27 ноября, Астана, Дом Мажилиса
Сегодня на пленарном заседании Мажилиса депутаты под председательством Спикера Палаты Ерлана Кошанова одобрили в первом чтении проект Водного кодекса с сопутствующими ему поправками, а также приняли закон по вопросам противодействия незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров во втором чтении и поправки в Закон "О республиканском бюджете на 2024-2026 годы". Кроме того, ратифицировали ряд международных документов. Одним из главных вопросов повестки дня стало рассмотрение поправок в Закон "О республиканском бюджете на 2024-2026 годы". С изменениями депутатов ознакомили заместитель Премьер-министра – министр национальной экономики Нурлан Байбазаров, министр финансов Мади Такиев и председатель Национального банка Тимур Сулейменов. Поправки были разработаны в связи с уточнением прогноза параметров бюджета и Национального фонда на 2024 год в рамках Прогноза социально-экономического развития страны на 2024-2028 годы. В частности, прогнозируется уменьшение по налоговым поступлениям на 3,1 трлн тенге, а по неналоговым поступлениям – рост на 1,1 трлн тенге. В этой связи уточненные доходы республиканского бюджета оцениваются в объеме 14,1 трлн тенге, что на 2 трлн тенге ниже утвержденного плана. Как отметил руководитель рабочей группы Еркин Абил, в результате планируется дополнительно привлечь из Нацфонда 2 трлн тенге в виде целевого трансферта, таким образом, его общая сумма составит 3,6 трлн тенге. Средства будут направлены на поддержание уровня регионального роста и финансирование социально значимых и стратегически важных инфраструктурных проектов в условиях рисков снижения темпов роста ВВП. Заслушав доклады, депутаты задали представителям ответственных госорганов уточняющие вопросы. По итогам прений мажилисмены решили принять и направить закон в Сенат для дальнейшего рассмотрения. Подводя итоги обсуждения, Председатель Мажилиса Ерлан Кошанов призвал Правительство прибегать к корректировкам максимально сбалансированно во избежание негативных последствий для экономики. Он обратил внимание, что даже без учета сегодняшнего уточнения бюджета в него уже были внесены 10 корректировок. – Постоянные корректировки расхолаживают прежде всего самих администраторов программ. Потому как понимание, что бюджет можно изменить в течение года, снижает качество планирования расходов. К тому же зачастую оптимизация расходов через корректировку позволяет администраторам программ создать по итогам года благоприятную картину по освоению выделенных средств. В итоге все это негативно влияет на долгосрочное планирование и снижает прогнозируемость экономической политики, – отметил Ерлан Кошанов. Также был принят закон с изменениями и дополнениями по вопросам противодействия незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров во втором чтении. Поправки инициированы парламентариями во исполнение соответствующих поручений Президента. В частности, по информации руководителя рабочей группы Дмитрия Колоды, разграничена ответственность между производством и сбытом наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов. – Предлагается выделить в отдельную новую статью 297-1 УК РК незаконные изготовление, переработку, производство в целях сбыта наркотических средств, за которые предусмотрена ответственность в виде лишения свободы от 15 до 20 лет либо пожизненное лишение свободы с конфискацией имущества. В поправках четко разграничены понятия "изготовление" и "производство" наркотиков, основным признаком последнего является "серийность", – сообщил депутат. Вместе с тем незаконные приобретение, хранение, перевозку в целях сбыта, пересылку либо сбыт наркотических средств предлагается оставить в статье 297 УК РК, где наказание остается жестким, но будет варьироваться в зависимости от квалифицирующих признаков. Максимальное наказание – до 20 лет лишения свободы с конфискацией имущества. Другие нормы направлены на усиление ответственности за распространение наркотиков, незаконный оборот прекурсоров и нарушение правил обращения с ними. Первое чтение прошли проект Водного кодекса и сопутствующие ему поправки по вопросам охраны и использования водных ресурсов, разработанные в соответствии с поручением Главы государства по совершенствованию водного законодательства с учетом изменения климата и политики соседних государств. Законопроекты депутатам представил министр водных ресурсов и ирригации Нуржан Нуржигитов. – В новом кодексе основной акцент ставится на охрану водных ресурсов от истощения и загрязнения и только потом – на экономическую потребность. Это является одним из принципиальных отличий нового Водного кодекса от действующего, – подчеркнул докладчик. Он рассказал, что для предотвращения истощения водных объектов вводится понятие "экологический сток", представляющий собой объем воды, который подлежит оставлению в природе. Расширяются требования по охране водных объектов, в первую очередь, малых рек и озер. В рамках стимулирования водосбережения разрешительные документы на использование воды будут выдаваться только при наличии плана по поэтапному переходу на оборотное или повторное водоснабжение. В отдельную главу выведен вопрос безопасности гидротехнических сооружений. Совершенствуется политика управления паводками и засухой с определением ответственности и полномочий госорганов всех уровней. Впервые на законодательном уровне регулируются вопросы технического аудита систем водоснабжения. В сфере цифровизации водной отрасли предусматривается создание Национальной информационной системы, функционирование которой обеспечит Информационно-аналитический центр водных ресурсов. – Рабочей группой проработан ряд вопросов, предусматривающих регламентацию правил по предоставлению водохозяйственных сооружений в аренду или доверительное управление, широкое участие общественности в управлении, усиление контрольных и надзорных функций, вовлечение в оборот альтернативных источников воды (ливневые, талые и сточные воды), и других, – поделился в содокладе руководитель рабочей группы Павел Казанцев. Кроме того, депутаты ратифицировали три соглашения о займах: с Азиатским Банком Развития (по обычным операциям, в рамках Подпрограммы 1 Программы фискального управления и реформ финансового сектора), Азиатским Банком Инфраструктурных Инвестиций (в рамках той же подпрограммы) и Международным Банком Реконструкции и Развития (на финансирование политики развития "Инклюзивный и устойчивый рост экономики"). Министр финансов Мади Такиев сообщил, что в соответствии с документами Правительство планирует осуществить заимствования на 52,3 млрд, 52,7 млрд и 84,9 млрд йен соответственно на динамичное социально-экономическое развитие страны. Срок погашения по первым двум составит по 15 лет, включая трехлетний льготный период, по последнему – 11 лет с учетом пятилетнего льготного периода. Эти условия позволяют Казахстану эффективно планировать свои финансовые обязательства и избежать резких бюджетных дефицитов. Также Мажилис согласился с поправками Сената в Закон "О республиканском бюджете на 2025-2027 годы". Профильные комитеты приняли в работу ряд новых ратификационных законопроектов, которые касаются Протокола с поправками в Договор об учреждении Евразийского фонда стабилизации и развития от 9 июня 2009 года, Соглашения с правительством Саудовской Аравии о реализации проекта ветровой электростанции, Соглашения с правительством России о проектах строительства угольных теплоэлектроцентралей в городах Кокшетау, Семее и Усть-Каменогорске, а также Соглашения с Кипром о передаче осужденных лиц. В заключение пленарного заседания мажилисмены направили 10 депутатских запросов государственным органам по актуальным социальным и экономическим темам.
---
Изъятие денег из Нацфонда неизбежно приведет к истощению его активов – мажилисмен Евгений Дубинский, ktk.kz, 27 ноября
Депутаты вновь напомнили правительству о его порочных привычках. Речь идет об очередном намерении Кабмина взять из Нацфонда еще 2 триллиона тенге. Денег якобы не хватает на нормальное развитие регионов. Елнур Бейсенбаев, депутат Мажилиса Парламента РК: – Несмотря на строгое предупреждение президента, правительство заложило в бюджет больше 5 с половиной триллионов тенге из Национального фонда. В 2024 году из Нацфонда будет изъято больше 6 с половиной триллионов, в 2025 году – еще 5,3 триллиона. Получается 24 миллиарда долларов, а это более трети от всего объема Национального фонда, что неизбежно приведет к истощению его активов. В правительстве дефицит бюджета объясняют тем, что казна недополучила налогов. Случилось это из-за снижения объемов добычи нефти, возврата НДС, уменьшения импорта и в целом нестабильности мировых цен на сырье. Остались недовольны депутаты не только этими доводами, но и тем, что правительство целых 10 раз уточняло бюджет. Парламентарии упрекнули министров и их ведомства, что они не могут посчитать, сколько конкретно им понадобится денег хотя бы на год. Но, несмотря на многочисленные возмущения, Мажилис все же одобрил проект бюджета. Ерлан Кошанов, председатель Мажилиса Парламента РК: – Даже без учета сегодняшнего уточнения бюджета вы уже провели 10 корректировок. Однако постоянные корректировки расхолаживают, прежде всего самих администраторов программ. Потому понимание, что бюджет можно изменить в течение года, снижает качество планирования расходов. В итоге все это негативно влияет на долгосрочное планирование и снижает прогнозируемость экономической политики.
---
ДЕПУТАТЫ МАЖИЛИСА ЕДИНОГЛАСНО ОДОБРИЛИ ПРОЕКТ НОВОГО ВОДНОГО КОДЕКСА НА ПЕРВОМ ЧТЕНИИ МВРИ, 27 ноября
Министр водных ресурсов и ирригации Нуржан Нуржигитов представил на заседании Мажилиса Парламента обновленный проект нового Водного кодекса, разработанный совместно с депутатами нижней палаты Парламента и экспертами. Документ состоит из 121-ой статьи, 14-ти глав и 6-ти разделов. Разработка Водного кодекса велась по пяти основным принципам. Это признание воды неотъемлемой частью окружающей среды, основы жизнедеятельности населения и экономического развития, признание государством экономической ценности водных ресурсов при их использовании, комплексное использование поверхностных и подземных вод, водосбережение, основанное на эффективном и рациональном использовании водных ресурсов, привлечение общественности к решению задач по охране и использованию водного фонда. В новом кодексе впервые вводится понятие "водная безопасность". Оно охватывает защиту населения и экономики от дефицита воды и загрязнения водных объектов. Для предотвращения истощения водных объектов вводится понятие "экологический сток" – минимально допустимый уровень воды для поддержания экосистем рек, озер и морей. Расширены требования по охране водных объектов. В первую очередь – малых рек и озер. В частности, запрещается строительство глухих плотин на малых реках. Для комплексного использования поверхностных и подземных вод, а также воссоздания Национальной гидрогеологической службы предусмотрена передача функции управления подземными водными ресурсами от других уполномоченных и местных исполнительных органов Министерству водных ресурсов и ирригации. Также новый кодекс предусматривает разработку Генерального плана интегрированного управления водными ресурсами и бассейновых планов. Эти документы будут определять цели, задачи, подходы и основные мероприятия исходя из прогнозов наличия водных ресурсов. Выводы и рекомендации этих планов должны будут приниматься во внимание при государственном планировании. Включены механизмы стимулирования водосбережения, которые отсутствуют в действующей редакции. Например, разрешение на использование воды будет выдаваться только при наличии плана по поэтапному переходу на оборотное или повторное водоснабжение. На переход дается пять лет. На разработку планов – два года с даты введения нового Водного кодекса в силу. Еще одной особенностью нового документа стало выведение в отдельную главу вопроса безопасности гидротехнических сооружений. В ней систематизированы вопросы формирования и ведения реестра гидротехнических сооружений, их эксплуатации, а также проведения многофакторных обследований и разработки деклараций безопасности. Также предусмотрена разработка регламента безопасности гидротехнических сооружений. По поручению Главы государства разработан комплекс поправок по борьбе с паводками и засухой, а также определены ответственность и полномочия государственных органов всех уровней. Например, вводятся нормы по предотвращению вредного воздействия вод, включая очистку и углубление поверхностных водных объектов и создание инженерных систем защиты от паводков. Для обеспечения доступа граждан к информации по водным ресурсам ежегодно будет публиковаться Национальный информационный отчет. Он будет содержать информацию о состоянии, охране и использовании воды в стране. Для цифровизации водной отрасли предусмотрено создание Национальной информационной системы, работу которой обеспечит образованный в этом году Информационно-аналитический центр водных ресурсов. Большое внимание в новом Водном кодексе уделено общественному контролю в области охраны и использования водных ресурсов. Так, бассейновые инспекции, наделяются функциями расследования, что позволит ужесточить требования по охране водных ресурсов, эффективнее бороться с их незаконным использованием и "черным рынком" воды. Также документ предусматривает внесение изменений и дополнений в Экологический, Предпринимательский, Гражданский, Земельный кодексы и 9 законов. "Выражаем благодарность всем депутатам, которые активно и конструктивно работали над Водным кодексом. События последних лет, включая масштабные паводки этого года, еще раз подчеркнули важность реформирования системы управления водными ресурсами. Новый Водный кодекс учитывает международный опыт и направлен на охрану экосистем, адаптацию к изменению климата и устойчивое развитие экономики за счет рационального управления водой. Основной акцент в документе ставится на охрану водных ресурсов от истощения и загрязнения и только потом на экономические потребности. Это одно из принципиальных отличий нового Водного кодекса от действующего", – отметил министр водных ресурсов и ирригации Нуржан Нуржигитов. |