primeminister.kz, 30 июля
На заседании Правительства под председательством Премьер-Министра Олжаса Бектенова рассмотрены вопросы безопасности на дорогах Казахстана. С докладами выступили министры внутренних дел Ержан Саденов, транспорта Марат Карабаев, о текущей ситуации в регионах доложили акимы ряда областей. По данным МВД, ежегодно в стране в дорожно-транспортных происшествиях погибают более 2 тыс. человек, свыше 19 тыс. получают увечья. Наиболее высокие показатели по ДТП в Алматинской, Жамбылской и Мангистауской областях, а также в городах Алматы и Шымкенте. Глава Правительства привел конкретные примеры гибели людей, отметив при этом, что в стране из года в год не снижается количество ДТП: только за 6 месяцев текущего года погибло порядка тысячи человек. Так, 18 июня в поселке Шелек Алматинской области в вечернее время на автодороге "Шелек-Хоргос" был насмерть сбит ученик 10-го класса, перебегавший дорогу в неустановленном месте. При этом на данном участке не было ни пешеходного перехода, ни освещения. "Акиматам регионов необходимо увеличить количество пешеходных переходов со светофорным регулированием, установить ограждения и освещение. Особенно эту работу нужно усилить в вышеуказанных регионах, на которые приходится наибольшая доля ДТП. В частности, поручаю усилить работу в Алматинской, Актюбинской, Жамбылской, Туркестанской областях, городах Алматы и Шымкент. На эти регионы приходится половина всех дорожно-транспортных происшествий, случаев гибели людей и травмированных", - заявил Олжас Бектенов, заострив внимание на низком уровне культуры вождения, дисциплины водителей и пешеходов. В Казахстане ужесточена уголовная и административная ответственность за дорожные правонарушения. Тем не менее, с начала года пресечено порядка 6 млн нарушений ПДД, задержано свыше 12 тыс. нетрезвых водителей. В этой связи Глава Правительства отметил, что к таким нарушителям нужно применять самые строгие меры. Министерству внутренних дел совместно с заинтересованными госорганами и акиматами поручено провести детальный анализ аварийности в разрезе каждого региона. На этой основе и с учетом местных условий следует усилить надзор за дорожным движением на наиболее аварийных участках и принять необходимые меры. Министерствам просвещения, туризма и спорта, акиматам при направлении учащихся на различные образовательные и спортивные мероприятия необходимо обеспечивать обязательное сопровождение сотрудниками полиции. Министерству транспорта совместно с НПП "Атамекен" – принять дополнительные меры по упорядочению деятельности частных такси, особенно на междугородних маршрутах; акиматам регионов – по созданию безопасной дорожной инфраструктуры. Также следует усилить работу с собственниками домашних животных касательно выпаса скота вблизи автодорог. Министерствам внутренних дел, просвещения, культуры и информации, акиматам – активизировать информационно-разъяснительную работу по соблюдению ПДД и безопасности на дорогах.
---
Безопасность на дорогах: Премьер-Министр поручил обеспечить регулирование незавершенных объектов, увеличить число камер и улучшить покрытие связью
На заседании Правительства Премьер-Министр Олжас Бектенов поднял вопросы безопасности на незавершенных участках строящихся автодорог. Глава Правительства акцентировал внимание на проблеме отсутствия дорожных знаков, информационных щитов и временных разметок на таких участках. Отмечено, что зачастую предупреждающие знаки устанавливаются с нарушениями и не всегда видны водителю. К примеру, в марте т.г. в Алматинской области на автодороге "Караганда - Алматы", где еще с 2019 года ведутся строительные работы, после столкновения легковой автомашины с грузовиком погибли 4 человека. В мае на этой же автодороге в результате аварии погибли 5 человек. Премьер-Министр поручил Министерству транспорта совместно с заинтересованными государственными органами принять комплекс мер по обеспечению безопасности дорожного движения при строительстве, реконструкции и содержании автомобильных дорог, а также усилить контроль за строгим соблюдением соответствующих стандартов. Была поднята еще одна проблема загородных дорог – плохая мобильная связь. Для примера – на автодороге "Караганда – Алматы" по территории трех областей на участке общей сложностью 500 км отсутствует мобильная связь. Олжас Бектенов отметил, что в случае ДТП пострадавшие не имеют возможности вызвать экстренные службы помощи. В этой связи МЦРИАП необходимо ускорить темпы покрытия мобильной связью загородных автодорог. "На дорогах не хватает видеокамер и других технических средств для контроля за безопасностью движения. Где-то они просто не работают. Ситуация с дорожной безопасностью вызывает справедливые нарекания со стороны населения. Только с начала текущего года от наших граждан поступило более 50-ти тыс. официальных обращений в сфере дорожного движения. Акиматам регионов нужно увеличить количество камер фиксации нарушений в населенных пунктах. На автодорогах республиканского значения следует активнее использовать аппаратно-программные комплексы", - поручил Премьер-Министр. По данным Министерства транспорта, на сегодня для обеспечения безопасного движения на республиканских дорогах 3 200 км дорог переведены на 4-х полосное движение, установлено более 5 тыс. кв. метров специальных полос, 630 дорожных знаков, обеспечивающих освещение и 1 230 дорожных буферов. В целях исключения дорожных происшествий с пешеходами построено 52 обхода городов и населенных пунктов и 32 надземных перехода. Кроме того, для предотвращения выхода животных построено 1 500 км ограждений и 319 скотопрогонов. В текущем году дорожно-ремонтными работами охвачено 12 тыс. км дорог, из них на 7 тыс. км работы будут завершены полностью. Среди них такие важные участки, как Алматы-Караганда, Талдыкорган-Усть-Каменогорск, Актобе-Атырау-Астрахань и Мерке-Бурылбайтал. В результате эти дороги будут переведены в I и II техническую категорию, что позволит повысить дорожную безопасность.
---
Олжас Бектенов: Необходимо взять под учет все автошколы и навести порядок в работе центров технического осмотра
В ходе заседания Правительства, где были рассмотрены вопросы безопасности на дорогах страны, Премьер-Министр Олжас Бектенов заострил внимание на некачественной работе автошкол и станций техосмотров. В частности отмечено, что снижение требований к автошколам негативно повлияло на качество подготовки и культуру вождения водителей. При этом сейчас для открытия учебных центров не требуется получение лицензий и разрешений. Во многих из них отсутствует необходимая материальная база. Из-за исключения административной ответственности за некачественную подготовку учебный процесс зачастую проводится формально. Министерству внутренних дел совместно с заинтересованными государственными органами поручено взять под учет все автошколы, проанализировать международный опыт и, при необходимости, пересмотреть подходы по прохождению подготовки водителей и получения водительских прав. Олжас Бектенов также отметил, что на безопасность дорожного движения напрямую влияет техническое состояние автотранспорта. Ежегодно в стране наблюдается рост автопарка, однако при этом технические осмотры машин проводятся некачественно. Зачастую данный бизнес работает лишь по принципу коммерческой выгоды. "Вопрос безопасности на дорогах и сохранности жизни людей всегда должен быть важнее коммерческого интереса отдельных лиц. Пора навести порядок в работе центров технического осмотра. Министерству транспорта поручаю выработать механизм эффективного контроля за качеством проведения технического осмотра транспортных средств", - подчеркнул Премьер-Министр. При этом Олжас Бектенов отметил, что главная задача Правительства, профильных министерств и всех уполномоченных госорганов – обеспечить безопасность на дорогах, снизить аварийность и смертность. Для этого по поручению Премьер-Министра будут выработаны системные меры. На сегодняшний день по Казахстану работают 950 операторов технического осмотра. За 6 месяцев т.г. техосмотр прошли 1,8 млн транспортных средств, более 23 тыс. из них признаны технически непригодными. В целях исключения фактов проведений фиктивного технического осмотра разработан законопроект, который предусматривает лишение операторов соответствующих разрешений для технического осмотра и увеличение размера штрафа с 10 МРП до 100 МРП.
---
МВД: В Казахстане ужесточат наказание для водителей, превышающих скоростной режим
В ходе заседания Правительства о текущей ситуации с дорожно-транспортными происшествиями в стране доложил министр внутренних дел Ержан Саденов. По данным МВД, ежегодно в стране в ДТП погибают более 2 тыс. человек, свыше 19 тыс. получают увечья и это невосполнимые потери. Глава ведомства заявил, что на рост дорожно-транспортных происшествий повлиял ряд факторов: изменения подходов учета, рост количества автомобилей, состояние инфраструктуры и дисциплина водителей. "Решения проблем аварийности предусмотрены в Концепции обеспечения общественной безопасности. Результативность здесь во многом зависит от активности акиматов и уполномоченных органов. Однако сейчас этого не наблюдается. Финансирование выделяется по остаточному принципу. К примеру, программа "Vision Zero" реализуется только в Алматы и Павлодаре. Программы акиматов по снижению травматизма в ДТП не содержат мер, способных улучшить ситуацию. Безусловно, многое зависит от возможностей местных бюджетов. Вместе с тем, на чаше весов – жизни и здоровье людей", - сказал Ержан Саденов. По мнению министра, ключевым решением является создание безопасной дорожной инфраструктуры. Международной практикой доказано ее прямое влияние на аварийность. Вместе с тем на сегодня лишь 3% республиканских дорог соответствуют требованиям безопасности. Именно на них после реконструкции смертность снизилась в разы. "Большую опасность представляют загородные трассы, на которые приходится почти все тяжкие ДТП по причине состояния дорог. Системные проблемы мы выявляем в ходе аудита дорожной безопасности. Выдаются предписания акимам и Министерству транспорта. Всего с начала года выдано более 24 тыс. таких предписаний, наказано 3,5 тыс. должностных лиц. За невыполнение обязанностей ежегодно расследуются порядка 15 уголовных дел. Однако это не снижает аварийность на дорогах", - отметил Е. Саденов. Высокий уровень смертности регистрируется на трассах Северо-Казахстанской, Актюбинской, Алматинской и Карагандинской областей, а также Улытау и Жетісу. Так, в июле текущего года в Карагандинской области на ремонтируемом участке "Алматы-Екатеринбург" за 2 недели в 3 ДТП, погибли 9 человек, травмированы – 14. В Актюбинской области из-за одной ямы в двух ДТП пострадали 4 человека, 1 из них погиб. Такие факты есть в каждом регионе. По мнению министра внутренних дел, в Казахстане в срочном порядке требуется строительство более 6 тыс. км дорог с 4-мя и более полосами движения. В их числе трассы между областными центрами: Атырау – Актобе – Уральск, Оскемен – Семей, Караганда – Жезказган – Кызылорда, Караганда - Павлодар и др. На текущий момент двухполосные дороги не обеспечивают безопасность, поэтому происходят частые лобовые столкновения и опрокидывания. Также министр обратил внимание на вопрос инфраструктуры в населенных пунктах, где совершается 85% всех ДТП. Четверть смертельных случаев – это наезды на пешеходов. Наибольшая их доля приходится на Мангистаускую, Алматинскую и Кызылординскую области. Причины кроются в отсутствии регулируемых пешеходных переходов, освещения и тротуаров. В целом по стране требуется оборудовать светофорами порядка 600 переходов и установить свыше 100 тыс. метров пешеходных ограждений. Также необходимо обеспечить 15 тыс. км освещения и 60 тыс. км тротуаров. Еще одним фактором роста ДТП является низкая транспортная дисциплина. Отмечено, что МВД проводится большая работа в данном направлении, акцент делается на профилактику. "В текущем году мы на 58% больше выявили нарушений ПДД, в том числе на 70% – выездов на встречную полосу. На 15% возросло число задержанных "пьяных" водителей. Они подвергнуты административному аресту. По фактам повторного управления в нетрезвом виде рост уголовных дел составил 20%", - констатировал Е. Саденов, подчеркнув при этом, что по республике вдвое увеличились случаи лишения водительских прав злостных нарушителей. Тем самым предупреждаются риски тяжких последствий нарушений. Для усиления контроля на дорогах министерством внедряются и цифровые решения. Так, в городах на сегодня установлено свыше 24 тыс. автоматических камер фиксации нарушений ПДД. Патрульные автомобили оснащаются системами фиксации, прорабатывается вопрос их установки на маршрутных автобусах и машинах скорой помощи. Ожидается, что это позволит повысить культуру вождения, обеспечить принцип неотвратимости наказания, расширить возможности контроля на дорогах. По словам министра, инициатива поддержана руководством страны. Необходима вовлеченность акимов. Ержан Саденов также отметил, что в Казахстане ужесточается наказание для любителей скоростной езды. Соответствующий законопроект внесен в Сенат Парламента РК. В нем предусмотрен запрет на получение водительских прав на 7 лет лицам, которые не имея их, садились за руль в пьяном виде. С учетом анализа международного опыта, пересматриваются требования к подготовке водителей. В частности, отменена самостоятельная подготовка. Автошколы берутся на учет с введением их рейтинга по числу ДТП, допущенных выпускниками. На электронные формы переведены свидетельства об окончании курсов и медицинских справок. Однако есть вопросы к качеству обучения водителей. Не во всех автошколах имеются соответствующие условия. По мнению министра, причиной является отсутствие государственного контроля в этой сфере. Данные функции предлагается возложить на МВД, при этом перевести открытие автошкол на разрешительный порядок. "Небезопасной остается сфера частных автоперевозок: нормы по перевозке пассажиров не соблюдаются. Зачастую водители интернет-такси в погоне за прибылью без сна и отдыха находятся на дорогах. Не проходят медосмотр, техническое состояние транспорта не проверяется. Тем самым они подвергают риску жизни людей. В сезон отпусков, праздников, из-за нехватки рейсов и билетов такой транспорт становится особенно востребованным. Выявить и привлечь к ответственности "опасных" таксистов затруднительно. Роль интернет-агрегаторов ограничена лишь распределением заказов. Со следующего года на них возлагается контроль за соблюдением требований перевозок. В этом также будут задействованы МЦРИАП, Минтруда, Минтранспорта и акиматы", - сказал Е. Саденов. По мнению министра, одновременно в качестве альтернативы Министерству транспорта и акиматам следует проработать вопросы развития междугороднего пассажирского транспорта, с учетом сезонных потребностей – увеличения количества рейсов по востребованным маршрутам, удешевления стоимости проезда путем субсидирования, а также обязательного установления приборов контроля режима труда и отдыха. "Решение основных проблем дорожной безопасности позволит сократить аварийность на дорогах и обеспечить благоприятные условия для участников дорожного движения", - заключил Ержан Саженов.
---
М. Карабаев: В Казахстане пересмотрены требования к строительству дорог
В ходе заседания Правительства с докладом об обеспечении безопасности на дорогах, состоянии транспортной инфраструктуры и дорожно-ремонтных работах выступил министр транспорта РК Марат Карабаев. В текущем году дорожно-ремонтными работами охвачено 12 тыс. км дорог. На 7 тыс. км работы будут завершены полностью в текущем году. Среди них такие важные участки, как Алматы-Караганда, Талдыкорган-Усть-Каменогорск, Актобе-Атырау-Астрахань и Мерке-Бурылбайтал. Эти дороги будут переведены в I и II техническую категорию, что позволит повысить уровень дорожной безопасности. "Для обеспечения безопасного движения на республиканских дорогах 3 200 км дорог переведены на четырехполосное движение. Установлено более 5 тыс. м2 специальных полос, 630 дорожных знаков, обеспечивающих освещение и 1 230 дорожных буферов", - доложил Марат Карабаев. В целях исключения дорожных происшествий с пешеходами было построено 52 обхода городов и населенных пунктов и 32 надземных перехода. Кроме того, для предотвращения выхода животных на дорогу построено 1500 км ограждений и 319 скотопрогонов. Пересмотрены требования к строительству дорог: сейчас работы по реконструкции всех новых проектов разделены на 2 этапа. Первый – строительство новой дороги рядом с существующей дорогой, второй – ремонт существующей дороги. При этом расстояние между дорогами должно быть более 50 метров, то есть при строительстве нет необходимости строить объездную дорогу. До начала строительства по проектам будет проведен аудит безопасности дорожного движения в соответствии с международными стандартами, что в свою очередь позволяет определить аварийно-опасные участки и принимать решения. Постоянно ведется работа по контролю скорости транспорта. В прошлом году камеры на платных дорогах были интегрированы с системой ЕРАП. Автоматическое наложение штрафов за превышение скорости снижает количество нарушений водителями скоростного режима. "Одной из основных причин дорожно-транспортных происшествий является несоблюдение скоростных требований, что составляет 37% от общего числа аварий. Камеры, установленные на платных дорогах, имеют возможность определить среднюю скорость. К примеру, на дороге Астана-Боровое зафиксирована средняя скорость движения транспортных средств 180 км в час, при этом по требованию не должна превышать 140 км/ч", - констатировал министр. В связи с этим в Сенате Парламента рассматривается Законопроект "О введении требований к средней скорости автотранспорта". Закон планируется принять в октябре т.г. Также министр доложил, что до конца текущего года 5 400 км дорог будут обеспечены камерами, определяющими среднюю скорость движения транспорта. В настоящее время совместно с Генеральной прокуратурой и Министерством внутренних дел прорабатывается механизм автоматического наложения штрафов на устанавливаемых камерах. "Особое внимание уделяется на состояние транспортных средств. На сегодняшний день по Казахстану работают 950 операторов технического осмотра. За 6 месяцев текущего года техосмотр прошли 1,8 млн транспортных средств, более 23 тыс. признаны технически непригодными. В рамках законопроекта, находящегося в Сенате Парламента, для исключения проведения фиктивного технического осмотра предусмотрено лишение разрешения операторов технического осмотра и увеличение размера штрафа с 10 МРП до 100 МРП", - доложил Марат Карабаев. Подчеркнуто, что данные меры позволят исключить нарушения законодательства при прохождении техосмотра. |