primeminister.kz, 10 сентября
На заседании Правительства под председательством Премьер-Министра Олжаса Бектенова рассмотрены меры по подготовке и повышению квалификации кадров для рабочих специальностей, а также повышению престижа данных профессий. С докладами выступили министры просвещения, науки и высшего образования, труда и соцзащиты. Также заслушаны председатель НПП "Атамекен" Раимбек Баталов, ряд руководителей региональных колледжей. В 2025 году, объявленном Годом рабочих профессий, планируется серьезная перезагрузка системы профессионально-технического образования. Изменения направлены на создание современных условий для подготовки кадров. На сегодня в 772 казахстанских колледжах готовят специалистов по 15 направлениям. Уровень трудоустройства по рабочим профессиям достигает 70%. Глава Правительства отметил, что в условиях развития экономики и появления новых производств Казахстану не хватает квалифицированных рабочих. Подготовка кадров остается важным приоритетом государственной политики и требует системного подхода, в котором будут учтены интересы и потребности рынка труда, бизнеса и обучающейся молодежи. За последние годы в Казахстане уже внедрен комплекс мер в области профессионального образования. Введено бесплатное обучение рабочим профессиям в колледжах, увеличен объем государственного заказа на подготовку кадров. Ранее за счет бюджета в колледжи ежегодно поступало порядка 93 тыс. студентов, в текущем году их количество выросло до 142,5 тыс. Также на 50% выросли стипендии для учащихся колледжей. Кроме того, продолжается работа по улучшению материально-технической базы образовательных организаций ТиПО. В рамках проекта "Жас маман" для переоснащения 180 колледжей из республиканского бюджета выделено 48 млрд тенге. Премьер-Министр обратил внимание на то, что несмотря на предпринятые меры, потенциал в подготовке кадров недостаточно раскрыт – необходимо модернизировать систему профтехобразования. "Нужно активно внедрять международные отраслевые стандарты и сертификацию. Для этого министерству просвещения необходимо провести независимую оценку качества работы, завершить профилизацию и ранжирование колледжей с определением технологических лидеров", - подчеркнул Олжас Бектенов. Особое внимание будет уделено системе стимулирования учебных заведений и внедрению KPI, которые будут мотивировать колледжи на повышение качества образования. Ключевая задача – разработка Комплексного плана по реформированию технического и профессионального образования. Соответствующее поручение дано министерству просвещения совместно с заинтересованными госорганами, акиматами и палатой "Атамекен". Документ должен учитывать конкретные меры по техническому переоснащению колледжей, повышению квалификации преподавательского состава, улучшению образовательных программ и внедрению механизмов оценки качества работы учебных заведений. Глава Правительства также подчеркнул необходимость обеспечения преемственности между образовательными программами университетов и колледжей. На сегодня 30 ведущих вузов страны установили партнерство с более 100 колледжами, реализующими смежные образовательные программы. "Нужно активно развивать дуальное обучение, расширять целевую подготовку кадров для конкретных предприятий в рамках госзаказа. Колледжи должны стать "центром притяжения" для молодежи, работодателей и инвесторов", - отметил Олжас Бектенов. Министерству труда и палате "Атамекен" совместно с отраслевыми госорганами поручено создать Цифровой банк навыков на основе европейского классификатора, а на базе цифровой платформы Национальной системы квалификаций – реестр сертифицированных выпускников колледжей. Данные цифровые решения позволят наладить процесс трудоустройства выпускников. Вместе с тем Премьер-Министр отметил важность вовлечения в образовательный процесс и подготовку кадров по рабочим профессиям предпринимательского блока. "Мировой опыт показывает, что качество подготовки кадров обеспечивается за счет четкого разделения зоны ответственности между государством, предприятиями и учебными заведениями. Поэтому мы хотим повысить роль и активность участия бизнеса в этом процессе. Самое главное в этой большой совместной работе – выпускники колледжей должны быть востребованы на рынке труда и получать достойную оплату", - добавил Олжас Бектенов. В рамках работы по повышению статуса рабочих профессий и развития профтехобразования министерствам науки и просвещения поручено пересмотреть структуру госзаказа, увеличив количество грантов для выпускников колледжей, продолжающих обучение в университетах по родственным специальностям.
---
80 тыс. студентов будут обучаться в рамках целевого государственного заказа с заявками предприятий
В Послании Главы государства народу Казахстана 2025 год объявлен Годом рабочих профессий. В этой связи в республике начата трансформация системы профессионального образования. Министр просвещения Гани Бейсембаев на заседании Правительства под председательством Премьер-Министра Олжаса Бектенова озвучил ключевые меры по реформированию колледжей и развитию педагогического потенциала. Первое – профилизация. Для ее реализации проведен анализ структуры экономики регионов. По ее итогам, совместно с госорганами определены 4 макрорегиона и их направления развития. Так, в южных регионах Казахстана, где сконцентрировано более трети рабочей силы страны, идет локализация простых производств и продолжится развитие инфраструктуры. В центральных и восточных областях планируется дальнейшая индустриализация для обеспечения межотраслевого и межрегионального перетока кадров. В северных - осуществляется интенсификация аграрного сектора, а в западных – создаются новые производства вокруг крупных компаний. В центральных и восточных областях для обеспечения межрегионального перетока кадров планируется дальнейшая индустриализация. В северных регионах будет интенсивно развиваться аграрный сектор, на Западе – вокруг крупных компаний создаются новые производства. С учетом данных направлений начата профилизация колледжей, чтобы сфокусировать регионы больше на подготовке кадров с техническим и профессиональным образованием. Перепрофилировано под структуры экономики регионов 195 колледжей, большая часть из которых локализованы в Кызылординской, Карагандинской областях и в городе Астане. В прошедшем учебном году отозваны лицензии по 624 специальностям и 780 квалификациям. Второе направление – это формирование 100 технологических лидеров. В этих целях Министерством разработан проект системы оценки организаций технического и профессионального образования. В основу системы оценки взяты рейтинговые оценки, применяемые в международной практике и странах ОЭСР. При этом главными критериями будут являться внедрение международных отраслевых стандартов обучения и доля сертифицированных по ним студентов. Оценка достижений проводится ежегодно и позволяет организациям ТиПО самостоятельно выстраивать индивидуальные траектории развития. Система оценки позволяет оценить все параметры деятельности в организациях технического и профессионального образования. "Применение данной системы оценки позволит распределить ТиПО на 4 лиги. При этом колледжи, отнесенные к первой и второй лиге, будут формировать первых 100 технологических лидеров. Они станут опорными ресурсными Центрами для других колледжей. Сегодня 6 колледжей страны внедряют такие стандарты и их выпускники проходят сертификацию по соответствующим специальностям", - отметил спикер. Например, в Атырау в колледже APEC PetroTechnic внедрен международный стандарт образования по нефтегазовой отрасли, в Талдыкорганском высшем политехническом колледже – по строительной отрасли. Сертифицированные выпускники этого колледжа пользуются большим спросом как у нас, так и за рубежом. В этом году до конца года планируется провести аналогичную аккредитацию в 5 колледжах. К 2030 году 30 колледжей страны будут проходить международную отраслевую аккредитацию, что позволит подготовить специалистов по мировым стандартам. Это обеспечит преемственность образовательных программ ТиПО с вузами. "Третьим направлением станет повышение потенциала педагогов. В связи с этим будет расширена международная стажировка педагогов в лучших колледжах стран ОЭСР; продолжится использование так называемого "бокового входа" или вовлечение в деятельность ТиПО лучших специалистов отрасли через организацию краткосрочных курсов; планируется внедрение стажировок педагогов на предприятиях и привлечение специалистов из промышленности; кроме того, сейчас ведется работа по развитию института наставничества", - доложил министр просвещения. Четвертое направление – это сертификация выпускников. Обязательная сертификация, которая проводится уполномоченными органами, проходит по специальностям, отнесенным к регулируемым профессиям. Независимую сертификацию проходят по нерегулируемым профессиям. Теперь в рамках трансформации предлагается создать систему независимой сертификации для всех видов профессий. В этом случае получат не только оценку знаний и навыков выпускника, но и самих организаций образования. Продолжится сотрудничество с бизнесом, колледжи станут индустриальной площадкой, где объединятся отраслевые лидеры. Будет пересмотрен механизм передачи колледжей в доверительное управление крупному и среднему бизнесу с обязательством развития инфраструктуры, сохранения и инвестирования профиля и контингента организации образования. В качестве эффективного механизма передачи в доверительное управление можно рассмотреть опыт компании "ALLUR" в Костанайской области, которая оказывает шефство местному автомобильному колледжу. Его отличительные особенности от текущего механизма: улучшение образовательного процесса; укрепление материально-технической базы; постоянный доступ к базам практик, оснащенным инновационными производственными технологиями; расширение возможностей трудоустройства выпускников; объект остается в государственной собственности. В результате передачи в доверительное управление колледжи будут оснащены современным оборудованием. 80 тыс. студентов будут обучаться в рамках целевого государственного заказа с заявками предприятий. Для трансформации системы технического и профессионального образования необходимо формирование эффективного менеджмента. В связи с этим, будет продолжена подготовка руководящего корпуса, они будут обучаться на примере лучших международных практик и 1 тыс. лидеров. Будет начата интернационализация, в рамках которой - осуществляться трансфер системы управления, как и вузах, будет установлена в зависимости от лиги и ресурсного потенциала KPI для организаций технического и профессионального образования. "Развитие стратегического партнерства с зарубежными колледжами будет осуществляться путем привлечения инвестиций и внедрения новых технологий обучения и корпоративного управления. Стратегическое партнерство с зарубежными колледжами будет развиваться через привлечение инвестиций и внедрение новых технологий обучения и корпоративного управления. Уверен, что эту работу мы будем осуществлять в тесном сотрудничестве с Министерством науки и высшего образования, поскольку уже сейчас в нашей стране активно работают филиалы 23 ведущих мировых университета. Также будет усилено партнерство с вузами. Так, в Северном макрорегионе стратегическим партнером ведущих колледжей региона стал Кокшетауский университет имени Ш. Уалиханова, а зарубежным партнером – Пенсильванский университет", - подчеркнул Гани Бейсембаев. В результате в колледжах страны будет развиваться международное сотрудничество путем расширения академической мобильности студентов и преподавателей. Пятое направление – это перезагрузка финансовой модели ТиПО. Источники финансирования ТиПО должны быть диверсифицированы. Ими должны стать: государство, размещающее госзаказ, работодатель с целевыми заказами на подготовку кадров, а также собственные доходы ТиПО, вырученные за счет производства товаров и услуг. Что касается подушевого норматива, он должен состоять из текущей базовой части и новой стимулирующей выплаты. При этом стимулирующие выплаты будут предоставлены при достижении установленных значений ССП. При ее реализации у ТиПО, относящихся к первой лиге, нормативы подушевого финансирования могут быть повышены со 891 тыс. тенге до 1,3 млн тенге на одного обучающегося в зависимости от группы специальностей. "Объем дополнительной потребности для увеличения размера подушевого норматива финансирования колледжей в целом на 2025-2027 годы составит 178,3 млрд тенге. Из них на 2025 год нужно 53,7 млрд тенге. В настоящее время проект новой методики норматива подушевого финансирования прорабатывается совместно с Министерством финансов, по итогам которого будет внесен на рассмотрение республиканской бюджетной комиссии", - резюмировал министр. В результате мероприятий по развитию системы технического и профессионального образования в стране будет создано 100 колледжей-лидеров; охват молодежи техническим и профессиональным образованием увеличится в 1,5 раза; в подготовке профессиональных специалистов будет развиваться система международного признания квалификации; колледжи станут центрами подготовки креативных лидеров и гибких, квалифицированных специалистов для рынка труда.
---
В Казахстане растет спрос на технические специальности – Светлана Жакупова
На заседании Правительства под председательством Премьер-Министра РК Олжаса Бектенова рассмотрены меры по реализации Послания Главы государства в части подготовки профессиональных кадров. С докладом выступила министр труда и социальной защиты населения Светлана Жакупова. Светлана Жакупова сообщила, что Министерством в настоящее время формируется система прогнозирования трудовых ресурсов на краткосрочный, среднесрочный и долгосрочный периоды. При этом, анализ показал, что за последние 10 лет доля занятых с профессионально-техническим образованием достигла 49% от общего числа занятого населения, увеличившись на 17 процентных пунктов. Наибольшее количество работников с профессионально-техническим образованием в разрезе отраслей экономики преобладает в сферах торговли, промышленности, сельского хозяйства, транспорта и складирования, достигнув общей численности 2,5 млн человек. "Тем не менее, на рынке труда спрос на специалистов с профессионально-техническим образованием остается актуальным. Согласно проведенным исследованиям, ожидаемый спрос на работников с техническим образованием заметно выше, чем на работников с высшим образованием. При этом общая потребность в кадрах до 2030 года составляет 1,8 млн человек, из которых порядка 1 млн требуется с техническим образованием", - сообщила Светлана Жакупова. В целях систематизации подготовки профессиональных кадров в Казахстане развивается Национальная система квалификации. В настоящее время принимаются следующие меры: - разработка 823 профессиональных стандартов, соответствующих требованиям работодателей; - обновление 3,8 тысяч образовательных программ на основе профессиональных стандартов; - открытие 25 Центров признания квалификации в приоритетных отраслях, таких как сферы туризма и информационных технологий (IT); - интеграция классификаторов образования и рынка труда по 330 специальностям и 771 квалификации ТиПО. Также проводятся работы по дальнейшему развитию Национальной системы квалификации в соответствии с международными стандартами. На сегодня Министерством труда и социальной защиты населения принимаются меры по стимулированию трудоустройства, в том числе по рабочим профессиям. Разработана цифровая платформа для качественного мониторинга создания рабочих мест, анализа и прогнозирования потребности в кадрах по всем реализуемым проектам в рамках национальных проектов, концепций и планов развития. В целях расширения функционала данной цифровой платформы проводится интеграция информационных систем Министерства труда с системами Министерства финансов, а также других центральных государственных органов и национальных холдингов. Кроме того, принимаются меры по внесению изменений в правовые акты, касающиеся включения показателей по планируемым рабочим местам и установления обязательства по фонду оплаты труда не менее 30% от суммы проекта. На базе электронной биржи труда реализован функционал прохождения производственной практики студентами. Данный проект в пилотном режиме проводится в 29 организациях технического и профессионального образования, в результате чего 635 студентов получили возможность поиска работодателей в онлайн-формате для прохождения производственной практики. Запущена новая платформа Mansap Compasy, являющаяся инструментом для выбора профессиональной карьеры и управления карьерной траекторией. Как сообщила министр труда и соцзащиты населения, активные меры принимаются в направлении развития навыков. На платформе Skills.Enbek организациям технического и профессионального образования и вузам предоставлена возможность размещения курсов для признания микроквалификаций и развития площадок WorldSkills. На сегодняшний день на платформе размещены 603 онлайн-курса, из которых 271 является бесплатным для населения. Кроме того, местные органы занятости проводят обучение безработных, нуждающихся в повышении квалификации, непосредственно на рабочем месте у работодателя. В настоящее время порядка 7 тыс. безработных граждан прошли обучение, из которых 98% трудоустроены по полученным навыкам. "Во исполнение поручения Главы государства в целях стимулирования трудоустройства граждан по рабочим профессиям планируется разработать дополнительные меры по содействию занятости. Принятые меры позволят до конца текущего года обеспечить трудоустройство 948 тысяч человек. На сегодняшний день трудоустроено 567 тысяч человек, что составляет 60% от общего годового показателя", - доложила министр.
---
85% студентов, прошедших дуальное обучение, трудоустраиваются в течение 3 месяцев – НПП "Атамекен"
На заседании Правительства под председательством Премьер-Министра РК Олжаса Бектенова рассмотрены меры по обеспечению выполнения Послания Главы государства в части подготовки профессиональных кадров. С докладом по теме выступил Председатель президиума Национальной палаты предпринимателей "Атамекен" Раимбек Баталов. В рамках развития дуального обучения нацпалата координирует взаимодействие между предприятиями и колледжами, ведет реестр заключенных договоров о дуальном обучении, обучает наставников предприятий. Так, согласно Дорожной карте по внедрению дуальной системы обучения заключены договоры с 496 колледжами и более чем с 7 тыс. предприятиями по подготовке 75 тыс. студентов. "С 2014 по 2024 года под координацией НПП дуальным обучением охвачено более 208 тыс. студентов, из которых 85% трудоустроены в первые три месяца со дня выпуска. В 2025 году планируется оцифровка всего процесса реализации и ведения Реестра договоров дуального обучения с последующим размещением на сайте НПП", - отметил Раимбек Баталов. С 2017 года НПП "Атамекен" ведет Реестр учебных центров по профессиональной подготовке. В учебных центрах проходят обучение безработные граждане, направленные местными исполнительными органами по запросам работодателей. Работодатели при подаче заявки обязуются принять обученного на работу, в случае отказа возмещают расходы на подготовку. Всего на текущий момент в Реестре – 583 организации образования. 67% созданы субъектами предпринимательства, из них 237 при предприятиях, 186 при колледжах, 149 – самостоятельные учебные центры, 5 – при ассоциациях и 6 при вузах. На сегодняшний день, совместно с Министерством труда ведется работа по оцифровке процесса ведения Реестра учебных центров и его размещение на электронной бирже труда enbek.kz. Оцифровка Реестра учебных центров обеспечит прозрачность этапов вхождения в реестр, позволит автоматизировать процесс проверки учебных центров по показателю трудоустройства обученного контингента и сократит время вхождения организаций в реестр. Нацпалатой ведутся ежегодные опросы субъектов бизнеса для выявления потребностей в кадрах на ближайшие годы. В 2024 году было опрошено почти 50 тысяч субъектов бизнеса, из которых 13 176 предприятий указали потребность в 130 562 специалистах. Результаты анализа используются для формирования государственного образовательного заказа как местными, так и центральными госорганами. Ведется работа над улучшением сбора данных через интеграцию информационных систем и упрощение процедуры опроса. "В рамках представленной экосистемы развития МСБ мы предлагаем интегрировать нас в государственную систему Реестра получателей мер государственной поддержки. Мы предлагаем использовать те данные, которые формируются в министерствах труда, просвещения, науки и высшего образования, добавив к ним рыночную экспертизу и аналитику. Это позволит создать полную картину рынка труда, осуществлять качественное прогнозирование потребности в кадрах и новых профессиях, а также способствовать "выводу из тени", - резюмировал Раимбек Баталов. |