NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Воскресенье 10.11.2024 09:28 ast
07:28 msk

Фракция "Ак жол" не поддержала проект бюджета на 2025-2027 годы
А.Перуашев: В предложенном проекте бюджета не произошло особых изменений ни в направлениях, ни в инструментах бюджетной политики. Да, по некоторым параметрам меняются проценты, и то не всегда в лучшую сторону. Но менять нужно не отдельные проценты, а базовые подходы, экономическую модель, как сказал президент. Вместо этого мы видим проедание Национального фонда
31.10.2024 / политика и общество

akzhol.kz, 30 октября

(тезисы выступления на пленарном заседании Мажилиса)

Уважаемые коллеги.
● Считаем нужным напомнить, что в послании 2023 года "Экономический курс Справедливого Казахстана" президент К.Токаев обозначил несколько важных подходов, цитирую:
"На текущем этапе самая важная задача – это формирование прочного промышленного каркаса страны, обеспечение экономической самодостаточности".
"Через новую промышленную политику нам предстоит перейти к качественно другой модели развития" - цитата окончена.
● Но по факту, в предложенном проекте бюджета не произошло особых изменений ни в направлениях, ни в инструментах бюджетной политики.
Да, по некоторым параметрам меняются проценты, и то не всегда в лучшую сторону.
Но менять нужно не отдельные проценты, а базовые подходы, экономическую модель, как сказал президент.
● Вместо этого мы видим проедание Национального фонда.
Если увеличение изъятий в текущем году еще можно оправдать восстановлением ущерба от небывалых паводков, то дальнейшие трансферты вызывают определенные сомнения.
Так, в 2025 г. планируется привлечь целевой трансферт в размере 3 трлн 300 млрд тенге.
Напомню, что при обсуждении трехлетнего бюджета ровно год назад мы с вами, уважаемые коллеги, поддержали план правительства с 2025 года полностью отказаться от целевых трансфертов из Нацфонда. В утвержденном нами тогда бюджете в этой графе на 2025 и 2026 годы стоит цифра 0.
А теперь вдруг не ноль, а сразу 3,3 триллиона затрат.
● Между тем, ст.23 Бюджетного кодекса РК допускает использование целевых трансфертов из Нацфонда только в двух случаях: для финансирования антикризисных программ в период спада экономики, или для социальных программ и стратегических инфраструктурных проектов при отсутствии альтернативных источников их финансирования.
Но правительство не заявляло о наличии антикризисной программы, как не заявляло и о наличии кризиса, который наблюдают все остальные.
А альтернативные источники финансирования, на наш взгляд, имеются и об этом фракция "Ак жол" говорит при каждом обсуждении бюджета – от требований раскрыть и пересмотреть условия СРП по крупнейшим нефтегазовым проектам, справедливому налогообложению банков – и до адекватного вклада в бюджет со стороны квазигоссектора и нацкомпаний, хотя бы на уровне 70% от прибыли вместо нынешних 10-12%.
Другой момент – также в прошлом году мы утвердили планы правительства в 2025 году обеспечить накопление активов Нацфонда в размере 80,7 млрд долларов США.
А теперь нам предлагают согласиться, что в 2025 г. Нацфонд будет иметь не 80,7 а 62,2 млрд, т.е. на 18,5 млрд долларов меньше.
Но не раскрывается, куда исчезли эти 18,5 млрд долларов, почему Нацфонд их недосчитался и кто персонально за это отвечает?
● Да, можно сослаться, что проект бюджета в прошлом году формировало другое правительство, но фракцию "Ак жол" такие объяснения не устраивают. Независимо от фамилий министров, экономическая политика государства должна быть последовательной и поступательной, тем более, что и предыдущее, и нынешнее правительства состоят из одной и той же партии.
Тем более, что ежегодные Послания президента, на которые опирается правительство, не отменяют, а дополняют и развивают друг друга.
● Также вызывают вопросы темпы роста совокупного государственного долга.
Расходы на обслуживание займов в 2025 году увеличатся сразу на 20% и составят 6 трлн 100 млрд. Это 38% от всех доходов республиканского бюджета (без учета трансфертов из Национального фонда), что повышает риски платежеспособности государства.
Между тем, в долг берешь чужие деньги и на время, а отдавать придется свои и навсегда.
При этом, в проекте бюджета не раскрывается информация, по какой ставке, на какой срок, из каких источников планируется привлекать заемные средства, что свидетельствует о непрозрачности заимствований в том числе на покрытие дефицита бюджета.
Как и в случае с Нацфондом, предложение узаконить такой подход вызывает обоснованные сомнения.
● Демпартию "Ак жол" особенно настораживает нарастающий разрыв между ростом расходов на безвозвратные затраты и - сокращением финансирования, формирующего доходную базу бюджета.
Так, расходы на социальную сферу предлагается увеличить на 15% - с 9,9 трлн в 2024 г., до 11,4 трлн в 2027 г;
А финансирование реального сектора, напротив, предлагается сократить почти на 30% - с 3,1 трлн до 1,8 трлн.
Все это противоречит базовым принципам экономики: наращивание расходов без симметричного роста производства – это инфляционная бомба и закрепление импортозависимости.
Значит, и Нацбанк продолжит задирать базовую ставку, проценты по кредитам останутся грабительскими, инвестиции останутся нерентабельными, а курс тенге останется нестабильным.
На наш взгляд, все это мало соответствует задачам формирования прочного промышленного каркаса, обеспечения экономической самодостаточности или перехода к качественно другой модели развития, о чем говорил президент.
Кроме того, естественным следствием такого расхождения бюджетной политики станет дальнейшее нарастание социального разрыва между богатыми и бедными.
● Очень парадоксальными и труднообъяснимыми выглядят подходы в поддержке МСБ.
Так, на кредитование приоритетных проектов (по программе 087) финансирование увеличивается со 198 млрд тг в 2025 г до 263 млрд тг в 2027 г., т.е. более чем на 30%.
В то же время, количество субъектов предпринимательства, получающих меры финансовой поддержки предложено сократить с почти 7 тысяч субъектов в текущем году 2024 г. – до одной тысячи в 2025 г. И до 1300 в 2027 – т.е. сразу в 6 раз!
Это противоречие имело бы какое-то объяснение, если бы речь шла о переходе к финансированию особо прорывных и мощных предприятий.
Но такое предположение опровергается планами по созданию новых рабочих мест этими самыми предприятиями – от 3 тыс в текущем году до 1100 рабочих мест в 2027 г. – получается менее 1 нового рабочего места на одно профинансированное предприятие.
Это явно не какие-то особо значимые проекты, а точно такие же, как и прежде. Но теперь поддержку получат не 7 тысяч предпринимателей, а только 1 тысяча, зато в деньгах они получат в 7 раз больше.
Такая "избирательность" создает неконкурентные условия и нуждается в настройке регулирования программы, которая в документе отсутствует.
В целом в предложенном документе очевиден не только дефицит идей, но и дефицит воли что-то реально менять.
● Мы видим усилия Правительства, которые приносят позитивные результаты в ряде отраслей, о чем например, сообщалось на вчерашнем заседании Правительства.
Однако отмеченные выше противоречия позволяют предположить, что эти результаты достигаются во многом не благодаря, а вопреки обстоятельствам, залогом чего выступает упорство и предприимчивость бизнеса.
● Исходя из изложенного, фракция "Ак жол" не может поддержать предложенный проект бюджета.
При этом надеемся, что практическая работа Правительства будет более эффективной, чем это изложено в проекте на бумаге.
Благодарю за внимание.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Рабочий график гпавы государства 31.10.2024
Мажилис утвердил республиканский бюджет на 2025-2027 годы 31.10.2024
Вызывает сомнение компетентность лиц, отвечающих за национальную экономику 31.10.2024
Фракция "Ак жол" не поддержала проект бюджета на 2025-2027 годы 31.10.2024
Проект реформы системы фитосанитарного контроля представили в Правительстве 31.10.2024
Казахстан-Грузия: новый уровень взаимодействия в электоральной сфере 31.10.2024
Рабочий график главы государства 30.10.2024
Председатель Мажилиса принял участие в торжественном приеме ко Дню Турецкой Республики 30.10.2024
Фракция партии "AMANAT" в Мажилисе рассмотрела проект республиканского бюджета 30.10.2024
В Правительстве рассмотрели вопросы развития машиностроения и меры поддержки отечественного производства 30.10.2024

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
10.11.24 Воскресенье
79. КУПЧИШИН Анатолий
78. МУКУШЕВ Айтмаганбет
77. НУРГОЖАЕВ Байкожа
72. ДОСПАНОВ Бахытжан
72. МАМЫРБАЕВ Рахимбек
70. ДЖАРБУСЫНОВА Мадина
69. ТОГУЗБАЕВА Кулимхан
68. АЙСИНА Майра
67. КАСЫМОВ Талап
67. МУЛДАХМЕТОВ Марат
66. КУРМАНБАЕВА Шырын
65. ЧЕРНЯВСКАЯ Ольга
62. САТЫМБЕКОВ Шаймерден
62. УМБЕТАЛИН Абай
61. КЫДЫРБАЕВ Досым
...>>>
11.11.24 Понедельник
81. КУНАНБАЕВА Салима
79. ДЖУМАНБЕКОВ Дженисбек
76. ЛЕВЧЕНКО Владимир
74. БАЙЖАНОВ Сабихан
74. ЖАКУПОВ Серикхан
71. БЕРЕЗИН Владимир
71. ОВЧЕРЕНКО Анатолий
70. ШАЯХМЕТОВ Айдар
68. ОСЕРБАЕВ Мурат
65. ДОСБАЕВ Максут
61. КОЙШИКУЛОВ Туралы
55. БАЛАХМЕТОВ Болат
51. ТЕН Александр
50. ЖАХАНОВ Бахыт
49. ШАКИРОВА Асем
...>>>
12.11.24 Вторник
76. АБДУКАМАЛОВ Оpалбай
72. ОРДАБАЕВ Бакытжан
66. ДЖАМАНБАЛИН Кадыргали
63. ИСАБЕКОВ Аманберле
62. МУСИН Хобланды
59. КЕЛЕСОВ Нурлан
59. НЕСТЕРЕНКО Сергей
58. МЫРЗАХМЕТОВ Алтай
56. АЙДАРКУЛОВА Багдагуль
54. САРСЕНОВ Сагиятулла
53. ТУЛЕГЕНОВ Амирбек
52. ОКАУЛЫ Арман
51. БУРКИНА Елена
48. КАНАДАНОВА Жанар
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz