ОФ "ЦСПИ "Стратегия"
О методике С марта 2009 года ОФ "ЦСПИ "Стратегия" на основе экспертных оценок составляет рейтинг управленческой элиты центрального уровня. Опрос экспертов проводится на ежеквартальной основе. Оценка производится по шкале от 1 до 7 баллов, где 1 – самый низкий показатель характеристики, а 7 – наивысший показатель характеристики. Данный опрос экспертов прошел с 1 по 16 октября 2024 года; в нем приняли участие 20 экспертов.
По итогам III квартала текущего года только четыре государственных института преодолели рубеж в 4 балла.
ТОП-5 Первое место в рейтинге государственных органов, как и по итогам III квартала, занял Мажилис Парламента во главе с Ерланом Кошановым, при этом наибольший балл палата набрала по параметру эффективности работы (4,67). Эксперты высказывали противоположные мнения о работе нижней палаты и фигуре его председателя. Одна часть экспертов указывала на то, что Кошанов превратился в настоящую политическую фигуру, и выделяла его управленческие качества: "Кошанов окончательно вырос из чистого аппаратчика в политическую фигуру. Причем достаточно самостоятельную. Не боится проблем, уверен в себе, достаточно эффективно отстроил работу нового состава Мажилиса, не дав ему превратиться в митинговую площадку"; "Как функционер – очень сильный и грамотный". Однако критики отмечают, что Мажилису не хватает независимости и самостоятельности: "Мажилис превратился в ксерокс для исполнительной власти"; "Чувствуется, что Мажилис как институт пытается вырваться из образа нотариальной конторы, но их сильно ограничивают". Кроме того, отмечалось низкое качество принимаемых законов, а также популистская активность отдельных депутатов: "Упускает слишком много популистской активности депутатов, низкий контроль за качеством законотворческой работы депутатов". Вторую строчку рейтинга с 4,22 баллами занял Сенат Парламента во главе с Мауленом Ашимбаевым, который в прошлом квартале не вошел в ТОП-5. Так же, как и ранее, наибольший балл (4,72) Сенат получил по параметру информационной открытости, а наименьший – по параметру эффективности работы. Наибольшую критику, эксперты высказывали в отношении того, что Сенат, по их мнению, сконцентрирован на официальных и протокольных мероприятиях, при этом не проявляя реальной эффективности: "Много проходного протокольного официоза. Регионального направления не видно совсем". Впрочем, ряд экспертов объясняет это отсутствием у Сената достаточных полномочий: "Эффективности мало, но и у Сената нет полномочий"; "Функционально очень низкая эффективность ввиду отсутствия юридических возможностей у института Сената". В заслугу Сенату ставят высокий уровень публичной активности и информационную открытость ("Из всей конституционной тройки единственный, кто не закрылся от журналистов"), однако не все эксперты согласны с тем, что данная активность является чем-то продуктивным: "Информационная активность, честно, ни о чем. Ее много, но она нейтральная с уходом в негатив. Образ гуру на горе, который философски рассуждает, что есть хорошо, а что есть плохо. Без конкретики и действий". Государственный советник Ерлан Карин вновь расположился на 3-м месте по итогам III квартала (4,07 балла). Параметры авторитетности руководителя и информационной открытости чиновника оказались равны (по 4,17 баллов соответственно), тогда как показатель эффективности работы по-прежнему слегка проседает (3,89 балла). По мнению ряда экспертов, в заслугу госсоветнику можно поставить то, что он "не боится брать на себя ответственность и озвучивать позицию Ак Орды по широкому спектру вопросов". Подчеркивается, что он "безусловно, стал тяжеловесом и при этом остался одним из главных интеллектуалов власти". В то же время критики госсоветника упрекают его в излишнем консерватизме и традиционалистской повестке, которая начинает доминировать в идеологической парадигме страны, "слишком архаичный, не понимает, какое тысячелетие на дворе". На четвертом месте расположился вице-премьер Канат Бозумбаев, который поднялся на одну позицию в рейтинге, в сравнении с предыдущим кварталом, с результатом 4,06. Наибольший балл вице-премьер получил по параметру авторитетности (4,39), тогда как информационная открытость у него явно не на высшем уровне (3,72). Однако некоторые эксперты полагают, что Бозумбаев намеренно старается избегать лишнего пиара, поскольку "научен прежним опытом". В заслугу вице-премьеру ставят неплохое решение проблемы паводков, а также "разбор завалов предшественников, что самое неблагодарное". Замыкает ТОП-5 премьер-министр Олжас Бектенов с результатом в 4,02 балла и опустившись на одну позицию в сравнении с предыдущим кварталом. Наиболее высокий балл у премьера по параметру информационной открытости, а вот показатель авторитетности у чиновника, по оценкам экспертов, немного проседает. Отмечается, что пока Бектенов "не оправдывает ожиданий населения". Кроме того, заметен "саботаж его решений со стороны старых кадров в министерствах и акиматах". Впрочем, по мнению некоторых экспертов, списывать со счетов премьера пока рано, поскольку результаты его работы становятся заметны, "Бектенова принято "отправлять в отставку", но он вполне неплохо справляется со своими обязанностями".
ПРАВИТЕЛЬСТВО
Министерство иностранных дел во главе с Муратом Нуртлеу так же, как и в прошлом квартале, оказалось лидером среди правительственных ведомств, однако на этот раз не вошло в ТОП-5. Общий результат МИДа составил 3,83 балла, что значительно ниже предыдущего квартала. Лучше всего эксперты оценили эффективность работы органа, тогда как информационная открытость по-прежнему проседает. Эксперты неактивно комментировали деятельность ведомства, особо отмечая, что там "царит застой". Тем не менее, в заслугу министерства ставят "отсутствие скандалов и дипломатических недоразумений". Второй человек в правительстве и по совместительству первый вице-премьер Роман Скляр за III квартал текущего года немного улучшил свои позиции, но не кардинально (3,57 баллов) и расположился на 9-м месте рейтинга. Наибольший балл Скляр получил по параметру авторитетности (3,61), а показатели эффективности работы и информационной открытости находятся на одном уровне (по 3,56 балла). Эксперты по-прежнему отмечают, что имидж Скляра плотно ассоциируется с лоббизмом интересов автопроизводителей и сохранением утилизационного сбора: "В глазах общества один из главных лоббистов "утильсбора". Клеймо останется с ним". Несмотря на это, подчеркивается, что первый вице-премьер до сих пор крайне влиятельная фигура в правительстве, несмотря на то, что многие решения, по словам экспертов, он принимает "под свои интересы": "Столько жалоб на него, но он держится. Он под свое понимание и интересы перекраивает систему управления отраслями и ему верят, никто даже не пытается вопросы задавать. А он курирует кровеносную систему государства – инфраструктуру. Если его схемы не сработают, то будет коллапс". Министерство культуры и информации во главе с Аидой Балаевой, несколько ухудшило свои позиции в текущем квартале. Ведомство не преодолело порог в 4 балла ни по одному из параметров, а общий рейтинг министерства составил 3,46. Возможной причиной снижения, по мнению экспертов, является то, что министр "тонет в тактике и потеряла контроль над стратегией". Отмечается, что в риторике Балаевой "популистских реакций на незначимые события. Это безусловно скажется на потере контроля в идеологической сфере". Отдельной критике также подверглось то, что министерство, "вместо того, чтобы делать союзниками игроков на информпространстве (журналисты, СМИ, социальные сети, платформы), она просто уничтожает их как класс, вводя и угрожая все новыми ограничительными мерами". Впрочем, другие эксперты напротив считают, что "Балаева – сильный и опытный руководитель, который пытается из доставшегося ей хозяйства сделать конфетку. И несмотря на множество проблем, ей это удается". Вице-премьер Серик Жумангарин значительно улучшил свои позиции, расположившись на 11 месте в рейтинге с результатом в 3,44 балла. Наибольший балл, Жумангарин получил по параметру авторитетности, а наименьший – по параметру информационной открытости, что также подчеркивается экспертами: "Резко сбавил в информационной активности. Косвенное интервью Блумбергу не в счет. вполне возможно просто потому, что было лето". Также критике подвергся тот факт, что Жумангарин "не может защитить интересы Казахстана в ЕАЭС". Строчкой ниже Жумангарина, расположилось Агентство по противодействию коррупции во главе с Асхатом Жумагали. Ведомство имеет практически такой же результат, как и в предыдущем квартале (3,37 баллов). Подчеркивая высокую медийную активность, эксперты признают, что оценивать эффективность ведомства затруднительно, поскольку "почти нет статистики по количеству дошедших до суда дел и их итогам, а именно это в целом критерий эффективности". Что же касается аутсайдеров рейтинга, то самый низкий результат из правительственных органов вновь получило Агентство по стратегическому планированию и реформам во главе с Жасуланом Шаймардановым, которое на этот раз опустилось на последнюю строчку среди всех государственных органов страны, с результатом в 2,14 баллов. Ведомство имеет низкие и примерно одинаковые показатели по всем трем параметрам. Отмечается, что "до сих пор непонятна судьба многих стратегических документов: Стратегия-2050 и так далее" и что "реформы слишком пустые и никчемные". Также очень низкие показатели имеют Министерство туризма и спорта и Министерство национальной экономики (2,20 и 2,33 баллов соответственно).
АКИМАТЫ
В рейтинге представлены акимы двух крупнейших городов страны: Женис Касымбек и Ерболат Досаев. Акимат Астаны за III квартал существенно улучшил свои результаты, практически преодолев барьер в 4 балла и оказавшись на 6 месте среди всех государственных органов. Эксперты отмечают, что Касымбек "держит городское хозяйство в норме и даже летние ремонты несмотря на кучу разных мероприятий в городе прошли без особых эксцессов". Примечательно, что результат столичной власти одинаков по всем трем оцениваемым параметрам. Акимат Алматы, напротив, опустился на 22-е место в рейтинге, набрав в общей сложности 3,13 баллов. Информационная открытость акимата южной столицы составила 3,17 баллов, а показатели авторитетности и информационной открытости по 3,11 баллов. В целом, большинство экспертов либо никак не прокомментировали деятельность Досаева, либо отозвались о ней критически.
КВАЗИГОССЕКТОР
Организации квазигосударственного сектора, такие как НУХ "Байтерек" и ФНБ "Самрук-Казына" и в этот раз оказались в нижней части рейтинга с результатами в 2,35 и 2,31 баллов соответственно. В целом, деятельность данных организация весьма хлестко описывается фразой "курица огромная, яйца несет маленькие".
ПРОЧИЕ ВЕДОМСТВА Новичок рейтинга Высший судебный совет во главе с Денисом Шиппом вновь получил крайне низкие оценки экспертов, расположившись на одном из последних мест в рейтинге. Так же, как и в прошлый раз, эксперты не пожелали оставить комментарии в отношении данного органа, однако последующее затем увольнение Шиппа с должности весьма характеризует эффективность работы данного органа. Высшая аудиторская палата во главе с Алиханом Смаиловым, занимавшая в предыдущем рейтинге 22-е место напротив усилила свои позиции, поднявшись на 16-е место с общим показателем в 3,29 баллов. И хотя эксперты отмечают, что "при Годуновой было лучше", тем не менее подчеркивается, что "в пределах своих должностных инструкций работает неплохо". Центральная избирательная комиссия во главе с Нурланом Абдировым также значительно улучшила свои позиции, поднявшись на 17 место в рейтинге. Вероятнее всего, рост показателей ЦИКа связан с работой по проведению республиканского референдума о строительстве АЭС.
Таблица 1. – Рейтинг государственных органов Казахстана и оценка по параметрам (III квартал 2024 г.)
Ранг | Госорганы | Итог | ФИО руководителя | Авторитетность руководителя | Информ открытость | Эффективность работы | 1. | Мажилис Парламента | 4,37 | Кошанов Е. Ж. | 4,17 | 4,28 | 4,67 | 2. | Сенат Парламента | 4,22 | Ашимбаев М. С. | 4,00 | 4,72 | 3,94 | 3. | Государственный советник | 4,07 | Карин Е.Т. | 4,17 | 4,17 | 3,89 | 4. | Вице-премьер Бозумбаев К. А. | 4,06 | Бозумбаев К.А. | 4,39 | 3,72 | 4,11 | 5. | Премьер-министр | 4,02 | Бектенов О.А. | 3,89 | 4,11 | 4,06 | 6. | Акимат Астаны | 3,94 | Касымбек Ж.М. | 3,94 | 3,94 | 3,94 | 7. | Министерство иностранных дел | 3,83 | Нуртлеу М.А. | 3,89 | 3,67 | 3,94 | 8. | Первый вице-премьер | 3,57 | Скляр Р.В. | 3,61 | 3,56 | 3,56 | 9. | Министерство культуры и информации | 3,46 | Балаева А.Г. | 3,44 | 3,61 | 3,33 | 10. | Вице-премьер Жумангарин С. М. | 3,44 | Жумангарин С.М. | 3,61 | 3,28 | 3,44 | 11. | Агентство по противодействию коррупции | 3,37 | Жұмағали А. Ж. | 3,28 | 3,44 | 3,39 | 12. | Вице-премьер Дуйсенова Т. Б. | 3,35 | Дуйсенова Т.Б. | 3,44 | 3,33 | 3,28 | 13. | Национальный банк | 3,31 | Сулейменов Т.М. | 3,33 | 3,17 | 3,44 | 14. | Конституционный суд | 3,30 | Азимова Э.А. | 3,39 | 3,28 | 3,28 | 15. | Высшая аудиторская палата | 3,29 | Смаилов А.А. | 3,35 | 3,12 | 3,41 | 16. | Центральная избирательная комиссия | 3,22 | Абдиров Н. М. | 3,17 | 3,39 | 3,11 | 17. | Агентство по финансовому мониторингу | 3,20 | Малахов Д.М. | 3,18 | 3,12 | 3,29 | 18. | Министерство энергетики | 3,14 | Саткалиев А. М. | 2,82 | 3,24 | 3,35 | 19. | Комитет национальной безопасности | 3,13 | Сагимбаев Е. А. | 3,39 | 2,78 | 3,22 | 20. | Генеральная прокуратура | 3,13 | Асылов Б. Н. | 3,17 | 3,11 | 3,11 | 21. | Акимат Алматы | 3,13 | Досаев Е.А. | 3,11 | 3,17 | 3,11 | 22. | Министерство внутренних дел | 3,12 | Саденов Е.С. | 3,12 | 2,94 | 3,29 | 23. | Министерство науки и высшего образования | 3,06 | Нурбек С. | 2,78 | 3,50 | 2,89 | 24. | Министерство обороны | 2,98 | Жаксылыков Р.Ф. | 2,88 | 3,00 | 3,06 | 25. | Администрация Президента | 2,97 | ДадебайА.А. | 3,29 | 2,39 | 3,22 | 26. | Министерство промышленности и строительства | 2,90 | Шарлапаев К.Б. | 2,65 | 3,24 | 2,82 | 27. | Министерство труда и социальной защиты населения | 2,89 | Жакупова С.К. | 2,94 | 2,83 | 2,89 | 28. | Совет безопасности | 2,88 | Нурдаулетов Г.Д. | 3,28 | 2,22 | 3,17 | 29. | Министерство цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности | 2,81 | Мадиев Ж.Х. | 2,59 | 3,06 | 2,78 | 30. | Министерство просвещения | 2,76 | Бейсембаев Г.Б. | 2,61 | 2,89 | 2,78 | 31. | Министерство сельского хозяйства | 2,75 | Сапаров А.С. | 2,83 | 2,61 | 2,83 | 32. | Министерство по чрезвычайным ситуациям | 2,70 | Аринов Ч.С. | 2,78 | 2,67 | 2,67 | 33. | Аппарат Правительства | 2,69 | Койшыбаев Г.Т. | 3,12 | 2,13 | 2,82 | 34. | Министерство финансов | 2,68 | Такиев М.Т. | 2,65 | 2,59 | 2,82 | 35. | Агентство по регулированию и развитию финансового рынка | 2,67 | Абылкасымова М. Е. | 2,67 | 2,59 | 2,78 | 36. | Министерство транспорта | 2,66 | Карабаев М.К. | 2,59 | 2,76 | 2,65 | 37. | Агентство по делам государственной службы | 2,65 | Жазыкбай Д. М. | 2,76 | 2,65 | 2,53 | 38. | Верховный суд | 2,64 | Мергалиев А.А. | 2,63 | 2,44 | 2,87 | 39. | Министерство торговли и интеграции | 2,61 | Шаккалиев А.А. | 2,53 | 2,65 | 2,65 | 40. | Агентство по защите и развитию конкуренции | 2,60 | Омаров М.Т. | 2,67 | 2,53 | 2,61 | 41. | Министерство водных ресурсов и ирригации | 2,59 | Нуржигитов Н.Н. | 2,63 | 2,65 | 2,53 | 42. | Министр экологии и природных ресурсов | 2,56 | Нысанбаев Е.Н. | 2,44 | 2,61 | 2,61 | 43. | Министерство юстиции | 2,49 | Ескараев А.Н. | 2,61 | 2,28 | 2,59 | 44. | Министерство здравоохранения | 2,46 | Альназарова А.Ш. | 2,39 | 2,56 | 2,44 | 45. | АО "Национальный управляющий холдинг "Байтерек" | 2,35 | Карагойшин Р.Т. | 2,18 | 2,53 | 2,35 | 46. | Министерство национальной экономики | 2,33 | Байбазаров Н.С. | 2,35 | 2,24 | 2,41 | 47. | ФНБ "Самрук-Казына" | 2,31 | Жакыпов Н.К. | 1,94 | 2,47 | 2,53 | 48. | Высший судебный совет | 2,30 | Шипп Д.А. | 2,40 | 2,00 | 2,53 | 49.
| Министр туризма и спорта | 2,20 | Мырзабосынов Е. К. | 2,06 | 2,41 | 2,12 | 50. | Агентство по стратегическому планированию и реформам | 2,14 | Шаймарданов Ж.Н. | 2,19 | 2,12 | 2,12 |
ТОП-10 по параметрам
Авторитетность руководителя В ТОП-10 по параметру авторитетности руководителя первую позицию занимает вице-премьер Канат Бозумбаев с показателем в 4,39 баллов. Государственный советник занимает второе место в этом рейтинге с показателем в 4,17 баллов. На третьем месте Мажилис с результатом в 4,16 баллов. ТОП-10 замыкает Министерство культуры и информации с результатом в 3,44 балла. Самым неавторитетным руководителем госоргана эксперты назвали руководителя ФНБ "Самрук-Казына" Н. Жакыпова (1,94), министра туризма и спорта Е. Мырзабосынова (2,06) и руководителя НУХ "Байтерек" Р. Карагойшина (2,18).
Диаграмма 1. – Рейтинг по авторитетности руководителя, балл

Информационная открытость В ТОП-10 по параметру "информационная открытость" первую позицию занимает Сенат с показателем в 4,72 балла. На второй позиции расположился Мажилис с показателем в 4,28 балла. На третьей позиции – государственный советник (4,17 баллов). Замыкает ТОП-10 министерство науки и высшего образования с результатом в 3,50 баллов. Явным аутсайдером в плане информационный открытости, по мнению экспертов, являются Высший судебный совет (2,00 балла) и АСПИР (2,12 баллов). На третьем месте снизу аппарат правительства (2,13 баллов).
Диаграмма 2. – Рейтинг информационной открытости, балл

Эффективность работы руководителей В ТОП-10 по параметру "эффективность работы" первую строчку занимает Мажилис Парламента с показателем 4,67 баллов. На втором месте вице-премьер Бозумбаев К. А. с результатом в 4,11 баллов. На третьем месте премьер-министр с результатом в 4,06 баллов. Замыкает ТОП-10 по эффективности Национальный банк с результатом в 3,44 балла. АСПИР и Министерство туризма и спорта являются самыми неэффективными структурами по мнению экспертов (по 2,12 баллов). НУХ "Байтерек" также имеет низкие показатели эффективности (2,35 баллов).
Диаграмма 3. – Рейтинг эффективности работы, балл
 |