NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Среда 18.09.2024 00:38 ast
22:38 msk

В ожидании Послания президента: что нам скажут про бюджетный кризис?
П.Своик: Заканчивается последняя неделя августа – канун оглашения президентского послания народу Казахстана. Такие транслируемые по телевидению ежегодные выступления главы государства перед собранием депутатов и министров, акимов и руководителей национальных компаний – весьма специфические и чрезвычайно информативные события
29.08.2024 / политика и общество

Петр Своик, spik.kz, 27 августа

Заканчивается последняя неделя августа – канун оглашения президентского послания народу Казахстана. Такие транслируемые по телевидению ежегодные выступления главы государства перед собранием депутатов и министров, акимов и руководителей национальных компаний – весьма специфические и чрезвычайно информативные события. Послание народу – сразу все и … ничего. С одной стороны, это документ высшего политического и исполнительного уровня, а с другой, напрямую никак не вписанный в законодательную и правительственную деятельность. Причем его составители традиционно и аккуратно избегают упоминаний о том, как выполняются (и выполняются ли вообще) обещания и поручения, оглашенные год назад.
Самоценность Посланий – в них самих, это квинтэссенция представлений главы государства, а в еще большей степени его "команды" о текущем состоянии экономики и политики, об имеющихся проблемах и о том, как они должны решаться.

Мощный рывок в … замедление
В прошлогоднем Послании говорилось о предстоящем мощном экономическом рывке, создании прочного промышленного каркаса, обеспечении экономической самодостаточности страны и удвоении ВВП. Соответствующий "Национальный план развития Республики Казахстан до 2029 года" удалось утвердить лишь недавно, причем из всех целеполаганий главы государства в нем присутствует только расписанный по годам рост ВВП, неисполняемый уже в момент утверждения "Национального плана…".
На самом же деле приходится говорить не о мощном рывке, а о явном замедлении экономики, причем системного свойства: потенциал созданной во второй половине 1990-х – начале нулевых годов "вывозной" экономической модели исчерпан. При сохранении того же курса страна почти неизбежно войдет в глубокий социально-экономический кризис с переходом в политический. Конкретным же отражением втягивания Казахстана в кризисный процесс является все более явное и углубляющееся неисполнение бюджета вкупе с неисполнимой надеждой исправить положение через введение нового Налогового кодекса.
Поэтому чрезвычайно важно, каким образом тема острой бюджетной недостаточности и способы борьбы с нею будут отражены в Послании. Наш тезис состоит в том, что именно в бюджете как в зеркале отражается кризисное состояние казахстанской экономики, требующее неотложной радикальной операции по жизненным показаниям. И, да, как при современных хирургических вмешательствах активно используется зеркальная аппаратура, так и попытка лечить не живой организм, а его отражение в бюджетно-налоговом зеркале стала бы опасным заблуждением.
Поэтому поступим так: до оглашения Послания изложим наши доводы относительно того, почему именно бюджет является наиболее полным и объективным отражением кризиса всей "вывозной" экономической модели. И скажем, в каком направлении должен осуществляться курс лечения. А после Послания отреагируем уже на сказанное в нем, накладывая это на наше видение оздоровительной операции.

Лечение начинается с диагноза
Проблема в том, что бесполезно предлагать правительству и АП рецепты лечения, если нет единства в постановке диагноза. Тем более если диагноз вообще не обозначен, поскольку не признается сама болезнь. Симптомы, да, перечисляются, но при тщательном уклонении от их диагностирования, что мы и наблюдаем в недавно утвержденном "Национальном плане…".
В нем после вполне объективного и весьма критического описания накопившихся проблем практически по всем рассмотренным направлениям экономической и социальной сферы не сделано ни малейшей попытки системного обобщения причин их накопления. Сразу вслед за описанием фактически кризисного положения приводятся абстрактные "приоритеты развития", никак не опирающиеся на фактическую ситуацию и никак не обеспечивающие реального развития. После чего следует никак не связанная с предыдущим таблица из расписанных по годам 39 целевых показателей, первый из которых – рост ВВП в два раза – неисполним уже в момент утверждения Плана-2029.
Поэтому приходится пока концентрироваться на предупреждениях о том, к каким негативным последствиям ведет продолжение нынешней политики, - пока со стороны правительства не последует признания невозможности ее дальнейшего продолжения. Хотелось бы, чтобы это произошло еще до того, как эта невозможность реализуется практически, – реализуется через потерю социально-экономической и политической устойчивости в Казахстане.
К сожалению, так уж устроена реальная политика, что наши комплексные предложения по новой экономической модели будут услышаны не ранее, чем в непоправимое состояние придет модель нынешняя. Тем не менее, мы обязаны их вносить и вносить, поскольку профилактика – лучший способ лечения. А пока самый горький рецепт: что реально происходит с бюджетом.

Бюджет – зеркало кризиса
Вот отчет Минфина за шесть месяцев исполнения государственного, то есть взятых в совокупности республиканского, областных, районных, городских и сельских бюджетов. Доходная часть выполнена на 46,3, расходная – на 43,2%.
Налоговые поступления составили лишь 39,9%. Некоторое опережение произошло только по индивидуальному подоходному и социальному налогам, отсчитываемым от зарплатного фонда, – 57,9% и 53,1% от утвержденных на год. Что, по всей видимости, вызвано попыткой подтянуть легальные заработки к росту цен, индекс которых за шесть месяцев составил 108,3%.
Тогда как по всем налогам, показывающим степень экономической активности, – резкий недобор. Корпоративный подоходный налог, характеризующий состояние компаний, – только 38,9% от плана на год. Поступления НДС, отсчитываемые от производственных и торговых оборотов внутри страны, – только 30,4%. Аналогично и на внешнем фронте: поступления от международной торговли – 39,8%. Поступления от акцизов – 40%.
Налоговую брешь пытаются закрывать ускоренными трансфертами из Национального фонда – их за полугодие выбрано уже на 76,4%. То есть правительству в ближайшее время придется вносить в парламент заявку на корректировку бюджета с существенным увеличением расходования средств Нацфонда.
Отсюда и резкий спад по бюджетным расходам. Относительно графика обеспечиваются только пенсионные и социальные выплаты, а также образование – 48,5% и 47,4% соответственно. Тогда как, например, по финансированию здравоохранения – лишь 34%, оборонных трат – 34,3%. А сфера ЖКХ, несмотря на необходимость подготовки к заведомо проблемному зимнему сезону, получила только 26,8%.
Дефицит приходится восполнять новыми заимствованиями, однако и уже набранный долг тянет вниз: затраты на обслуживание составили 131,2% относительно прошлогодних, и это уже 6,8% от всей расходной части. Причем за полугодие съедено 67,9% годового лимита.
Кстати, только что утвержденный правительством проект бюджета на 2025 год показывает: страна все глубже затягивается в кризисную мышеловку. Доходная часть заложена с ростом 6%, расходная с ростом 8,5%. При этом трансферт из Нацфонда предусмотрен в размере 5,25 трлн. тенге против 3,6 трлн. на текущий год, уже почти выбранных. Понятно, что при нынешних темпах налоговых недопоступлений и такого трансферта не хватит.
Показательно еще вот что. Бюджет традиционно составляется как бы на три года. А на 2026-й и 2027-й заложен только гарантированный трансферт в 2 триллиона тенге. Другими словами, правительство откровенно расписывается в неспособности хоть как-то планировать дальше, чем на один год.

Торможение бюджета – торможение ВВП
Казалось бы, существенный недобор налогов говорит о резком спаде экономической активности в стране, но при этом, согласно заданию президента, к моменту окончания его полномочий ВВП Казахстана должен вырасти вдвое. И здесь мы возвращаемся к заведомой неисполнимости основополагающего документа – "Национального плана развития РК до 2029 года".
В нем предусмотрен рост ВВП в этом году на 6,4%, в следующем – уже на 9,6%, а далее – почти по 11%. На самом же деле краткосрочный экономический индикатор по нынешнему году как раз ко времени утверждения "Национального плана-2029" показывал лишь 3,7%. Предстоящий 2025-й, даже если осуществится проект расширения на Тенгизе, тоже не сулит взлет ВВП. Напротив, впереди нас ждут такие геополитические катавасии, при которых у нашей экономики будет только одна задача – продержаться.
Делаем вывод: сколько-нибудь адекватной программы на будущее, по которой могло бы двигаться правительство Казахстана, нет.
Тем не менее, экономика, хотя и с отставанием от заданных темпов, растет. А вот налоги, собираемые со все же растущих экономических оборотов, резко проседают, и это требует своего объяснения.
И оно становится очевидным, если обратиться к реалиям исполнения государственного бюджета предыдущего года. Такое сопоставление заставляет прийти к выводу, что никакого падения налоговых сборов в 2024-м нет. Даже наоборот: налицо их некоторый рост относительно 2023-го. Но – с резким отставанием от фантастических показателей, заложенных в бюджет нынешнего года: всех налоговых поступлений предусмотрено на 18% больше, в том числе индивидуального подоходного и социального налогов должно быть собрано больше, чем в прошлом году, на 5% и 8%, корпоративный подоходный налог заложен в бюджет-2024 с ростом на 15,2%, а НДС так и на все 29%!
Полная аналогия с фантастикой удвоения ВВП!

Скакать на одной ножке…
Однако у нас есть и объяснение поведения правительства и депутатов, закладывающих в бюджет заведомо фантастические цифры.
С одной стороны, расходная часть всех подряд бюджетов, республиканского и всей цепочки местных, быстро и неотвратимо растет в погоне за инфляцией: даже официальный индекс цен по полугодию – 8,3%!
С другой стороны, бюджеты – единственный имеющийся в распоряжении министерств и акиматов источник удержания ситуации под контролем. Исключение или недофинансирование бюджетных статей однозначно приведет к социально-экономической и политической дестабилизации в стране. А, значит, бюджеты должны наполняться – и исполняться любой ценой!
Таким образом, в них как в зеркале отражается уже созревший системный кризис, охвативший всю национальную экономику. И вот почему: у властей Республики Казахстан нет других, кроме бюджета, источников ресурсов и способов воздействия на экономику и социальную сферу. Власть же есть возможность распоряжаться ресурсами, а коль скоро налогово-бюджетный ресурсный источник слабеет, то теряет силу и власть – центральная, региональная и местная, по всей бюджетной вертикали.
Человек, как известно, передвигается на двух ногах. Так и классическая модель рынка приводится в движение парным применением двух способов перераспределения и концентрации ресурсов в направлении развития: это бюджет и это банковский кредит. Суть же вмененной Казахстану "вывозной" экономики – в целенаправленном подавлении внутреннего производительного кредита через запретительную стоимость денег. Якобы это делается для борьбы с инфляцией, но в реальности именно завышенная базовая ставка в сочетании со специфической ролью Национального банка, выступающего перед банками второго уровня в роли не кредитора, а заемщика, и порождает повышенную инфляцию во внутренней экономике.
Как следствие, правительство и акимы, обязанные поддерживать социально-экономическую стабильность на вверенных им территориях, подобны одноногим инвалидам, всегда рискующим споткнуться. Более того, к этому образу приходится добавить и дополнительную гирю, прикованную к единственной бюджетной "ноге", - необходимость затрат на дотирование запретительного для любого производственного проекта банковского процента. То есть существенная часть остродефицитных бюджетных средств, направляемых на поддержку сельского хозяйства, строительства, ЖКХ и других производительных направлений, на самом деле тратится на создание банковской сверхприбыли вдали от созидательного кредитного процесса.

История колонизации
Такая ситуация сложилась не сразу. В первые примерно десять лет "вывозной" экономической модели валютный профицит экспортно-сырьевого направления обеспечивал ресурсное наполнение и внутренней части. Бюджет был устойчиво профицитным, а хронической проблемой правительства и акимов было его недоосвоение. Коммерческие же банки активно фондировались за границей и создавали, хоть и перекошенный в сторону строительно-спекулятивных операций, но все же производительный кредитный фон.
Однако после мирового кризиса 2007-2008 годов и особенно после "майданных" событий 2013-2015 годов началась другая геополитическая эпоха. Национальный фонд из накопительного режима был переведен в расходный, а денежно-кредитная политика Национального банка переформировалась в откровенно производственно-запретительную и про-инфляционную – через то самое специфическое перепрофилирование национального монетарного органа из кредиторов в заемщики.
И еще с тех пор все программные попытки правительства оздоровить внутреннюю экономику и задать ей новый темп, начиная с Плана нации "Сто шагов" 2015 года, оказывались все более безуспешными – при все более убедительной демонстрации разработчиками таких программ неспособности соотносить их с реалиями.
Более того, и этот принципиальный момент стоит подчеркнуть особо, под лозунгом форсированного индустриального-инновационного развития (ФИИР) произошла финальная деиндустриализация национальной экономики. Причем строго по правилам вмененной Казахстану "вывозной" экономической модели, непосредственно реализуемой Национальным банком и Минфином.
В стране без прямой бюджетной поддержки могут существовать только СТО и автомойки, кафе-рестораны, придомовые магазинчики и мелкие торговцы. Почти вся прочая экономика, обеспечивающая жизнедеятельность граждан и самого государства, так или иначе завязана на оплачиваемый из бюджета государственный заказ, на госзакупки, на бюджетное дотирование и финансирование.

Разруха – в головах
Соответственно ныне мы имеем финальный этап системного кризиса: отсутствие у правительства способности решать проблемы критического износа и дефицита мощностей в электроэнергетике и ЖКХ накладывается уже и на сжатие бюджетных ресурсов для элементарного поддержания текущей ситуации.
Причем кризис на то и системный, что транслируемый в бюджет арифметический дисбаланс имеет своей базой, отражением и развитием концептуальный дисбаланс в головах определяющих экономическую политику руководителей. На полном серьезе продолжают транслироваться тезисы о государстве – плохом собственнике и управляющем, даются установки на дальнейшую либерализацию, приватизацию и минимизацию доли государственного участия.
И это в условиях, когда при "вывозной" части экономики государство состоит исключительно в охранно-обслуживающей функции, а внутренняя экономика Казахстана оказалась деформированной и сжатой до возможности существования исключительно при государственной бюджетной поддержке.
В предвыборной программе 2022 года президент Токаев говорил о загнанных в "ловушку бедности" казахстанцах и о строительстве нового "Справедливого Казахстана". Жаль, что электоральные обязательства не нашли отражения в программном документе президентского или правительственного уровня. Впрочем, в той программе сказано, что она будет действовать весь срок президентских полномочий – остается на это надеяться.
"Старый Казахстан", в котором мы продолжаем жить, напоминал, скорее, вписанную в "вывозную" экономическую модель компрадорскую семейно-клановую корпорацию, при которой формальные государственные институты исполняли обслуживающую или вовсе декоративную функцию.
Конструкция по-своему устойчива: экономики придаточного типа будут востребованы и в новом многополярном мире. Нефтяные консорциумы из "недружественных" стран будут заменены, например, российскими и китайскими, а в электроэнергетику Казахстана уже сейчас плотно заходят инвесторы из тех же КНР и РФ.
Никакой бюджетной катастрофы, как и слишком сильного обрушения тенге, можно быть уверенными, не произойдет. Поддержать нас всегда найдется кому – в обмен на новые преференции.
Хотелось бы, однако, движения в сторону настоящей государственности – сильной и справедливой. А это означает выход на поле "вывозной" экономики, где действуют иностранные добычные консорциумы, "плавающий" курс национальной валюты и трансферные цены с оформлением экспортно-сырьевых и инвестиционно-заемных операций за пределами национальной юрисдикции. Предстоит реализация принятой на референдуме 2022 года нормы о принадлежности земли и ее недр народу, начиная со снятия секретности с соглашений о разделе продукции. Необходим совсем другой закон о Национальном банке с выписанным ему мандатом на поддержание ценовой стабильности при обеспечении экономического роста. Необходимы концептуальный пересмотр роли Национального фонда и его использования, реорганизация ЕНПФ в накопительно-инвестиционный институт, реорганизация НПП "Атамекен" и многое другое.
Впрочем, мы привязываем эту статью к предстоящему Посланию, а потому давайте сначала послушаем, что в нем прозвучит…


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Рабочий график главы государства 30.08.2024
Спикер Сената встретился с членами Национальной паралимпийской сборной Казахстана 30.08.2024
Олжас Бектенов принял участие в расширенном собрании фракции партии "AMANAT" 30.08.2024
Аудит ценообразования в строительной сфере завершила Высшая аудиторская палата 30.08.2024
Мы приветствуем инициативы Всемирного банка по поддержке реформ в Казахстане – Н. Байбазаров 30.08.2024
Постановление ЦИК РК от 28 августа 2024 года №35/39 30.08.2024
Тамара Дуйсенова ознакомилась с ходом реализации госпрограмм в Павлодарской области 30.08.2024
Аким Алматы предложил новые правила для электросамокатов 30.08.2024
Расширение партнерства в энергетике с китайскими партнерами обсуждает глава Минэнерго Казахстана в ходе визита в КНР 30.08.2024
Рабочий график главы государства 29.08.2024

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
18.09.24 Среда
84. ДАВЛЕТОВА Людмила
76. ШНЕЙДМЮЛЛЕР Владимир
72. НАКАНОВ Болат
70. КАСЫМОВ Алибек
69. САГАЛИЕВА Наслизат
68. АБИЛЬДИН Танжарык
67. АРТЫКБАЕВ Марат
64. БЕКБАСАРОВ Шакир
60. АЛИПБЕРГЕНОВ Махмут
59. БЕКТАНОВ Мурат
57. ТОРТАЕВ Бауржан
54. АЙСАРИЕВА Мадина
53. АБДЫГАЛИЕВ Берик
53. КАЗИЕВ Ильяс
51. АБИЛ Ерлан
...>>>
19.09.24 Четверг
87. БЕЛЯКОВ Владимир
74. АКИЯНОВА Фарида
71. ТОРТАЕВ Ильяс
70. ЛОБАНОВ Александр
67. ДЕМИН Иван
67. ОТЕМУРАТОВ Акимжан
67. СЕЙДУАЛИЕВ Нурмухан
64. САЙДЕНОВ Анвар
62. САГДИЕВА Раушан
61. ДИЛЬМУХАМБЕТОВ Туремурат
59. ЯШИН Сергей
56. АЛДОНГАРОВ Куаныш
56. БЕК Арыс
53. ТУРГАНОВ Тимур
51. БАЛЛО Елена
...>>>
20.09.24 Пятница
86. ФЕДОТОВА Зинаида
78. ЕСКЕНДИРОВ Шарипжан
78. САЛКИМБАЕВ Акимжан
76. МУХАМЕДЖАНОВ Камалтин
76. ТУРЕБАЕВ Шахизат
74. КАСЫМОВ Сырым
74. КУРАМЫСОВ Онербек
74. ШАНЕНОВ Келтир
73. НУРАБАЕВА Зайда
72. БАЙГАБАТОВ Болат
71. БАЙМАХАНОВ Кожахмет
70. ТОЛЕБАЕВ Кенжехан
69. МАРЖИКБАЕВ Александр
68. СУЙНИШЕВ Досказы
67. НУГМАНОВ Ермек
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz