Астана, 12 сентября, Дом Мажилиса
В Мажилисе прошла презентация законопроектов о республиканском бюджете и гарантированном трансферте из Национального фонда РК на 2025-2027 годы под председательством главы Комитета по финансам и бюджету Татьяны Савельевой. В ней приняли участие вице-спикер Палаты Дания Еспаева, представители госорганов и неправительственных организаций. Обращаясь к коллегам, Дания Еспаева напомнила, что в своем Послании Президент подчеркнул необходимость принятия конкретных мер по ограничению и жесткому контролю государственных расходов, а также упорядочению межбюджетных отношений. – Сегодня регионы располагают необходимыми ресурсами для решения своих задач. По информации Правительства, в текущем году перевыполнение плана доходов местных бюджетов планируется на сумму более 800 млрд тенге. Теперь перед нами стоит задача – эффективно использовать имеющиеся ресурсы. Депутаты приступают к рассмотрению законопроектов по бюджету. Наша цель, чтобы в планируемом бюджете были отражены все поручения Главы государства, вытекающие из Послания и других документов по повышению благополучию граждан и развитию страны, – заявила заместитель Председателя Мажилиса. Проект закона "О республиканском бюджете на 2025-2027 годы" депутатам представил вице-министр финансов Абзал Бейсенбекұлы. По его информации, поступления на 2025 год прогнозируются на уровне 21,7 трлн тенге, 15,6 трлн тенге из которых – доходы без учета трансфертов. Расходная же часть увеличится до 25,8 трлн тенге. При этом бюджет, как и в предыдущие годы, остается социально ориентированным. – На социальную сферу в 2025 году планируется направить 9,8 трлн тенге с ростом к текущему году на 794 млрд тенге. Доля в общем объеме расходов в 2025 году составит 38%. В данной сфере следующие приоритеты: социальное обеспечение и оказание социальной помощи гражданам страны, развитие образования, развитие системы здравоохранения, – пояснил докладчик. Абзал Бейсенбекұлы отметил, что в соответствии с поручением Главы государства усиливается развитие АПК. В трехлетнем периоде на это направление предусмотрены 1,3 трлн тенге. В том числе ежегодный объем льготного кредитования весенне-полевых и уборочных работ составит 140 млрд. тенге, на предоставление же кредитов на 122 крупных инвестиционных проекта по опыту СКО предусмотрены 200 млрд тенге. С докладом о нормах законопроекта "О гарантированном трансферте из Национального фонда Республики Казахстан на 2025-2027 годы" выступил вице-министр национальной экономики Азамат Амрин. – Размер гарантированного трансферта в республиканский бюджет в 2025-2027 годах определен в объеме 2 трлн тенге ежегодно. В целом чистые валютные активы Нацфонда прогнозируются на уровне 62,2 млрд долл. США в 2025 году, 69,9 млрд долл. США – в 2026 году и 78,7 млрд долл. США – в 2027 году, – рассказал замглавы МНЭ. В свою очередь, на ряд недостатков в планировании бюджетных расходов на 2025-2027 годы, которые выявила Высшая аудиторская палата, указал ее член Ардак Тенгебаев. В частности, по проекту "Комфортная школа" существуют проблемы в реализации 152 школ, которые планируется сдать в 2025 году, однако их строительство еще не началось. Также из-за того, что не учитываются остатки лекарств и медизделий по линии ГОБМП, планирование по ряду наименований завышено на 2 млрд тенге. По итогам анализа этих и других направлений с охватом 4,6 трлн тенге ВАП предлагает 117 млрд тенге перераспределить, 12,2 млрд тенге – предусмотреть дополнительно, еще 3 млрд тенге – оптимизировать. По итогам презентации состоялось обсуждение законопроектов. Мажилисмен Мукаш Искандиров задал вице-министру национальной экономики вопрос касательно прогнозов роста республиканского бюджета. Он подчеркнул, что в докладе отмечается рост экономики, при этом поступления в бюджет не увеличиваются, назвав такую ситуацию парадоксом. – Вы даете такой оптимистичный прогноз по макроэкономическим показателям: как я понимаю, в 2029 году объем ВВП составит почти 500 млрд долл. США. Однако в ближайшие три года в доходной части нет никакого роста. При этом каждый год наблюдается невыполнение по доходной части. То есть получается, мы неправильно планируем? Насколько правдивы эти прогнозы? – спросил депутат. – Прогнозы по внутренней добавленной стоимости отраслей выполнимы. Как вы знаете, основная доля доходов поступает из горнорудного и нефтяного секторов. Как сегодня сообщалось, план доходов местных бюджетов перевыполняется. Потому что мы передали им стабильные налоги, а те, которые зависят от конъектуры мирового рынка, остались в республиканском бюджете. Поэтому из-за волатильности есть невыполнение бюджета. Удельный вес не нефтяного сектора растет, но он еще не настолько большой, чтобы влиять на поступления, – ответил Азамат Амрин. В заключение председатель профильного комитета Татьяна Савельева отметила, что дальнейшая работа над презентованными законопроектами пройдет в Мажилисе на заседаниях рабочих групп. Руководить ими будет член Комитета по финансам и бюджету Еркин Абиль. Во внимание примут предложения и мнения, высказанные депутатами в ходе обсуждения.
---
МНЭ РК представило прогноз социально-экономического развития страны на ближайшие 5 лет МНЭ, 12 сентября
Вице-министр национальной экономики Азамат Амрин презентовал в Мажилисе Прогноз социально-экономического развития страны на 2025 – 2029 годы и проект Закона "О гарантированном трансферте из Национального фонда Республики Казахстан на 2025 – 2027 годы". Как отметил А.Амрин, за основу формирования Прогноза взят базовый сценарий при цене на нефть в $75 за баррель и курс доллара 470 тенге. "Реальный рост ВВП в 2025 году по прогнозам составит 5,6%, среднегодовой рост ВВП за 5 лет – 5,4%. Номинальный ВВП вырастет с 150,8 трлн тенге в 2025 году до 234,2 трлн тенге в 2029 году", - сказал вице-министр. По его словам, ожидается рост во всех отраслях экономики. Объем добычи нефти увеличится с 97,2 млн тонн в 2025 году до 104,8 млн тонн в 2029 году.Экспорт товаров по прогнозам вырастет с $82,3 млрд в 2025 году до $90 млрд в 2029 году. Импорт увеличится с $61,3 млрд до $67,5 млрд. Инфляция определена на уровне 5,5-7,5% в 2025 году, 5-6% в 2026 году с последующим снижением до 5% в 2027-2029 годах. На основе прогноза макроэкономических показателей сформирован прогноз параметров бюджета и Национального фонда на 2025–2027 годы, где доходы республиканского бюджета составят в 2025 году 15,6 трлн тенге, в 2027 году - 18,2 трлн тенге. Законом о гарантированном трансферте из Национального фонда установлена цена отсечения на нефть на уровне $42,3 за баррель в 2025 году, $41 за баррель в 2026 году и $39,4 за баррель в 2027 году. С учетом этого, размер гарантированного трансферта в республиканский бюджет в 2025-2027 годах определен в объеме 2 трлн тенге ежегодно.
---
Ряд недостатков в планировании бюджетных расходов на 2025-2027 годы выявила Высшая аудиторская палата ВАП, 12 сентября
В Мажилисе Парламента РК состоялась презентация проекта закона "О республиканском бюджете на 2025-2027 годы". Соответствующее Заключение Высшей аудиторской палаты к данному законопроекту представил член ВАП РК Ардак Тенгебаев. В рамках тщательно проведенного анализа было рассмотрено несколько направлений: - охрана здоровья населения; - нацпроекты "Комфортная школа" и "Доступный Интернет"; - строительство и реконструкция республиканских автодорог; - предотвращение и ликвидация ЧС. Так, при формировании потребности в лекарствах и медизделиях по линии ГОБМП не учитываются имеющиеся остатки. Это привело к завышенному планированию по ряду наименований на сумму порядка 2 млрд тенге. В целом нет единой методики расчетапотребности. По Нацпроекту "Комфортная школа" ВАП выявила недостатки и проблемы в реализации 152 школ, которые планируется сдать в 2025 году. Фактически их строительство еще не началось, так как не до конца утверждены проектно-сметные документы, завершены не все конкурсные процедуры, не по всем объектам выделена земля. Аналогичные проблемы есть и по школам первого этапа. Отсутствует анализ актуальности и целесообразности исполнения некоторых пунктов Нацпроекта "Доступный Интернет". Так, по бюджетной программе Минцифры предусматривается реализация проектов ГЧП со скоростью интернета на уровне не менее 20 Мбит/с. При этом по Нацпроекту планируется обеспечивать граждан подключением со скоростью не менее 100 Мбит/с. Такое несоответствие несет риски недостижения запланированных показателей. Согласно оценке ВАП, определение приоритетности проектов по строительству и реконструкцию республиканских автодорог за счет займов под госгарантию должно осуществляться с учетом оценки прямого и косвенного социально-экономического эффекта. Однако на сегодня такая информация не представляется. Наряду с этим отмечается затягивание сроков реализации уже утвержденных проектов: при средней нормативной продолжительности в 3 года фактически строительство длится по 5-6 лет. В сфере предотвращения и ликвидации ЧС одной из основных проблем является низкое материально-техническое оснащение лесных учреждений и других профильных организаций. В проекте бюджета на 2025-2027 годы предлагается решить вопрос через механизм финансового лизинга. Однако он прямо не урегулирован бюджетным законодательством, что создает риски неправомерного использования бюджетных средств. В целом по итогам проведенного анализа с охватом 4,6 трлн тенге предлагается: 117 млрд тенге – перераспределить, 12,2 млрд тенге – предусмотреть дополнительно, 3 млрд тенге – оптимизировать. |