akzhol.kz, 30 октября
(тезисы выступления на пленарном заседании Мажилиса)
Уважаемые коллеги. ● Считаем нужным напомнить, что в послании 2023 года "Экономический курс Справедливого Казахстана" президент К.Токаев обозначил несколько важных подходов, цитирую: "На текущем этапе самая важная задача – это формирование прочного промышленного каркаса страны, обеспечение экономической самодостаточности". "Через новую промышленную политику нам предстоит перейти к качественно другой модели развития" - цитата окончена. ● Но по факту, в предложенном проекте бюджета не произошло особых изменений ни в направлениях, ни в инструментах бюджетной политики. Да, по некоторым параметрам меняются проценты, и то не всегда в лучшую сторону. Но менять нужно не отдельные проценты, а базовые подходы, экономическую модель, как сказал президент. ● Вместо этого мы видим проедание Национального фонда. Если увеличение изъятий в текущем году еще можно оправдать восстановлением ущерба от небывалых паводков, то дальнейшие трансферты вызывают определенные сомнения. Так, в 2025 г. планируется привлечь целевой трансферт в размере 3 трлн 300 млрд тенге. Напомню, что при обсуждении трехлетнего бюджета ровно год назад мы с вами, уважаемые коллеги, поддержали план правительства с 2025 года полностью отказаться от целевых трансфертов из Нацфонда. В утвержденном нами тогда бюджете в этой графе на 2025 и 2026 годы стоит цифра 0. А теперь вдруг не ноль, а сразу 3,3 триллиона затрат. ● Между тем, ст.23 Бюджетного кодекса РК допускает использование целевых трансфертов из Нацфонда только в двух случаях: для финансирования антикризисных программ в период спада экономики, или для социальных программ и стратегических инфраструктурных проектов при отсутствии альтернативных источников их финансирования. Но правительство не заявляло о наличии антикризисной программы, как не заявляло и о наличии кризиса, который наблюдают все остальные. А альтернативные источники финансирования, на наш взгляд, имеются и об этом фракция "Ак жол" говорит при каждом обсуждении бюджета – от требований раскрыть и пересмотреть условия СРП по крупнейшим нефтегазовым проектам, справедливому налогообложению банков – и до адекватного вклада в бюджет со стороны квазигоссектора и нацкомпаний, хотя бы на уровне 70% от прибыли вместо нынешних 10-12%. Другой момент – также в прошлом году мы утвердили планы правительства в 2025 году обеспечить накопление активов Нацфонда в размере 80,7 млрд долларов США. А теперь нам предлагают согласиться, что в 2025 г. Нацфонд будет иметь не 80,7 а 62,2 млрд, т.е. на 18,5 млрд долларов меньше. Но не раскрывается, куда исчезли эти 18,5 млрд долларов, почему Нацфонд их недосчитался и кто персонально за это отвечает? ● Да, можно сослаться, что проект бюджета в прошлом году формировало другое правительство, но фракцию "Ак жол" такие объяснения не устраивают. Независимо от фамилий министров, экономическая политика государства должна быть последовательной и поступательной, тем более, что и предыдущее, и нынешнее правительства состоят из одной и той же партии. Тем более, что ежегодные Послания президента, на которые опирается правительство, не отменяют, а дополняют и развивают друг друга. ● Также вызывают вопросы темпы роста совокупного государственного долга. Расходы на обслуживание займов в 2025 году увеличатся сразу на 20% и составят 6 трлн 100 млрд. Это 38% от всех доходов республиканского бюджета (без учета трансфертов из Национального фонда), что повышает риски платежеспособности государства. Между тем, в долг берешь чужие деньги и на время, а отдавать придется свои и навсегда. При этом, в проекте бюджета не раскрывается информация, по какой ставке, на какой срок, из каких источников планируется привлекать заемные средства, что свидетельствует о непрозрачности заимствований в том числе на покрытие дефицита бюджета. Как и в случае с Нацфондом, предложение узаконить такой подход вызывает обоснованные сомнения. ● Демпартию "Ак жол" особенно настораживает нарастающий разрыв между ростом расходов на безвозвратные затраты и - сокращением финансирования, формирующего доходную базу бюджета. Так, расходы на социальную сферу предлагается увеличить на 15% - с 9,9 трлн в 2024 г., до 11,4 трлн в 2027 г; А финансирование реального сектора, напротив, предлагается сократить почти на 30% - с 3,1 трлн до 1,8 трлн. Все это противоречит базовым принципам экономики: наращивание расходов без симметричного роста производства – это инфляционная бомба и закрепление импортозависимости. Значит, и Нацбанк продолжит задирать базовую ставку, проценты по кредитам останутся грабительскими, инвестиции останутся нерентабельными, а курс тенге останется нестабильным. На наш взгляд, все это мало соответствует задачам формирования прочного промышленного каркаса, обеспечения экономической самодостаточности или перехода к качественно другой модели развития, о чем говорил президент. Кроме того, естественным следствием такого расхождения бюджетной политики станет дальнейшее нарастание социального разрыва между богатыми и бедными. ● Очень парадоксальными и труднообъяснимыми выглядят подходы в поддержке МСБ. Так, на кредитование приоритетных проектов (по программе 087) финансирование увеличивается со 198 млрд тг в 2025 г до 263 млрд тг в 2027 г., т.е. более чем на 30%. В то же время, количество субъектов предпринимательства, получающих меры финансовой поддержки предложено сократить с почти 7 тысяч субъектов в текущем году 2024 г. – до одной тысячи в 2025 г. И до 1300 в 2027 – т.е. сразу в 6 раз! Это противоречие имело бы какое-то объяснение, если бы речь шла о переходе к финансированию особо прорывных и мощных предприятий. Но такое предположение опровергается планами по созданию новых рабочих мест этими самыми предприятиями – от 3 тыс в текущем году до 1100 рабочих мест в 2027 г. – получается менее 1 нового рабочего места на одно профинансированное предприятие. Это явно не какие-то особо значимые проекты, а точно такие же, как и прежде. Но теперь поддержку получат не 7 тысяч предпринимателей, а только 1 тысяча, зато в деньгах они получат в 7 раз больше. Такая "избирательность" создает неконкурентные условия и нуждается в настройке регулирования программы, которая в документе отсутствует. В целом в предложенном документе очевиден не только дефицит идей, но и дефицит воли что-то реально менять. ● Мы видим усилия Правительства, которые приносят позитивные результаты в ряде отраслей, о чем например, сообщалось на вчерашнем заседании Правительства. Однако отмеченные выше противоречия позволяют предположить, что эти результаты достигаются во многом не благодаря, а вопреки обстоятельствам, залогом чего выступает упорство и предприимчивость бизнеса. ● Исходя из изложенного, фракция "Ак жол" не может поддержать предложенный проект бюджета. При этом надеемся, что практическая работа Правительства будет более эффективной, чем это изложено в проекте на бумаге. Благодарю за внимание. |