primeminister.kz, 3 декабря
На заседании Правительства под председательством Премьер-министра Олжаса Бектенова рассмотрены вопросы развития сельских школ. О мерах по повышению качества образования, модернизации материально-технической базы и привлечению педагогов доложил министр просвещения Гани Бейсембаев. С докладом по вопросу поддержки и оснащения сельских школ также выступил Председатель фонда "Қазақстан халқына" Болат Жамишев, заслушаны акимы ряда регионов. На сегодня 67% школ страны расположены в сельской местности, в них обучается порядка 40% всех детей школьного возраста. Министр просвещения Гани Бейсембаев доложил, что с 2022 года для повышения общего уровня образования реализуется проект "Развитие потенциала опорных школ в сельской местности". В настоящее время создана сеть из 135 образовательных учреждений, в которые поставлено 4665 кабинетов современной модификации. В 2025 году в проект войдут еще 56 организаций, будет обновлено 1935 кабинетов. Премьер-министр подчеркнул, что развитие сельских школ остается в числе важнейших приоритетов государственной политики. Состояние и оснащение образовательных организаций напрямую влияет на потенциал развития сел и качество жизни населения. "Глава государства уделяет особое внимание развитию именно сельских школ. В рамках реализации Концепции развития сельских территорий запланировано до 2027 года строительство порядка 180 школ. В текущем году введено в эксплуатацию 42 сельские школы, в том числе за счет Нацпроекта "Комфортная школа". За последние три года в селах модернизировано порядка 2,5 тыс. школ. С целью улучшения условий и создания комфортной среды обучения ведется реновация свыше 800 школ. Также для сельских школ приобретено более 4 тысяч предметных кабинетов", - отметил Олжас Бектенов. Руководитель Правительства поручил Министерству просвещения до конца текущего года представить регионам Единые требования реновации школ. Для привлечения в село квалифицированных педагогов Правительством реализуется ряд стимулирующих мер. Так, предусмотрены доплаты к должностному окладу в размере 25%. Учителям, прибывшим в рамках программы "С дипломом в село", выплачиваются подъемные пособия, выдаются кредиты на приобретение или строительство жилья. Особое внимание уделено вопросу успешной реализации проектов с участием частного сектора и общественных фондов. Так, в 42 сельских школах Алматинской области при содействии фонда "Білім-инновация" предприняты меры по повышению качества образования по точным дисциплинам. Премьер-министр обратил внимание на результаты оснащения опорных и малокомплектных школ в Актюбинской области – фонд "Қазақстан халқына" выделил 1,8 млрд тенге на эти цели. Отмечен рост уровня образования не только сильных организаций региона, но и малых школ, где опытные учителя проводят занятия для учащихся. Руководитель Правительства поручил Министерству просвещения и акиматам масштабировать опыт Актюбинской области и до конца 2025 года завершить создание сети не менее 200 опорных школ, также принять меры по повышению потенциала малокомплектных школ. В ходе заседания Правительства озвучена статистика по состоянию школ. 57% трехсменных образовательных учреждений находятся в сельской местности – преимущественно в Алматинской и Туркестанской областях. 76% организаций в аварийном состоянии также расположены на селе в основном в Актюбинской, Кызылординской, Западно-Казахстанской и Туркестанской областях. Олжас Бектенов акцентировал внимание не необходимости сокращения разрыва в качестве обучения между сельскими и городскими школами, вызванного дефицитом специалистов с высокой квалификацией, особенно по математике, физике, иностранным языкам. Руководитель Правительства поставил задачу перед Министерством просвещения совместно с акиматами принять системные меры по повышению компетенции учителей сельских школ. Также Премьер-министр поручил обеспечить к 1 сентября 2025 года подключение всех образовательных организаций на селе к высокоскоростному интернету, уделив особое внимание удаленным регионам. Акиматам – до сентября 2025 года организовать создание комьюнити-центров и кружков на базе сельских школ, чтобы обеспечить доступность образовательных и досуговых услуг для всех жителей сельских территорий.
---
Новую модель обучения внедрят в малокомплектных школах
Министр просвещения Гани Бейсембаев на заседании Правительства доложил о проводимой работе по развитию сельских школ. На сегодня в Казахстане из почти 8 тыс. школ больше половины расположены в сельской местности. 51% из них относятся к малокомплектным. Разрыв между городскими и сельскими школами подтверждается и результатами международных исследований PISA. По сравнению с результатами PISA-2018 показатель разницы в математической и естественной грамотности в 2022 году сократился на 4-5 баллов, а уровень грамотности чтения остался прежним. Министр отметил, что с целью развития потенциала сельских школ в стране внедряется проект "Ауыл мектебі – сапа алаңы". В рамках него Гани Бейсембаев выделил три направления, которые эффективно реализуются в регионах: - В 50 школах Алматинской области в 2023-2024 учебном году был реализован проект по повышению качества образования по предметам естественно-математического направления с участием международного общественного фонда "Білім-инновация". - В целях повышения качества образования в школах Мангистауской области в текущем учебном году в регионе стартовал проект "Отпан", охватывающий 50 школ, из них 35 сельских. - В Актюбинской области в 2023-2024 учебном году при поддержке Министерства, с участием областного акимата и общественного фонда "Қазақстан халқына" реализован масштабный проект "Повышение потенциала сельских школ с использованием цифровых технологий". Проект охватил 12 опорных и 134 малокомплектных школ с участием более 11 тыс. обучающихся и около 3,5 тыс. педагогов. В рамках проекта материально-техническая база опорных школ полностью обновлена, а малокомплектные школы оснащены предметными и цифровыми кабинетами. Школы обеспечены высокоскоростным интернетом. Руководители и педагоги школ, участвовавшие в проекте, прошли специальные курсы, направленные на повышение цифровой компетентности и профессиональное развитие. С учетом технических возможностей малокомплектных школ были разработаны 4 модели обучения. Проводилось дистанционное наблюдение уроков, мониторинг учебных достижений обучающихся, педагогам оказывалась системная методическая поддержка. Министр отметил, что комплексная работа, проведенная в рамках проекта, способствовала повышению качества образования в малокомплектных школах. Это подтверждено результатами мониторинга, проведенного в 6, 8 и 10 классах. Результаты проекта в Актюбинской области показали, что из четырех апробированных моделей обучения наиболее эффективна модель "Опорная школа - малокомплектные школы". В связи с чем Гани Бейсембаев предложил масштабировать данный проект. - Акимату необходимо запланировать выделение финансовых средств из местного бюджета на обновление материально-технической базы опорных и малокомплектных школ, обеспечение качественным интернетом, выплату надбавок для стимулирования педагогов опорных школ. - Управление образования обеспечивает внедрение проекта, мониторинг и анализ, контроль качества. - Методический центр полностью курирует обучение и методическую поддержку учителей, координацию учебного процесса. - Опорная школа реализует комплекс мер поддержки по повышению качества образования в малокомплектной школе с полным использованием имеющихся ресурсов. Главная задача малокомплектной школы – эффективное использование поддержки и ресурсов опорной школы. В свою очередь Министерство просвещения в качестве национального координатора разработало стратегию развития сельских школ. Акиматам теперь необходимо на основе разработанной стратегии обеспечить поэтапную реализацию работ по масштабированию проекта. К примеру, в текущем году к проекту уже привлечены 10 опорных и 30 малокомплектных школ Акмолинской, Костанайской, Павлодарской, Западно-Казахстанской и Северо-Казахстанской областей. С января 2025 года в проекте примут участие 192 опорных и 759 малокомплектных школ из 17 регионов. А на третьем этапе данным проектом должны быть охвачены все оставшиеся малокомплектные школы.
---
Повышение доступности и качества образования в сельской местности: Фонд "Қазақстан халқына" масштабирует проект "Развитие потенциала малокомплектных сельских школ с использованием цифровых технологий"
Председатель Правления ОФ "Қазақстан халқына" Болат Жамишев на заседании Правительства по вопросам развития сельских школ рассказал о проектах, которые Фонд реализует в рамках повышения доступности и качества образования в селах. По его словам, сперва был проведен анализ текущих проблем в сфере образования для того, чтобы определить направление, где бы Фонд смог оказать поддержку. Результаты исследований показали, что наиболее уязвимым является сельское образование, где половина учебных заведений являются малокомплектными. В этой связи ОФ "Қазақстан халқына" был дан старт проекту "Развитие потенциала опорных школ в сельской местности", направленному на сокращение разрыва в обучении между городскими и сельскими школами. По словам Болата Жамишева, за 3 года создано 135 опорных школ из 191 запланированной. Еще 56 планируется сдать в 2025 году. На оснащение опорных школ Фондом выделено 33,5 млрд тенге. Кроме того, Фондом совместно с Министерством просвещения и акиматами регионов реализован проект "Развитие потенциала малокомплектных сельских школ Актюбинской области с использованием цифровых технологий", когда преподаватели опорных школ преподают в малокомплектных учебных заведениях. За счет средств ОФ "Қазақстан халқына" оснащены 134 малокомплектные школы на общую сумму свыше 1,8 млрд тенге. В учебных заведениях, где обучаются свыше 80 детей, организованы "цифровой" кабинет для организации онлайн обучения, занятий по робототехнике и предметный кабинет науки - по биологии, химии, физике. Там же, где менее 80 учеников, создан универсальный кабинет для организации онлайн обучения. В ходе реализации Проекта были апробированы 4 модели организации учебного процесса, проведено 12 тысяч онлайн-уроков. "Единственный способ обеспечить надлежащее обучение в малокомплектных школах – реализовать проекты по внедрению онлайн и офлайн обучения. Учителя из опорных школ должны отвечать за качество образования в малокомплектных школах. Они должны получать за это дополнительное вознаграждение. Периодически посещать эти малокомплектные школы", - отметил Болат Жамишев. Кроме того, он добавил, что фонд "Қазақстан халқына" готов участвовать в тиражировании этого проекта в Костанайской, Акмолинской и Северо-Казахстанской областях. |