primeminister.kz, 10 декабря
На заседании Правительства под председательством Премьер-министра Олжаса Бектенова рассмотрен вопрос развития трансграничных хабов. О мерах по созданию сети приграничных торгово-экономических хабов, привлечении инвестиций и укреплении экспортного потенциала страны доложил министр торговли и интеграции Арман Шаккалиев. Также с докладами выступили вице-министр транспорта Максат Калиакпаров, Генеральный директор компании Semurg Invest Нуржан Марабаев, заслушаны акимы ряда регионов. В рамках исполнения поручения Главы государства по становлению Казахстана как основного транспортного хаба в центральноазиатском регионе Правительством проводится соответствующая работа. В данном направлении особое значение для развития приграничной торговли, промышленной кооперации и расширения транспортно-транзитного потенциала страны имеет создание трансграничных хабов. Министр торговли и интеграции Арман Шаккалиев доложил руководителю Правительства, что на сегодня ведется работа по формированию 5 трансграничных хабов, к территориям которых уже подведено железнодорожное и автомобильное сообщение: - "Хоргосский узел" станет ключевым элементом в торгово-экономическом сотрудничестве с Китаем, - "Каспийский узел" выступит связующим звеном на транскаспийском маршруте, - "Центр трансграничной торговли "Евразия" послужит импульсом для развития промышленной кооперации с РФ, - МЦПК "Центральная Азия" будет способствовать развитию производственной кооперации и дистрибуции товаров на границе с Узбекистаном, - Индустриальный торгово-логистический комплекс позволит создать условия для реализации проектов на границе с Кыргызстаном. Кроме того, прорабатывается создание контейнерных хабов в портах Актау и Курык Мангистауской области, мультимодальных авиахабов в аэропортах городов Астаны, Алматы, Шымкента и Актобе. Для успешной реализации проектов создана Оперативная рабочая группа под руководством Заместителя Премьер-министра Серика Жумангарина. В настоящий момент проекты переданы в ведение местных исполнительных органов, практическая реализация будет обеспечена совместно с инвесторами. Премьер-министр подчеркнул важность усиления работы по поиску инвесторов и повышению инвестиционной привлекательности хабов. Отмечено, что полноценный запуск всех запланированных проектов позволит сократить время прохождения грузов, повысить объем промышленного производства, увеличить налоговые поступления и создать новые рабочие места. "Реализация проекта хаба "Центральная Азия" на границе с Узбекистаном позволит увеличить пропускную способность железнодорожной инфраструктуры на 20 млн тонн в год. Создание контейнерного хаба в порту Актау обеспечит увеличение перевалки грузов с 92 до 300 тысяч контейнеров в год. В целом система хабов должна сформировать единое торгово-транспортное пространство с нашими торговыми партнерами. Это значительно увеличит товарооборот между странами и укрепит стратегические отношения с соседними государствами. Для получения этих плановых эффектов требуется мобилизация всех ресурсов заинтересованных госорганов и акиматов", - подчеркнул Олжас Бектенов. Вместе с тем важно эффективно использовать потенциал коридоров Восток-Запад, Север-Юг и Транскаспийский международный транспортный маршрут, которые обеспечивают выход на рынки Китая, стран Персидского залива, Кавказа и Европы. Руководитель Правительства поручил министерствам иностранных дел, торговли и интеграции совместно с акиматами сформировать пул потенциальных иностранных инвесторов на каждый из хабов и проработать их участие в проектах, также определить условия работы управляющих компаний. Кроме того, необходимо на постоянной основе вести работу по качественному заполнению хабов перспективными проектами. Министерству промышленности совместно с министерствами национальной экономики, финансов и акиматами необходимо в месячный срок принять меры по созданию и расширению специальных экономических зон для развития трансграничных хабов. Акиматам поручено обеспечить все хабы базовой инфраструктурой, включая электроэнергию, водоснабжение, транспортные пути и коммуникации. Особое внимание Олжас Бектенов уделил вопросу обеспечения электроэнергией Индустриального торгово-логистического комплекса. Министерству энергетики и акимату Жамбылской области поручено в кратчайшие сроки обеспечить строительство подстанции в Кордайском районе. Перед Министерством торговли и интеграции поставлена задача по обеспечению эффективной координации всех участников процесса по созданию и развитию трансграничных хабов.
---
Создание приграничных транспортно-логистических хабов увеличит экспорт несырьевых товаров на 30%
О развитии трансграничных хабов на заседании Правительства под председательством Олжаса Бектенова доложил министр торговли и интеграции Арман Шаккалиев. Глава государства поставил задачу по формированию в Казахстане полноценных транспортно-логистических хабов в Центральной Азии и в Каспийском регионе. Для ее реализации вокруг страны на границах с Китаем, Кыргызстаном, Узбекистаном, Российской Федерацией и на Каспийском побережье создаются транспортно-логистические и торговые центры. Цели, задачи и подходы по созданию и развитию трансграничных хабов предусмотрены в Концепции развития транспортно-логистического потенциала Казахстана до 2030 года. Их создание ускорит торговое взаимодействие с приграничными странами, увеличит рост несырьевого экспорта на 30%, упростит логистические процедуры для бизнеса. Месторасположением проекта "Индустриальный торгово-логистический комплекс" выбрана зона, прилегающая к одному из самых загруженных транзитных пунктов пропуска: "Карасу" со стороны Казахстана и "Ак-Тилек" со стороны Кыргызстана, которые являются участком международного автомобильного коридора "Западная Европа – Западный Китай". "Комплекс будет предоставлять услуги хранения и предпродажной подготовки продукции, консолидации и перераспределения товаров по оптовым партиям. На сегодняшний день формируется пул потенциальных резидентов ИТЛК. На территории комплекса будет действовать упрощенная пограничная система и система регистрации автотранспортных средств и грузов, где товары будут перемещаться через новый мост, что позволит значительно разгрузить действующие пункты пропуска. Строительные работы начнутся в 2025 году", - отметил министр. Международный центр промышленной кооперации "Центральная Азия" станет крупнейшим в регионе центром консолидации, обработки и дистрибуции грузопотоков, а также производственной кооперации в рамках коридора "Север – Юг". Центр будет размещен вблизи пунктов пропуска "Атамекен" (Казахстан) и "Гулистан" (Узбекистан), будет состоять из производственных площадок, складов для хранения, а также транспортной инфраструктуры. Это позволит ускорить доставку грузов и уменьшить затраты на логистику, сократить количество участников в цепи поставок, снизить стоимость продукта для конечного потребителя и увеличить скорость поставок. Центр обеспечит создание новых производств, рабочих мест, переработку сельскохозяйственной и промышленной продукции, производств в сфере машиностроения и металлообработки, фармацевтики, электротехнической, химической, кожевенной и текстильно-швейной продукции, в том числе проект ТОО "Global Textile" по производству готовой текстильной продукции. Создание МЦПК благоприятно отразится на дальнейшем углублении двусторонних торгово-экономических отношений с приграничными странами, активизирует деловые связи между производителями и предпринимателями двух стран, и будет стимулировать увеличение взаимного товарооборота до $10 млрд в ближайшие 5 лет. А вот Центр трансграничной торговли "Евразия" будет размещен на территории, примыкающей к аэропорту г. Уральска. Это узловая точка грузопотоков с выходом на города Оренбург, Саратов, Самара и дальше на крупнейшие федеральные округи РФ и страны Восточной Европы. Для реализации Центра создана индустриальная зона под инвестпроекты по производству красок, полимерных покрытий, пластиковой тары/контейнеров и 3D декор-панелей. Реализация Центра принесет макроэкономические эффекты для ЗКО: снижение доли совокупных народнохозяйственных затрат на продвижение грузов и товаров в структуре ВВП на 5%-10%; повышение инвестиционной привлекательности проектов по размещению производств. Запуск ЦТТ "Евразия" запланирован на 2026 год. "Хоргосский узел" выступает неотъемлемым элементом расширения транзитного потенциала Казахстана, а также является частью глобальной концепции Китайской Народной Республики – "Один пояс – один путь", где учитывается географическое положение, инфраструктурный потенциал с выходом на Европу и страны Ближнего Востока. По словам Армана Шаккалиева, реализация проекта "Хоргосский узел" заключается в сопряжении и интеграции инфраструктурных объектов для наращивания объемов экспорта, транзита и развития производственной кооперации. Он даст импульс развитию торгово-экономического сотрудничества на границе Казахстана и Китая. "Каспийский узел" будет направлен на страны прикаспийского региона с населением более 100 млн человек. Практическая реализация проекта – строительство площадки для хранения контейнеров и перегрузки из ж/д вагона в морские контейнеры, а также предоставление качественного сервиса по их обработке. "Каспийский узел" позволит нарастить на ТМТМ объем транзитных грузов, следующих из Китая в Европу, а также развитие контейнерной линии "Туркменбаши – Актау – КНР". Одним из проектов, реализуемых в рамках развития хабов на Каспийском узле, является проект "Строительство контейнерного хаба в морском порту Актау". Работы по реализации проекта начаты. На территории СЭЗ "Морпорт Актау" зарезервирован земельный участок площадью 19 га. С потенциальным инвестором – портом ООО "ГК Порт Ляньюньган" – подписано соглашение о привлечении инвестиций в данный проект. Также в участии в реализации проекта выразили заинтересованность международные компании "PSA International" (Сингапур), "Abu Dhabi Ports Group" (ОАЭ), "Adani Group" (Индия), "Rhenus" (Германия). Проект реализуется Министерством транспорта совместно с акиматом Мангистауской области. Строительство контейнерного хаба в порту Актау планируется завершить во втором квартале 2025 года. Еще один проект, придающий импульс развитию и расширению порта Курык, – "Строительство многофункционального морского терминала "Саржа". Инвестор – компания "SEMURG INVEST". Реализация проекта предполагает строительство терминала генеральных грузов, универсального терминала, терминала наливных грузов, а также транспортно-логистического центра и производственного комплекса общей мощностью порядка 10 млн тонн. С ноября 2023 года ведется перевалка генеральных грузов, на сегодняшний день обработано более 73 тыс. тонн металла и удобрений. Срок завершения проекта – 2026 год. "На сегодняшний день полностью завершены мероприятия и процедуры по принятию организационно-распорядительных документов, необходимых для создания хабов. В частности, подписаны два межправительственных соглашения с Узбекистаном и Кыргызстаном, созданы индустриальные зоны", - сказал Арман Шаккалиев. Министр также подчеркнул, что создание производств совместно с приграничными странами посредством выстраивания системы трансграничных хабов в качестве зон опережающего развития будет способствовать: - усилению роли РК в системе трансконтинентальных и межгосударственных экономических коридоров; - росту товарооборота между странами и укреплению стратегических отношений; - развитию промышленной кооперации и транспортно-логистической инфраструктуры; - развитию экспортного потенциала РК; - организации современных мультимодальных хабов для обслуживания международных грузовых потоков.
---
Развитие трансграничных хабов: повышение пропускной способности и развитие международных связей
На заседании Правительства о мерах по модернизации транспортной инфраструктуры, развитию международных коридоров и упрощению таможенных процедур доложил вице-министр транспорта Максат Калиакпаров. Он сообщил, что для обеспечения транспортной доступности Центра трансграничной торговли Евразия ведется реконструкция автомобильной дороги "Подстепное-Федоровка" общей протяженностью 144 км. Данная дорога является одним из транспортных коридоров, соединяющих Центральную Азию с Европой. В этом году завершены работы по устройству дорожного покрытия, а также водопропускные трубы и развязки. Завершение проекта планируется в 2025 году. Также завершается разработка ПСД на строительство железнодорожного подъездного пути от станции Пойма. В следующем году ожидается положительное заключение Госэкспертизы. По развитию международного центра промышленной кооперации (МЦПК) "Центральная Азия". Ведется строительство ж/д линии Дарбаза – Мактаарал (протяженность 152 км). Это позволит разгрузить станцию "Сарыагаш" и увеличить пропускную способность на 20 млн тонн в направлении Центральной Азии. Необходимые для Центра технические условия будут предоставлены после завершения проекта. Кроме того, Комитетом государственных доходов ведется работа по модернизации автомобильного пункта пропуска Атамекен, завершение которого планируется в январе 2025 года. Казахстанская часть международного транспортно-логистического комплекса (ИТЛК) "Алатау", расположенная на границе с Кыргызстаном, возле пункта пропуска "Карасу", играет важную роль в обеспечении транзитных и торговых операций между странами. С целью увеличения его пропускной способности проводится работа по модернизации. На сегодня разработана ПСД. Начало работ запланировано в 2025 году с завершением в 2026. Средства для реализации проекта предусмотрены в бюджете следующего года. Вместе с тем, на участке между пунктами пропуска Карасу-Актилек через реку Чу прорабатывается вопрос строительства моста за счет средств инвестора. "В рамках "Каспийского узла" полным ходом идет работа по модернизации морских портов Актау и Курык. Также в следующем году в порту Актау будут проведены дноуглубительные работы. За счет вынутого грунта в порту будут образованы новые территории площадью 170 га для развития дополнительных терминальных мощностей. Создание новых терминалов в порту Актау планируется в кооперации с иностранными инвесторами - Rhenus, Wandernet и CMA CGM. Что касается порта Курык, в текущем году запущен новый зерновой терминал мощностью 1 млн тонн в год", - отметил вице-министр. В порту ведется строительство многофункционального терминала "Саржа". До конца года будет завершено дноуглубление акватории, прилегающей к данным терминалам. В целом, реализация указанных проектов позволит к 2030 году увеличить пропускную способность портов Актау и Курык до 30 млн тонн. По "Хоргосскому узлу" начата работа по реализации проекта грузопассажирского аэропорта казахстанско-германским совместным предприятием ТОО "SKYHANSA". Предполагается создание авиационного грузового хаба, включающего грузовой терминал с СВХ, топливное хранилище, авиационно-технический центр для обслуживания воздушных судов и грузовую авиакомпанию на территории СЭЗ "Хоргос". В настоящее время прорабатывается подписание инвестиционного соглашения. Кроме этого, вблизи Хоргоса расположена железнодорожная станция Алтынколь, которая является важным звеном транспортно-логистической инфраструктуры на стыке Казахстана и Китая. На сегодня станция обрабатывает до 11 млн тонн грузов и 700 тыс. контейнеров ежегодно. Для увеличения пропускной способности узла планируется модернизация станции. |