Kazinform, 17 сентября
Ежегодно, когда возникает дефицит в государственном бюджете, Правительство берет дополнительные средства из Национального фонда. При этом Глава государства неоднократно заявлял о необходимости сокращения объема изъятий. Как план на будущее рассматривается вопрос сокращения бюджетных расходов. Почему так важен Национальный фонд и почему пока Кабмин продолжает брать из него деньги? Агентство Kazinform предлагает читателю разбор этой актуальной темы.
Для чего создан Нацфонд и сколько в нем денег Первоначально, при создании Национального фонда, была поставлена главная цель – оставить большой запас или финансовую подушку для следующих поколений. Это делается не только у нас, но и в других странах. При этом средства Нацфонда также используются для регулирования неблагоприятных процессов в трудные для экономики страны периоды, когда меняются цены на сырье на мировом рынке. Одним словом, первый из механизмов направлен на обеспечение будущих поколений, второй – на стабилизацию экономики страны. Национальный фонд Казахстана был создан в 2 000 году. На тот момент было накоплено 1,24 миллиарда долларов. В 2010 году объем средств приблизился к 30 миллиардам долларов. Через 13 лет, по итогам 2023 года, этот показатель достиг 65,7 миллиарда долларов. Но это не самый высокий уровень в истории страны, потому что в августе 2014 года в Национальном фонде было 77,2 миллиарда долларов. По какой причине сократился объем средств? Как мы видим из графики, в течение четырех лет, с 2014 по 2018 годы, Фонд ушел в минус на 19 миллиардов долларов. В следующие пять лет прибавилось 7,4 миллиарда долларов. Теперь остановимся на причинах всего этого.
Первая причина – внешние факторы Мы не случайно напомнили об одном из механизмов использования средств Национального фонда – стабилизации. То есть, при дефиците бюджета Правительство может привлекать деньги из Нацфонда. Например, в прошлом от нефтяных доходов в Фонд поступило 4,56 триллиона тенге, но 4,1 триллиона тенге были изъяты в бюджет. Прирост составил 460 миллиардов тенге. Не считая роста на 600 миллиардов тенге в 2018 году, в 2015-2021 годах происходило уменьшение средств Национального фонда на сумму от 800 миллиардов тенге до 3,3 триллиона ежегодно. На это были свои причины. Как говорит директор Института экономической политики Каирбек Арыстанбеков, факторы, способствующие сокращению Национального фонда, начали действовать именно в те прибыльные 2014-2016 годы. - Действительно, в 2014 году объем средств Национального фонда превысил 77 миллиардов долларов. С тех пор объем средств сокращался. Причиной этому стал ряд внутренних и внешних факторов. Если говорить о внешних факторах, то с 2014-2015 годов мы стали членом Евразийского экономического союза. Когда мы еще не вошли в этот Союз, цены на товары в Казахстане были ниже, чем в России, на 30-50%. Со вступлением в Союз на казахстанский рынок массово начали поступать российские товары. Происходил переток рабочей силы, вошел российский бизнес и капитал. Таким образом, у нас стоимость жизни начала расти, а в России осталась на том же уровне. В Казахстане, вовлеченном в этот процесс, ухудшилась ситуация в социальной сфере. Это в конце концов привело к росту бюджетных расходов, – говорит эксперт.
Вторая причина – социальный фактор После раскачки социальной сферы в стране происходит замедление экономического роста. Особенно с 2015 по 2021 годы экономические показатели пошли на понижение, позднее к этому прибавились социальные расходы от последствий пандемии коронавируса. Это значит, что и Национальный фонд не увеличивался. Поскольку расходы Правительства возросли и не покрывались доходами, усилился процесс использования средств Национального фонда. Например, сейчас 40% государственного бюджета расходуется на социальную сферу. Ранее зарплата учителей и медицинских специалистов была увеличена в два раза, также была увеличена зарплата военнослужащих и спасателей, пожарных. Все это, в конце концов, создает нагрузку на бюджет.
Третья причина – снижение цен на нефть С одной стороны, постоянное обращение Правительства к Нацфонду связано и с ценами на нефть. Потому что наша страна основные доходы получает от экспорта сырья. Почему в 2014 году показатель поступлений в Фонд был высоким? По словам Каирбека Арыстанбекова, на это оказали прямое влияние цены на нефть. По итогам 2014 года, нефть марки Brent продавалась по цене до 100 долларов за баррель. С 2015 года цена начала снижаться. В 2016 году она даже опустилась до 30 долларов за баррель. Сейчас цена нефти стоит на отметке 70 долларов за баррель. Если бы баррель, как 10 лет назад, был в районе 100 долларов, изъятие денег в бюджет из Нацфонда полностью бы прекратилось. Что касается первого механизма использования средств Нацфонда, предусматривающего накопление средств для будущих поколений, то проект "Национальный фонд – детям" показывает, как данный инструмент может быть реализован. В настоящее время 50% годового инвестиционного дохода Нацфонда перечислены на счета детей. Налоговые льготы и последствия "теневой" экономики В этом году в своем Послании народу Казахстана Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев дал поручение по совершенствованию Налогового кодекса. Это не случайно, потому что, похоже, некоторые необоснованные льготы способствуют тому, что бюджет не пополняется и Национальный фонд не растет. Экономист К. Арыстанбеков утверждает, что многие льготы нужно полностью упразднить. - Если мы не хотим брать деньги из Национального фонда, то есть два пути. В Налоговом кодексе есть перечень из более, чем 280 льгот и освобождений. Если 70% из них упразднить, в бюджет может поступить дополнительно 3 триллиона тенге. Во-вторых, в валовом внутреннем продукте Казахстана 18% составляет доля "теневой" экономики. Если Правительство будет эффективно с ней бороться, то можно дополнительно пополнить бюджет 4 триллионами тенге, – говорит эксперт. По словам директора ИЭП, в любом случае есть уверенность в том, что в будущем Национальный фонд будет увеличиваться. Но хорошо будет, если Правительство реформирует Налоговый кодекс, сократит долю "теневой" экономики. В целом, самый простой путь – максимально сократить расходы государственного бюджета, как указал Президент. Политолог Данияр Ашимбаев скептически относится к предстоящей реформе Налогового кодекса, отмечая, что за годы независимости это уже пятый Налоговый кодекс, и традиция его постоянных корректировок сохраняется. По его словам, за это время уже можно было внедрить все необходимые изменения, вместо того чтобы откладывать их для нового кодекса, который, вероятно, также будет регулярно редактироваться. Д. Ашимбаев подчеркивает, что Президент говорил о необходимости создания стабильного налогового законодательства. Однако, на практике правительственные экономисты продолжают вносить многочисленные правки уже после принятия закона, что создает экономическую и налоговую нестабильность, негативно влияя на инвестиционный климат. Эксперт предлагает разработать оптимальную модель налоговой системы и наложить мораторий на ее изменения хотя бы на три года. Он также отмечает, что частые изменения законодательства, включая налоговое, инвестиционное и предпринимательское, подрывают любое начинание. По мнению Д. Ашимбаева, налоговое законодательство должно быть стимулирующим, а не карательным, однако постоянные поправки мешают ему выполнять эту функцию. - Нужны четкие подходы в оптимизации расходов. Вот, допустим, Президент сказал в этом году сократить лишние мероприятия, тот же Астанинский экономический форум. Но тут же появился проект, по которому деньги, сэкономленные от форума, пойдут на нужды Министерства иностранных дел. То есть их вообще сказали сэкономить, а не потратить на себя, - заявил Д. Ашимбаев. Политолог отметил проблемы с эффективностью планирования бюджета и экономической политики в целом. По его словам, закон о бюджете и связанные с ним постановления Правительства регулярно корректируются, как и программы приватизации и отраслевые концепции, что приводит к масштабным изменениям в экономических планах. Это указывает на слабую эффективность бюджетных процедур, когда значительные суммы остаются неиспользованными, либо применяются не по назначению, зачастую без значительных результатов. |