primeminister.kz, 29 октября
На заседании Правительства под председательством Премьер-министра Олжаса Бектенова рассмотрены вопросы развития машиностроения. О ситуации в отрасли доложил министр промышленности и строительства Канат Шарлапаев, с докладами выступили представители отраслевых ассоциаций – Союзов машиностроителей Мейрам Пшембаев и промышленных инвесторов Кайрат Еламанов, Казахстанского автомобильного союза Анар Макашева. По итогам 2023 года доля машиностроения в структуре ВВП достигла 1,9%. Отмечается рост объема производства, положительная динамика привлечения инвестиций. За 9 месяцев текущего года в казахстанские проекты вложено порядка 108,2 млрд тенге, что превышает объем за аналогичный период прошлого года в 2,2 раза. Один из ключевых вопросов сектора – модернизация оборудования. Премьер-министр отметил, что в машиностроении износ техники достигает 40%. Только в железнодорожной отрасли до 2030 года ожидается вывод из эксплуатации более 800 изношенных пассажирских вагонов. По данным Союза промышленных инвесторов Казахстана, в обновлении нуждается порядка 76% сельхозтехники. Руководитель Правительства подчеркнул, что для достижения поставленных Президентом целей по диверсификации экономики необходимо активно использовать потенциал отечественного машиностроения и внедрять новые технологии. "Глава государства подчеркивает, что именно индустриализация должна стать основным драйвером диверсификации экономики. Ускоренное развитие обрабатывающего сектора, и прежде всего машиностроения, должно быть локомотивом в обеспечении экономической самодостаточности Казахстана. Государство активно поддерживает отечественных производителей. Перед нами стоят важные задачи по созданию цикла производства с высокой долей локализации. Кроме того, для повышения эффективности предприятий надо проводить своевременную модернизацию производства", - подчеркнул Олжас Бектенов. Отмечена необходимость внедрения цифровых технологий на предприятиях в соответствии с глобальными тенденциями роботизации и автоматизации производственных циклов. На сегодня в автомобилестроении ведется работа по формированию кластерного производства. Такой подход стимулирует развитие смежных отраслей, открывает новые возможности и перспективы для всего сектора. В нефтегазовом машиностроении действуют порядка 50 предприятий. Объем производства достигает $160 млн, при этом объем импорта превышает $1,6 млрд. Премьер-министр обратил внимание на десятикратную разницу и необходимость сокращения разрыва. Для содействия в создании новых отечественных производств был создан Международный центр нефтегазового машиностроения. Уже успешно реализованы проекты по локализации продукции таких международных компаний как Honeywell, PetrolValves, Wika. Руководитель Правительства отметил необходимость расширения полномочий Центра по гарантированию заключения долгосрочных договоров международных операторов с казахстанскими предприятиями. Руководитель Правительства поручил министерствам промышленности, финансов, нацэкономики и Холдингу "Байтерек" обеспечить дополнительное финансирование проектов в машиностроении в рамках уже одобренных финансово-экономических обоснований. Олжас Бектенов подчеркнул, что предприятия машиностроения должны быть обеспечены кредитами по льготной ставке для обновления основных фондов и запуска производства новых видов товаров. Также Министерству промышленности необходимо держать на постоянном контроле ход реализации проектов в автомобилестроении и оперативно решать возникающие вопросы, расширять экспорт.
---
Премьер-министр поручил усилить поддержку отечественного машиностроения и повысить долю казахстанской продукции на рынке ЕАЭС
В ходе заседания Правительства под председательством Премьер-министра Олжаса Бектенова рассмотрены меры поддержки казахстанских производителей для обеспечения потребностей внутреннего рынка и увеличения экспортного потенциала в целях развития машиностроения. На сегодня емкость рынка машиностроительной продукции Казахстана оценивается в $31,6 млрд, из которых 16% приходится на долю отечественного производства. Премьер-министр отметил существенный потенциал для роста машиностроительной отрасли и значительные перспективы для развития экспорта. "Мы должны придерживаться экономического патриотизма – активно покупать свою казахстанскую продукцию, продвигать ее на внешние рынки", – подчеркнул Олжас Бектенов. На данный момент общий объем импорта машиностроительной продукции на рынке Евразийского союза составляет порядка $141 млрд. Казахстан уже экспортирует аккумуляторы, трансформаторы, кабели, локомотивы, автомобили и автобусы – имеются возможности для увеличения доли отечественного производства на рынке ЕАЭС. Руководитель Правительства обратил внимание на ситуацию в ряде секторов машиностроения и озвучил меры, способствующие решению актуальных вопросов. Так, в сельскохозяйственной отрасли при износе техники в 76% фактический темп обновления составляет 5% при норме – 6-8%. Для поддержки отечественных производителей сельхозтехники в текущем году было исключено субсидирование импортных аналогов. Кроме того, внедрен дифференцированный подход к субсидированию процентной ставки лизинга, при котором для местных производителей процент значительно ниже. Данные меры способствуют углублению локализации и ускорению модернизации парка отечественной техникой. Уровень износа железнодорожной техники оценивается в 55%. В 2024 году запущен механизм доступного лизингового финансирования, благодаря чему производство выросло в 1,5 раза. Олжас Бектенов отметил необходимость обеспечения потребностей перевозчиков в полном объеме, в первую очередь, за счет техники отечественного производства. Руководитель Правительства подчеркнул, что важно стимулировать запуск новых проектов как по производству готовой продукции, так и комплектующих изделий и запасных частей. Для поддержки внутренних производителей Премьер-министр поручил министерствам промышленности и финансов усилить контроль исполнения подрядчиками требований по отечественной доле в работах и услугах. На сегодня, несмотря на изъятия из госзакупок ряда машиностроительных товаров, фиксируются факты приобретения импортной продукции, скрытой в перечне закупок. Также перед Фондом "Самрук-Казына", одним из крупнейших потребителей продукции отечественных машиностроителей, поставлена задача по увеличению доли местного содержания в закупках холдинга до 89% к концу 2025 года. Олжас Бектенов поручил активнее использовать механизм офтейк и долгосрочных контрактов, предусматривая встречные обязательства бизнеса в целях обеспечения мультипликативного эффекта для роста экономики.
---
Производительность труда в машиностроении планируется увеличить в два раза
Председатель Союза машиностроителей Казахстана Мейрам Пшембаев на заседании Правительства отметил, что для дальнейшего развития отрасли работа ведется согласно утвержденному Комплексному плану по развитию машиностроения на 2024-2028 годы, включающему 79 мероприятий по 7 ключевым направлениям. В течение 5 лет предусмотрено финансирование АО "Фонд развития промышленности" в объеме 600 млрд тенге на создание новых и модернизацию действующих производств, АО "ДАМУ" на 50 млрд тенге, что позволит профинансировать МСБ коммерческими банками на сумму порядка 370 млрд тенге. "Поставленные целевые индикаторы по увеличению индекса физического объема в 2,2 раза, производства в денежном выражении в 4,5 раза, объема экспорта – в 3 раза, производительности труда – в 2 раза, инвестиций – в 1,5 раза. Мы планируем внести достойный вклад по удвоению ВВП страны к 2029 году, согласно поручению Президента", - отметил Мейрам Пшембаев. Глава государства в Послании текущего года поручил утвердить Национальный проект по модернизации энергетического и коммунального секторов. "У нас достаточно развито производство продукции для жилищно-коммунального хозяйства. Имеются потенциал и компетенции для производства энергетического оборудования. Несомненно, модернизация данных секторов увеличит емкость рынка, тем самым позволит повысить загрузку предприятий обрабатывающего сектора и открыть возможности для локализации новых производств", - подчеркнул Мейрам Пшембаев. Он попросил предоставить производителям полную информацию об объектах, планируемых к модернизации и потребности в машиностроительной продукции. Также было предложено внедрение действенного механизма заключения офтейк-контрактов в рамках Национального проекта. Председатель Союза машиностроителей Казахстана затронул вопрос повышения производительности труда. "Добиться более высокой производительности к 2029 году можно за счет использования робототехнических комплексов в производстве, что наглядно доказывает опыт стран с развитой экономикой. Предлагаем включить внедрение робототехнических комплексов в документы Системы государственного планирования, где необходимо четко прописать индикаторы роста производительности, предусмотреть механизмы поддержки со стороны государства", - резюмировал Мейрам Пшембаев.
---
Казахстанский автомобильный союз: в работе – 10 проектов по производству автокомпонентов, часть уже запущена
Президент ОЮЛ "Казахстанский автомобильный союз" Анар Макашева на заседании Правительства под председательством Премьер-министра Олжаса Бектенова доложила о развитии сферы автомобилестроения. Отечественный автопром на сегодня состоит из восьми предприятий по производству транспортных средств. За 9 месяцев 2024 года в Казахстане было произведено 91 тыс. единиц автотранспортных средств, при этом индекс промышленного производства составил 86,7%. "Глава государства в своем Послании отметил необходимость увеличения локализации и перехода на производство автокомпонентов. Уже сегодня наши производители взяли обязательства по углублению технологических операций по мелкоузловому производству, что является базой для развития производства автокомпонентов", - отметила Анар Макашева. На стадии реализации крупномасштабные проекты, такие как: мультибрендовый завод в г. Алматы, завод по производству автомобилей Kia в г. Костанай. "Данные проекты – это прямая кооперация с мировыми производителями. На предприятиях устанавливается современное оборудование, свыше 30% объема продукции сразу будет производиться мелкоузловым методом. Во всех странах мира было поэтапное развитие производства. Первая стадия развития автомобилестроения в Казахстане уже завершена", - подчеркнула Анар Макашева. На сегодня в работе - 10 проектов по производству автокомпонентов, часть из которых уже запущена. По словам главы автомобильного союза, это позволит частично снизить зависимость от импортных поставок, обеспечить стабильность производственных процессов, снижение стоимости выпускаемой продукции и создание рабочих мест. Промышленная кооперация между производителями транспортных средств и автокомпонентов налаживается на производственных площадках городов Костанай и Алматы. "Предлагается использовать кластерный метод путем создания пояса малого и среднего бизнеса вокруг действующих предприятий. То есть, если в Казахстане уже создано производство такого компонента, то все автопроизводители покупают у этого поставщика. Это исключает избыточное дублирование и дает возможность развития большего числа проектов в этой сфере", - пояснила Анар Макашева. Такие меры позволяют развивать компонентную базу и привлекать инвестиции в Казахстан. Более того, каждое рабочее место в производстве создает дополнительно 7-8 рабочих мест в смежных отраслях. Производители смогут увеличить локализацию и снизить стоимость автомобилей. "Перед нами стоит амбициозная задача по организации дополнительных рабочих мест в отрасли. Порядка 5 тыс. новых сотрудников необходимо уже в течение 2025 года. Президент отметил острую проблему дефицита отраслевых специалистов. Особенно чувствуется нехватка инженеров и представителей рабочих профессий. Все производители тесно сотрудничают с колледжами и высшими учебными заведениями по всему Казахстану. Но рабочие специальности менее популярны и количество заинтересованных студентов ограничено. Мы полностью поддерживаем инициативу Президента по повышению имиджа рабочих профессий и реформированию системы образования. Это гранты для инженеров, программы обмена опытом и дуального обучения, строительство общежитий. Здесь нужен системный подход. В свою очередь автопром предлагает гранты, обучение, социальный пакет для своих работников", - резюмировала Анар Макашева.
---
В производстве сельскохозяйственной техники прогнозируется рост до 300 млрд тенге в 2025 году
9 из 10 приобретаемых тракторов и комбайнов собраны в Казахстане. Об этом на заседании Правительства доложил президент Союза промышленных инвесторов Кайрат Еламанов. По его словам, годовой объем производства сельскохозяйственной техники составляет 263 млрд тенге, прогнозируется рост до 300 млрд тенге в 2025 году. В отрасли сельскохозяйственного машиностроения выпускаются тракторы и зерноуборочные комбайны на 8 предприятиях, которые уже полностью обеспечивают ежегодную потребность фермеров в данной техники. Еще более 20 предприятий занимаются выпуском прицепной и навесной сельскохозяйственной техники, оборудования. Импортозависимость по ней ежегодно снижается. На сегодняшний день по каждой выпускаемой модели тракторов, комбайнов, а также по навесной и прицепной сельскохозяйственной технике выполняются операции по сварке, раскрою, резке, гибке и окраске. С опережением графика освоены сварка и окраска кабин тракторов, а также изготовление пластиковых деталей элементов корпуса энергонасыщенных тракторов. В следующем году производители планируют освоить операции по изготовлению зерновых бункеров, наклонных камер, измельчителей и кабин комбайнов. Крупнейший в стране локализационный центр сельскохозяйственного машиностроения в Костанае ежегодно выпускает 25 тыс. единиц узлов, агрегатов, компонентов и запасных частей для сельхозтехники и автопрома. Решение о субсидировании фермеров при приобретении отечественной сельскохозяйственной техники в текущем году уже достигает эффекта: заинтересованность иностранных производителей к локализации положительно повлияет на рост производства и увеличение номенклатуры сельскохозяйственной техники. Сейчас ведутся предметные переговоры с иностранными производителями по локализации ранее ввозимой техники на действующих площадках. Это увеличит как объем производства, так и рабочие места в 2025 году. Планируется локализовать посевную технику AMAZONE, тракторы ZOOMLION, комбайны SAMPO. "На следующий год планируется выделение 200 млрд тенге на льготный лизинг сельскохозяйственной техники для фермеров под 4-5%. Если бы даже половина средств выделялась в АО "Казагрофинанс" с января, до начала посевных работ, а вторая в июне, до начала уборочных работ, то две отрасли в стране – АПК и сельскохозяйственное машиностроение – гарантированно работали бы на развитие экономики страны", - отметил Кайрат Еламанов. Важным, по его словам, остается вопрос экспорта тракторов. Однако загвоздка в неинтегрированных системах электронных паспортов самоходных машин между Казахстаном и Россией. С Беларусью обмен данными уже происходит. Другим, не менее перспективным направлением промышленности, является производство бытовой техники. Основные предприятия новой отрасли находятся в городах Сарань и Алматы. В этом году на мощностях трех предприятий произведено порядка 200 тыс. единиц бытовой техники. До конца года планируется нарастить объемы. "Введенные в этом году изменения в Налоговый кодекс по НДС позволили установить четкий порядок реализации продукции по всей цепочке от производителя до конечного клиента. Удалось не только привлечь на производство ведущие мировые компании, но и снизить цену для покупателей техники. На текущий момент уже освоены операции по литью пластиковых деталей элементов корпусов телевизоров и водонагревателей, заготовке, сварке, эмалированию и покраске деталей духовок, стиральных машин, печей и вытяжек, а также изготовление упаковки", - сообщил Кайрат Еламанов. В ближайшие годы планируется освоение производства печатной платы и штамповки металлических изделий.
---
По итогам 9 месяцев 2024 года в Казахстане произведено более 5 тыс. тракторов и комбайнов
В Казахстане планируют увеличить объемы производства машиностроительной продукции в 2 раза к 2028 году. Об этом на заседании Правительства под председательством Премьер-министра Олжаса Бектенова доложил министр промышленности и строительства Канат Шарлапаев. Институциональная основа развития машиностроительной отрасли определена в Законе "О промышленной политике", принятой в 2021 году, и Комплексном плане развития машиностроения на 2024–2028 годы, утвержденной в 2023 году. Стоят задачи по повышению конкурентоспособности машиностроительных предприятий путем создания доступных финансовых инструментов, внедрения новых технологий, усиления подготовки кадров, увеличения местного содержания и продвижения экспорта. Как отметил министр, обрабатывающая промышленность догнала по своим объемам добывающую и продолжает расти. Одну из лидирующих позиций занимает машиностроительная отрасль – почти 20%. В отрасли действуют порядка 4 тыс. компаний, на которых занято более 120 тыс. человек. Согласно международному опыту, создание в отрасли одного рабочего места стимулирует появление порядка семи-восьми рабочих мест в смежных отраслях. Одним из основных преимуществ развития машиностроения является его мощный мультипликативный эффект. За 9 месяцев 2024 года в отрасль привлечено порядка 124 млрд тенге инвестиций, рост в 2 раза. Объем производства составил более 3 трлн тенге. Индекс физического объема 104,2%. В структуре машиностроения наибольшую долю занимают автомобилестроение, железнодорожное и электротехническое машиностроение. По итогам 9 месяцев текущего года выпущено более 82 тыс. единиц легковых автомобилей. Поставлен акцент на увеличении производства автомобилей мелкоузловой сборкой. Подходит к завершению строительство завода по выпуску автомобилей CHANGAN, HAVAL, CHERY с производством, полностью основанным на мелкоузловой сборке, мощность 90 тыс. единиц. Ведется строительство завода по производству автомоблией KIA. Сумма инвестиций $200 млн. Запущен проект по производству легковых автомобилей Geely, Exeed, KAIYI на сумму $150 млн. Дальнейшее развитие сектора планируется за счет углубления локализации и освоения производства компонентной базы. В текущем году ожидается запуск серийного производства мультимедийных систем и автокресел в городе Алматы. "В железнодорожном машиностроении предприятиями произведено продукции на сумму 423 млрд тенге, рост в 1,5 раза. По итогам года ставим задачу обеспечить рост производства грузовых вагонов в 4 раза – до 2 тыс. единиц, пассажирских вагонов до 122 единиц и локомотивов до 130 единиц. Налажено производство локомотивов по технологиям компаний Wabtec и Alstom, а также грузовых и пассажирских вагонов", - сообщил Канат Шарлапаев, подчеркнув, что железнодорожное машиностроение характеризуется огромным потенциалом для развития. В настоящее время общий парк подвижного состава составляет порядка 139 тыс. единиц. Средний износ – 55%. В этой связи, ведется работа по запуску новых проектов. В текущем году компанией "ТексолТранс" началась реализация проекта по производству грузовых вагонов и цистерн мощностью 6 тыс. единиц в год. В 2025 году запускается производство пассажирских вагонов на заводе "Штадлер Казахстан" мощностью 100 единиц в год. "Семипалатинский машиностроительный завод" ведет работу по организации производства полувагонов в количестве 600 единиц в год. Реализуется проект по созданию бандажного комплекса "Railcast Systems". Срок запуска 2025-2026 годы. В 2025 году "Востокмашзавод" планирует завершить модернизацию цеха, что обеспечит импортозамещение среднего и крупного вагонного литья. Также в конце 2024 года планируется запустить завод по производству пружин в Костанайской области. "В сельскохозяйственном машиностроении за последние 5 лет объемы производства в натуральном выражении выросли в 4 раза. По итогам 9 месяцев текущего года произведено более 5 тыс. тракторов и комбайнов. Казахстанские сельхозтоваропроизводители обеспечены современной техникой отечественного производства, в том числе мировых брендов Claas, Horsch, Deutz Fahr. В текущем году привлечены новые крупные инвесторы – Amazone и Zoomlion. Запущено производство крупногабаритных деталей: кабины тракторов и бункеры комбайнов. Налажена кооперация между производителями и смежными производствами", - подчеркнул министр. Он также сообщил, что в городе Костанае создан Локализационный центр, где организованы цеха по производству компонентной базы. Дальнейшее развитие сектора будет сфокусировано на наращивании выпуска навесной и прицепной техники, производство которых не в полной мере покрывают потребность внутреннего рынка. Канат Шарлапаев отметил, что сектор электротехнического машиностроения характеризуется наибольшей конкурентоспособностью, что подтверждается ежегодными объемами экспорта трансформаторов, аккумуляторов, конденсаторов и кабельной продукции. В секторе ведется работа по обеспечению загрузки предприятий путем введения приоритетного закупа в государственных закупках и повышения внутристрановой ценности в закупках недропользователей. По итогам 9 месяцев наблюдается рост производства свинцовых аккумуляторов и кабельно-проводниковой продукции в среднем на 17%. С целью освоения новых видов товаров запускают проекты по производству энергоэффективных трансформаторов и промышленных аккумуляторов. "Отечественными производителями выпускаются кухонные бытовые плиты, мини-печи, стиральные машины, телевизоры, водонагреватели, пылесосы, вытяжки. Мы ставим себе задачу по масштабированию производства товаров народного потребления путем привлечения международных инвесторов. В секторах нефтегазового и горно-металлургического машиностроения отмечается рост производственных показателей. В стране имеются мощности по выпуску насосов и компрессоров, клапанов, запорной арматуры, гидравлического и пневматического оборудования. Принимаются меры для снижения доли импорта нефтегазового и горно-металлургического машиностроения. По итогам 2023 года он превысил $3 млрд. В этой связи, нами начата работа по изменению законодательства в части введения ответственности за заключение долгосрочных офтейк–контрактов", - информировал Канат Шарлапаев. В отрасли машиностроения сформированы 2 устойчивых кластера в городах Экибастуз и Сарань. В Экибастузе сформирован кластер из 6 предприятий, производящих широкий спектр изделий для железнодорожной отрасли с общей численностью 2 тыс. человек. Дополнительно реализуются 3 проекта на 104 млрд тенге. В Сарани сформирован кластер из 6 предприятий, 3 из которых относятся к машиностроительной отрасли. Удалось добиться диверсификации экономик данных городов, что позволило вывести Сарань из статуса моногорода. Дополнительно прорабатывается реализация 2 новых проектов машиностроения, в том числе проект по созданию локализационного центра для производства электрокомпонентов для бытовой техники. В дальнейшем планируется кластерный подход распространить и на другие секторы машиностроения. Министерством принимается ряд важных мер поддержки отечественных предприятий: - в целях увеличения доли производимой в Казахстане продукции усилена работа по заключению долгосрочных договоров и офтейк-контрактов; - в рамках государственных закупок введен приоритетный закуп более 1,5 тыс. машиностроительных товаров; - прорабатывается вопрос с финансированием проектов машиностроения, потребность составляет 600 млрд тенге на 5 лет; - Министерством совместно с предприятиями ведется работа по усилению целевой подготовки кадров на основе дуального обучения. |