопрос. ● На запрос фракции "Ак жол" от 5 апреля 2024 г. об усилении функций маслихатов в соответствии с конституционной реформой президента К.Токаева, Правительство направило ответ, который содержал информацию вообще не связанную с нашими предложениями и не имевшую отношения к поднятым нами вопросам. И т.д. Несмотря на такие ответы, прошу госорганы не расслабляться. Эти дискуссии мы продолжим на следующей сессии. Необходимо вводить практику привлечения к ответственности должностных лиц за дезинформацию парламента. Так, по требованию фракции "Ак жол", Вице-министр здравоохранения, 14 марта недостоверно комментировавший наш запрос, был привлечен к дисциплинарной ответственности. Считаем, что такая принципиальность должна стать правилом в отношениях между парламентом и правительством. С учетом того, что до 70% ответов правительства на депутатские запросы остаются формальными и не по существу, полагаем работу правительства с депутатскими запросами фракции "Ак жол" неудовлетворительной и настаиваем на более профессиональных отношениях и сбалансированных между ветвями власти, в соответствии с формулой К.Токаева о влиятельном парламенте и подотчетном правительстве. Благодарю за внимание. |