Азат Перуашев, akzhol.kz, 4 января
Подборка некоторых результатов работы Демпартии "Ак жол" в 2024 году, нашедших отражение на моем Телеграмм-канале
● С 1 января был введен фискальный контроль мобильных переводов. Фракция "Ак жол" раскритиковала это решение, как тотальный контроль за гражданами и малыми предпринимателями, вместо контроля олигархов (https://t.me/peruash/10687) После требований Демпартии "Ак жол", министр национальной экономики Байбазаров дал обещание пересмотреть данный вопрос (https://t.me/peruash/10835).
● 23 января - землетрясение в Алматы. Как показали события, наша критика предыдущим летом формального характера обучения действий населения в подобных ситуациях, как и материального положения НИИ Сейсмологии была более чем обоснованной. Ниже - цитата из поста от 5 июля 2023 г.: "В 2017 году фракция "Ак жол" направила возмущенный депзапрос правительству о прекратившемся финансировании сейсмостанций. Финансирование было возобновлено. Но и сейчас положение коллектива крайне непростое, здание института не ремонтировалось с 1989 года, сейсмостанций и лаборатории замерли в прошлом веке, зарплаты именитых сейсмологов - ниже учителя в средней школе". (https://t.me/peruash/9407, https://t.me/peruash/9413).
● 24 января: Система оповещения "даже не почесалась" - сделать выводы из Алматинского землетрясения – депутатский запрос фракции "Ак жол" (https://t.me/peruash/10721)
● В ходе разбирательства о причинах провала аварийной системы оповещения во время землетрясения в Алматы 23-24 января, руководство ДЧС города заявило, что "включение сирены создало бы панику". Поэтому, мол, нужна не сирена, а информирование граждан о порядке их действий. Тем самым руководство ДЧС утверждает, будто существующая система подразумевает только сирену, а оповещение граждан в ней не предусмотрено. Между тем, еще в 2014 г. был принят закон "О гражданской защите", п.6 ст.5 которого прямо гласит, что при задействовании сигнала "Внимание всем!" (т.е. сирены), "система оповещения должна обеспечить многократно повторяемое доведение информации … о порядке действий людей в сложившейся ситуации". То есть, сирена служит лишь для привлечения внимания граждан. Далее должны были передаваться инструкции для населения о порядке их действий, путях эвакуации, местах сбора и получения медицинской и иной помощи и т.д. Поэтому когда руководители ДЧС говорят о необходимости внедрения системы оповещения - то они всего лишь повторяют требования закона, действующего уже 10 лет. А они должны были не повторять, а выполнять эти требования. Как известно, 25 января президент поручил Антикору расследовать причины провала аварийной системы оповещения. Надеемся, что в рамках выполнения его поручения, соответствующие службы обратят внимание и на указанный момент. (https://t.me/peruash/10783)
● 31 января 2024 г. фракция "Ак жол" в очередной раз потребовала завершить и опубликовать итоги расследования авиакатастрофы 2019 г. Как сообщают госорганы, вопрос все еще "рассматривается" (https://t.me/peruash/10770)
● 1 февраля 2024 г. - Мы сделали это! После многочисленных требований фракции "Ак жол", Комитет госдоходов Минфина с 12 февраля запретил своим региональным департаментам подавать иски о признании сделок недействительными (https://t.me/peruash/10779). Примеры наших обращений по этой проблеме: - 17 марта 2021 г. (https://akzhol.kz/ru/initiated-bills/partiya-ak-zhol-vystwpila-v-zashhitw-biznesa-i-obratilas-v-genprokwratwrw-s-prosboj-prekratit-neobosnovannye-sankcii-nalogovikov-po-priznaniyu-sdelok-nedejstvitelnymi); - 31 мая 2023 г. (https://akzhol.kz/ru/initiated-bills/dempartiia-ak-zhol-trebuet-zashtitit-dobrosovestnj-biznes-i-otmenit-priznanie-sdelok-nedejstvitelnmi-po-iskam-nalogovh-organov); - 3 августа 2023 г. (https://t.me/peruash/9529) - 27 сентября 2023 г.) https://akzhol.kz/ru/initiated-bills/zapretit-nalogovm-organam-iniciirovat-iski-o-priznanii-sdelok-nedejstvitelnmi); - 18 октября 2023 г. (https://akzhol.kz/ru/blog/ak-zhol-trebuet-ostanovit-bespredel-s-priznaniem-sdelok-nedejstvitelnmi) и т.д.
● 5 февраля - смена правительства. Президент К.Токаев отметил снижение темпов реформ правительством и акимами, и назвал это недопустимым, что, видимо, и послужило основной причиной отставки предыдущего кабинета. Для Демпартии "Ак жол", как представителя отечественных промышленников и предпринимателей, крайне важным прозвучало заявление Главы государства о неуклонном курсе на либерализацию экономики. Более того, как отметил президент, - "Это единственный путь, способный вывести Казахстан на принципиально новый уровень развития". 8 мая 2024 г. президент К.Токаев подписал соответствующий Указ "О либерализации экономики". Напомню, что аналогичное предложение разработать программу либерализации экономики фракция "Ак жол" направляла правительству 19 января 2023 года (https://akzhol.kz/ru/initiated-bills/dempartiia-ak-zhol-predlozhila-razrabotat-kompleksnuiu-programmu-liberalizacii-konomiki-vkliuchaia-prinuditelnoe-droblenie-krupnejshih-bankov#), но предыдущее руководство правительства ответило, что все и так хорошо. Как видим, президент считает иначе, и мы разделяем такое убеждение (https://akzhol.kz/ru/blog/promshlennost-kak-karkas-nacionalnoj-konomiki).
● Почему мы поддержали кандидатуру Олжаса Бектенова: https://t.me/peruash/10795
● 7 февраля, на заседании нового правительства президент К.Токаев заявил о недопустимости повышения НДС. В этом результате есть и доля упорства Демпартии "Ак жол", всю осень 2023 г. выступавшей против этой идеи правительства: -https://t.me/peruash/10829 (23 октября 2023 г.); -https://akzhol.kz/ru/blog/ak-zhol-zhestko-raskritikoval-plan-pravitelstva-po-uvelicheniiu-nds (13 октября 2023 г.); -https://akzhol.kz/ru/blog/dempartiia-ak-zhol-vstupila-protiv-povsheniia-nds-i-trebuet-provesti-parlamentskie-slushaniia-po-tomu-voprosu (19 октября 2023 г.); -https://t.me/peruash/10324 (20 ноября 2023 г.); - https://t.me/peruash/10829 и др.
● По требованию Демпартии "Ак жол", регионы снижают розничный налог: После неоднократных требований фракции "Ак жол" (более 30 запросов депутатов Демпартии "Ак жол" в Мажилисе и маслихатах всех уровней), области и города снизили розничный налог на малый и средний бизнес. -https://akzhol.kz/ru/initiated-bills/malomu-biznesu-nuzhn-spravedlive-nalogi (26 апреля 2023 г.); -https://akzhol.kz/ru/initiated-bills/dempartiia-ak-zhol-trebuet-ot-akimov-vseh-regionov-ponizit-roznichnj-nalog-dlia-msb-do-2 (14 июня 2023 г.); -https://akzhol.kz/ru/initiated-bills/frakciia-ak-zhol-v-tretij-raz-predlagaet-pravitelstvu-akimam-i-maslihatam-ponizit-stavku-roznichnogo-naloga-na-malj-biznes (15 ноября 2023 г.) и т.д. В результате, с февраля 2024 г. регионы начали принимать соответствующие решения о снижении розничного налога: - Актобе, 13 февраля 2024 (https://t.me/peruash/10833); - Шымкент, 23 февраля 2024 г. (https://t.me/peruash/10899); - Петропавловск, 27 марта 2024 г.(https://t.me/peruash/11113); - Кызылорда, 27 марта 2024 г. (https://t.me/peruash/11102) - Кокшетау, 28 марта 2024 г. (https://t.me/peruash/11119) и т.д. Летом практически все регионы (кроме Алматы) снизили розничный налог, причем с 1 января 2024 г.
●Освобождение 15 предпринимателей в зале суда (https://t.me/peruash/11024) Демпартия "Ак жол" спасла 15 предпринимателей от тюрьмы. После публикации в телеграмм-канале Михаила Козачкова (https://t.me/kozachkow/8582) и встречи с адвокатами, фракция "Ак жол" направила депутатский запрос Генпрокурору РК о незаконности привлечения к уголовной ответственности 15 предпринимателей, пострадавших от вымогательств АО "Казтемиртранс" и сообщивших об этих вымогательствах в Агентство по противодействию коррупции (https://akzhol.kz/ru/initiated-bills/zashtitit-predprinimatelej-ot-tiurm). Несмотря на все обстоятельства, транспортная прокуратура требовала посадить предпринимателей в тюрьму от 3 до 8 лет, с таким обвинением дело поступило и рассматривалось в суде. После депзапроса фракции "Ак жол" 13 марта 2024 г., суд приговорил к уголовной ответственности настоящих коррупционеров - должностные лица АО"Казтемиртранс". Представители малого и среднего бизнеса (15 человек) от уголовной ответственности освобождены (https://t.me/peruash/11117).
● 15 марта, выступая на Курултае в Атырау президент К.Токаев поручил дифференцировать меры наказания для организаторов наркобизнеса – и т.н. "курьеров" или закладчиков, оступившихся впервые. На тот момент Уголовный кодекс предусматривал для обеих категорий одинаковую ответственность – от 10 до 12 лет лишения свободы. В этой связи фракция "Ак жол" разработала и в мае внесла в Мажилис соответствующие поправки. Обсуждение было крайне непростым, изначально госорганы и рабочая группа отклонили предложения фракции "Ак жол" (https://t.me/peruash/11584). Однако в дальнейшем разногласия были преодолены и 2 января 2025 г. президент подписал закон, предусматривающий смягчение ответственности для впервые нарушившей закон молодежи (от 5 лет) и ужесточающий наказание для организаторов наркобизнеса вплоть до пожизненного заключения (https://t.me/aqorda_resmi/22245).
● Демократическая партия "Ак жол", ее депутаты, сторонники и бизнесмены активно участвовали в борьбе с паводками в апреле-мае 2024 г.: возводили защитные дамбы, эвакуировали и размещали граждан из пострадавших населенных пунктов, оказывали необходимую помощь техникой, плавсредствами, защитными костюмами, мешкотарой; продуктами питания и одеждой пострадавшим (https://t.me/peruash/11226; https://t.me/peruash/11130; https://t.me/peruash/11243; https://t.me/peruash/11291; https://t.me/peruash/11322; https://t.me/peruash/11243 и т.д.). Как и требовали депутаты фракции "Ак жол" в депутатском запросе (https://t.me/peruash/11370), в рамках ликвидации последствий нынешних паводков и других чрезвычайных ситуаций, дачные дома, являющиеся единственным жилищем, - смогут признаваться полноправным жильем, а их жители - рассчитывать на соответствующую компенсацию (https://t.me/peruash/11382) На Форуме депутатов маслихатов 3 октября 2024 г. президентом К.Токаевым была дана высокая оценка усилиям Демпартии "Ак жол" в борьбе с паводками, где он отметил, что предприниматели и депутаты "Ак жола" направили на помощь пострадавшим регионам более двухсот единиц техники и другую гуманитарную помощь, лично участвовали в эвакуации жителей, возведении дамб и ликвидации последствий наводнения (https://t.me/aqorda_resmi/20065). Такое внимание к нашему скромному вкладу в общее дело говорит, что Президент держит руку на пульсе и справедливо ценит труд каждого (https://t.me/peruash/12101).
● 6 апреля Глава государства подписал закон "По вопросам ведения бизнеса", где пресс-служба Ак орды, в ряду других новелл, особо отметила норму о приоритетном обеспечении отечественных предприятий обрабатывающей промышленности сырьем, добываемым в нашей стране. Это требование было инициировано и стало результатом упорных дискуссий депутатов фракции Демпартии "Ак жол" (см.:https://t.me/peruash/2061; https://akzhol.kz/ru/blog/v-konce-goda-priniato-podvodit-itogi). Ее практическое применение должно привести к усилению национальных интересов в использовании природных богатств Казахстана, развитию и укреплению нашей экономики, внедрению технологичных переделов, перераспределению части доходов олигархических групп в пользу малого и среднего бизнеса (https://t.me/peruash/11209).
● 2 мая премьер О.Бектенов согласился с требованиями Демпартии "Ак жол" освободить от налогов пенсионные накопления граждан (https://t.me/peruash/11452). Депутатский запрос с таким требованием фракция "Ак жол" направила Правительству 18 октября 2023 г. (https://akzhol.kz/ru/blog/dempartiia-ak-zhol-predlagaet-osvobodit-ot-nalogov-investdohod-na-pensionne-nakopleniia-enpf). Прежнее руководство правительства тогда не согласилось с нашей инициативой. Однако тему продолжили коллеги сенаторы в запросах от 22 декабря 2023 г. и 12 апреля 2024 г. Кроме того, все это время продолжались консультации Демпартии "Ак жол" по вопросу освобождения пенсий от налогов с Минфином, Ассоциацией финансистов и руководством ЕНПФ. По мнению фракции "Ак жол", передавая на целые десятилетия в распоряжение правительства и ЕНПФ значимую часть (10%) свой зарплаты, граждане никак не вмешиваются и не участвуют в распоряжении ими. В свою очередь, государство использует эти средства на различные цели по своему усмотрению, не спрашивая и не советуясь с владельцами этих денег, в лице вкладчиков ЕНПФ. В том числе, когда направляет сотни миллиардов на неоднозначные затраты - такие, как финансирование убыточного КТЖ (https://vlast.kz/novosti/58673-173-mlrd-tenge-iz-enpf-napravat-na-zakup-zeleznodoroznyh-vagonov-kuantyrov.html) и др. Поэтому средства граждан в ЕНПФ десятки лет уже служат государству, как и налоги в бюджет. И требовать с них уплаты налога - это то же самое, что требовать налог с самого налога.
● После трех депутатских запросов фракции "Ак жол" (см.ДЗ от 17 января 2024 г. (https://t.me/peruash/10690), заводу "Маревен Фуд" в Алматинской области частично возвращена сумма НДС, несправедливо удерживавшаяся в предыдущие годы (около 3,5 млрд из 7 млрд)
● 4 мая 2024 г., по неоднократным требованиям фракции "Ак жол", по заводам "Кублей" (Уральск), "Нуртау Темир" и молокозавод "Солнечный" (Алматы), "Дольче-Фарм" и "Kz Recicling" (Алматинская обл) и ряду других предприятий, снята угроза их закрытия из-за нарушения санитарных зон акиматами при выдаче разрешений на жилищное строительство (Пост от 21 мая https://t.me/peruash/11517). О проблемах с требованиями о закрытии производственных предприятий - даже такого известного, как мясоперерабатывающий комбинат "Кублей" в Уральске (считающийся вообще-то национальным мясным брендом Казахстана) - Демпартия "Ак жол" сообщала и обращалась в Правительство, направляла депутатские запросы премьерам и генеральному прокурору весь 2023 г. и первое полугодие 2024 г. (См.например наши выступления за 27 июня 2023 г. https://t.me/peruash/9317; 11 октября 2023 г. - https://akzhol.kz/ru/blog/azat-peruashev-politicheskaia-monopoliia-pokrvaet-monopolii-v-konomike; 13 декабря 2023 г. https://akzhol.kz/ru/initiated-bills/prekratit-rejderstvo-chinovnikov; 29 апреля 2024 г. https://akzhol.kz/ru/blog/vstuplenie-azata-peruasheva-na-pravitelstvennom-chase-v-mazhilise-po-novoj-promshlennoj-politike-s-uchastiem-ministra-promshlennosti-i-stroitelstva-ksharlapaeva-29-aprelia-2024-goda и т.д.). Через неделю после крайнего выступления фракции "Ак жол" по данной теме в Парламенте и был подписан приказ министра здравоохранения, снимающий эту проблему. В частности, установлено, что для тех предприятий, которые исторически (более года) работали на нынешней территории, санитарные нормы могут быть пересмотрены в сторону понижения. Т.е. возведение (по сути, с незаконного разрешения акиматов) жилых домов в санитарной зоне таких предприятий больше не влечет закрытие этих заводов. Остается непонятным, почему не наказаны акимы, разрешившие строить жилье в зоне промышленных предприятий (пост от 26 июня, https://t.me/peruash/11671).
● Но порой ответы госорганов вызывали еще больше вопросов. На депзапрос от 4 октября 2023 о необходимости создания энергетического машиностроения, правительство ответило, будто в РК есть производство турбин, генераторов и т.п. агрегатов. На самом деле в РК в промышленном масштабе ничего этого не производится. Т.е. ответ правительства показывает невладение ситуацией, как результат – продолжаются аварии на ТЭЦ, в т.ч. из-за срыва поставок оборудования. А свое производство так и не наладили, хотя бизнес выражал такую готовность. - На депзапрос от 15 декабря 2023 г. и от 14 марта 2024 г.о незаконном захвате собственности под предлогом борьбы с олигополиями, - когда забирают у добросовестного бизнеса, а отдают олигархам (на примере санатория в Сарыагашском районе Туркестанской обл) – получены ответы, игнорирующие очевидные факты, включая прямые нормы Конституции РК, и т.д.
● 17 мая 2024 г. президент К.Токаев подписал закон, вводящий экзамены на знание государственного языка, Конституции и истории Казахстана для получения гражданства Республики Казахстан. Такие требования Демпартия "Ак жол" неоднократно предлагала ввести в 2011 (https://online.zakon.kz/m/amp/document/31086666) и 2017 годах (https://akzhol.kz/kk/initiated-bills/migrated_4087). Мой пост: https://t.me/peruash/11498
● 5 июня 2024 г. фракция "Ак жол" признала работу правительства неудовлетворительной и проголосовала против Отчета об исполнении бюджета за 2023 г. Причины: план поступлений за 2023 г. не исполнен более чем на 140 млрд тенге. При этом рост налоговых поступлений был обеспечен путем авансовых платежей, путем "выкручивания рук" предприятиям за прибыль, которой у них еще нет. Прямым следствием такой близорукости является провал финансирования и неисполнение обязательств бюджета в 1 квартале очередного года. Возмещение НДС в 2023 году сократилось в 2 раза и показало худший результат за последние 9 лет. Задолженность бюджета по возврату НДС по итогам года составила 594 млрд тг. То-есть, налоговая политика в 2023 г. не только не обеспечила запланированной доходности бюджета, но и нанесла серьезный ущерб интересам предприятий, вымывая и "замораживая" оборотные средства. Расходы на обслуживание займов за 3 года выросли в 2 раза, в 2023 году на эти цели было направлено 4 трлн 258 млрд тенге, что "съело" 28% от всех ненефтяных доходов. Вторая причина – рост расходов на затратные программы и сокращение финансирования реального сектора, что подрывает воспроизводство доходов. За последние 10 лет доля реального сектора в расходах бюджета упала в полтора раза до 16%, потенциал замещения расходов бюджета неуклонно подрывается. Рост количества МСБ на 10%, превысив 2 млн субъектов сопровождается резким ростом доли ИП с 63% до 82%, что по оценкам ВАП, не исключает тенденций искусственного дробления бизнеса. Доля же среднего предпринимательства за три года снизилась до 1,3%. - Третья причина: сохраняющаяся паразитарная роль квазигоссектора. Указ президента К.Токаева о либерализации экономики поручил Правительству провести масштабное и ускоренное сокращение доли госсектора в экономике. Злободневность этого поручения более чем очевидна. Пост https://t.me/peruash/11579
● В ходе обсуждения проекта нового Налогового кодекса, фракция "Ак жол" постоянно доказывает необходимость повышения подоходного налога (КПН) на банки до 30-35%: - 26 июня https://t.me/peruash/11677:
-17 сентября, выступление на презентации НК в Мажилисе https://t.me/peruash/12036; https://t.me/peruash/12043 Соответствующие поправки направлены в рабочую группу Мажилиса, обсуждение продолжится в 2025 г. Тема справедливого налогообложения банков оказалась затронута и в Послании Президента 2 сентября 2024 г. Так, Касым-Жомарт Кемелевич вновь отметил необходимость справедливого вклада в бюджет страны со стороны банковского сектора и необходимость дифференцированного налогообложения в этой связи. Категорически поддерживаем такой подход и вынуждены напомнить, что ранее против него высказывалось руководство АРРФР, в связи с чем 26 июня т.г. мы даже делали вывод о лоббировании агентством интересов банков в ущерб государственным приоритетам (https://t.me/peruash/11677). В Послании Президент поставил точку в этой дискуссии. Более того, одновременно он потребовал от банков увеличить кредитование экономики, и в этой связи поручил Правительству и Нацбанку проработать соответствующие меры. В то же время, возвращаясь к проекту Налогового кодекса, К.Токаев еще раз обратил внимание на необходимость сделать его понятным для применения. Критика Демпартии "Ак жол" в отношении этого документа была высказана нами на Пленуме Нацсовета партии с участием вице-премьера и министра нацэкономики Н.Байбазарова 1 июля т.г. (подробнее можно смотреть здесь: https://t.me/peruash/11699). Кроме того, Касым-Жомарт Кемелевич очень верно обозначил самое больное место налоговой политики, когда сказал, что "Налоговый кодекс должен быть нацелен на выстраивание принципиально нового налогового администрирования на основе доверия к налогоплательщикам". Сегодня по факту налоговики в основном "кошмарят" легальный бизнес, который добросовестно показывает все обороты и оплачивает нужные платежи. Именно к таким предпринимателям, в результате широкого распространения практики признания сделок недействительными, фактически применяется повторное налогообложение, тогда как действительных мошенников, инициаторов таких манипуляций никто даже не ищет. Уверен, что упрощение и "обеление" налогового администрирования является самой важной и наиболее чувствительной задачей Кодекса. Учитывая сложность документа, необходимость его всесторонней проработки, а также активно высказываемые опасения бизнес-сообщества, К.Токаев перенес его принятие на следующий год. Это крайне важная отсрочка, которая позволяет искать правильные решения в интересах экономики, биззнеса и государства. См. далее: https://akzhol.kz/ru/blog/kommentarii-azata-peruasheva-k-poslaniiu-glav-gosudarstva-ot-2-sentiabria-2024-goda Пост от 2 сентября 2024 г.https://t.me/peruash/11965
● Ротация А.Садыкова, 29 августа https://t.me/peruash/11946 В связи с многочисленными вопросами журналистов, сообщил о причинах исключения А.Садыкова из партии. В отношении А.Садыкова поступил ряд обращений, которые были рассмотрены и нашли подтверждение на пленуме. Обращения касались его действий, в т.ч. связанных с превышением должностных полномочий и нарушением этических норм, включая харрасмент в отношении сотрудницы парламента, а также попытки вмешательства в процедуры госзакупок. Пленум принял решение об исключении А.Садыкова из партии исходя из конкретных фактов, в том числе, чтобы не дожидаться совершения им более серьезных правонарушений и дискредитации статуса депутата. 4 сентября https://t.me/peruash/11993
● Взамен А.Садыкова, пленум Нацсовета партии избрал депутатом Мажилиса С.Ерубаева – предпринимателя из Атырау, заместителя председателя партии, ранее неоднократно избиравшегося депутатом Атырауского маслихата и Мажилиса Парламента РК (пост от 24 сентября https://t.me/peruash/12082 ).
● 3 сентября 2024 г. пленум Национального совета Демократической партии "Ак жол" обсудил отношение к объявленному президентом К.Токаевым в послании народу Казахстана референдуму по строительству АЭС. В ходе 3-часового открытого и острого обсуждения министр энергетики РК А.Саткалиев ответил на вопросы членов НС, выслушал замечания и предложения наших коллег. В результате участники проголосовали в поддержку строительства АЭС, приняли решение о вхождении в единый штаб подготовки к референдуму и приняли участие в его работе. Пост от 3 сентября https://t.me/peruash/11970
● 3 октября на Форуме депутатов маслихатов, президент К.Токаев дал ряд поручений по расширению полномочий депутатов местных маслихатов, прежде всего в рассмотрении и контроле бюджета, обсуждении проектов Налогового и Бюджетного кодексов и др. https://t.me/peruash/12101 Демпартия "Ак жол" рассматривает это направление как важную часть демократизации политической системы и конституционной реформы на местах. В рамках Налогового кодекса, с апреля 2023 г. депутаты Демпартии "Ак жол" в Парламенте и маслихатах направили более 30 депутатских запросов о снижении розничного налога МСБ, что входит в компетенцию местных маслихатов (https://akzhol.kz/ru/initiated-bills/snizit-stavku-roznichnogo-naloga-do-2-na-sleduiushtij-2025-god). 3 апреля 2024 г. фракция "Ак жол" направила депутатский запрос правительству о необходимости баланса полномочий маслихатов и акиматов, в соответствии с формулой Токаева о "сильном президенте, влиятельном парламенте и подотчетном правительстве" на местном уровне (https://t.me/peruash/11189). Получив неудовлетворительный ответ на данный запрос, 26 июня 2024 г. фракция раскритиковала нежелание госорганов усиливать полномочия маслихатов и со своей стороны заявила о продолжении подобных инициатив (https://t.me/peruash/11672) . Эта тема получила обсуждение и поддержку более 200 депутатов маслихатов всех уровней, избранных от Демпартии "Ак жол", на нашем ежегодном Форуме в Шымкенте 27 октября 2024 г. (https://t.me/peruash/12205). 18 декабря 2024 г., в развитие поручений Главы государства, фракция "Ак жол" направила очередной депзапрос с конкретными предложениями о расширении полномочий маслихатов и усилении статуса их депутатов (https://t.me/peruash/12441). Продолжим эту работу, несмотря на косность и сопротивление чиновников.
● 30 октября 2024 г. фракция "Ак жол" не поддержала проект бюджета на 2025-2027 годы (https://t.me/peruash/12215) и подвергла жесткой критике экономическую политику правительства. Причины: - Проедание Национального фонда; - Невыполнение принятого в 2023 г. обязательства правительства с 2025 года полностью отказаться от целевых трансфертов из Нацфонда. Теперь на 2025 г. вдруг запланировали изъять из Нацфонда сразу 3,3 триллиона затрат. - Несмотря на бюджетный кризис – отсутствие антикризисной программы; - Отказ правительства раскрыть и пересмотреть Соглашения о разделе продукции (СРП) по крупнейшим нефтегазовым проектам (Кашаган, Карачаганак, ТШО); - Паразитарный характер квазигоссектора и нацкомпаний, которые направляют в бюджет только 10-12% своей прибыли, а 90% расходуют вне контроля общества и парламента; - Рост совокупного госдолга, за который в 2025 г. нужно выплатить 6,1 трлн тг из бюджета. - Сокращение на 30% финансирования реального сектора экономики (т.е. производства и строительства) с 3,1 трлн до 1,8 трлн.тг. - Сокращение в 6 раз количества МСБ, получающего господдержку – с 7 тысяч в 2024 г. до 1100 в 2025 г., и т.д. Считаем, что такая политика ведет к дальнейшему нарастанию социального разрыва между богатыми и бедными. Как известно, 21 декабря 2024 г., после широкой критики в обществе, вице-премьер Н.Байбазаров, курировавший экономическую политику правительства, был отправлен президентом в отставку.
● 1 ноября 2024 г. дал интервью, в котором постарался объяснить свои концептуальные взгляды на поддержку бизнеса (https://t.me/peruash/12241). В принципе, различные интервью даю регулярно, причем более известным и авторитетным изданиям, чем данный сайт. Но здесь получилось донести базовое видение взаимозависимости налоговой и регуляторной политики государства в отношении предпринимателей. "Не нужно сидеть на перераспределении потоков и воспроизводить зависимость экономики от чиновников. Можно просто не отбирать у бизнеса то, что потом ему же придется возвращать в виде субсидий. Чем больше заработал, тем больше ему должно оставаться. И бизнес сам потом эти средства вкладывает туда, куда считает нужным. Такой подход выгоден для эффективных предприятий, но приведет к банкротству слабых и малорентабельных". "Ак жол" уже больше 12 лет, то есть все годы работы в парламенте, предлагает перейти к отраслевым ставкам налогов. То есть не забирать у предпринимателя весь доход и затем перераспределять, а сразу же оставлять больше тем, кто в приоритете. Но чтобы это было в рамках рыночных отношений и справедливой конкуренции, поддерживать таким образом следует не конкретные предприятия, а нужные направления экономики, отрасли. Внутри отраслей должен царить "естественный отбор". "Периодически всплывает идея замены НДС на налог с продаж, а в прошлом году для малого бизнеса ввели розничный налог. Но произошла дифференциация не по отраслям (то есть видам товаров), а по размеру бизнеса. В результате происходит облегчение не для социальных групп потребителей, а для отдельных групп бизнеса, что толкает предпринимателей дробить бизнес и уходить от полноценного налогообложения, независимо от того, работают ли они на малоимущие или на обеспеченные группы населения, или даже на зарубежных потребителей. Задача такой дифференциации совершенно расплывается, и это, на мой взгляд, принципиальное упущение". "При отраслевой ставке НДС, чего пока не хотят делать наши налоговики, ее размер будет прямо влиять на снижение или повышение себестоимости в отрасли. Тем самым будет стимулироваться либо сдерживаться развитие конкретных секторов. В таком случае не будет необходимости выделения субсидий "избранным" - просто у всех предприятий отрасли остается на руках та сумма, которую сочтет нужным оставить им государство. Причем не выделенного за чужой счет, а заработанного ими самими. Такой подход помогает конкурировать сильнейшим. А сами они меньше зависели бы от благосклонности чиновников". "Регулярно читаем новости, когда за возврат НДС или выделение субсидий чиновники требуют "откаты". Эта проблема - прямое следствие нынешней системы, построенной на ручном перераспределении чужих денежных потоков" Полный текст интервью см.по ссылке: https://zorknews.kz/articles/mneniya/biznes-ne-dolzhen-zaviset-ot-milosti-chinovnikov.html
● 15 ноября, на форуме работников сельского хозяйства президент К.Токаев заявил, что модернизация Казахстана и реформы будут продолжены, а конкретные планы и инициативы будут обнародованы в 2025 г. на очередном Курултае и в ежегодном Послании (https://t.me/peruash/12301). Считаю это заявление крайне важным и связываю с ним большие надежды на углубление и реализацию перемен, которые так нужны нашей стране.
● 19 ноября 2024 г. при проверке ряда регионов по запросу фракции "Ак жол", Генеральная прокуратура выявила незаконное применение чиновниками закрытого способа госзакупок (под грифом "ДСП") для лоббирования "нужных" победителей тендеров (https://t.me/peruash/12326). Соответствующий депзапрос фракции "Ак жол" был направлен в Генпрокуратуру 16 октября 2024 г. (https://t.me/peruash/12150). Виновные должностные лица привлекаются к ответственности.
● 20 ноября 2024 г. фракция "Ак жол" защитила от рейдерства ТОО "Жемис жидек" в Жамбылской области (https://t.me/peruash/12327). Депутатские запросы по атакам чиновников на ТОО "Жемис-Жидек" фракция "Ак жол" направляла Генеральному прокурору РК Б.Асылову 18 сентября (https://akzhol.kz/ru/initiated-bills/ak-zhol-kto-blokiruet-uspeshnj-biznes) и 6 ноября т.г. (https://akzhol.kz/ru/initiated-bills/zashtitit-dobrosovestnh-predprinimatelej-ot-peredela-sobstvennosti). В результате Генпрокурор и судебные органы восстановили справедливость в отношении успешного сельхозпроизводителя (https://t.me/peruash/12328).
● 4 декабря 2024 г. фракция "Ак жол" проголосовала против проекта Кодекса об административных правонарушениях в связи с тем, что рабочая группа и все другие фракции отказались поддержать предложения депутатов "Ак жола" о снижении в 3-5 раз различных штрафов на граждан и предпринимателей. "Вы строите какой-то Штрафстан, а стране нужна сбалансированная рыночная экономика" - цитата из моего выступления стала мемом (https://t.me/peruash/12364).
● Пост от 12 декабря 2024 г. – по итогам довыборов депутатов местных маслихатов, ряды депутатов Демократической партии "Ак жол" пополнились семью новыми коллегами в дополнение к прежним 203 (https://t.me/peruash/12401)
● 26 декабря 2024 г. в центральном офисе Демпартии "Ак жол" состоялось подведение итогов ежегодного национального поэтического конкурса (мүшәйрә), инициатором и вдохновителем которого все годы является заместитель председателя партии, депутат Мажилиса, поэт и трибун Казыбек Иса. В этом году темой конкурса была личность и наследие основателя Золотой Орды Жошы хана (https://t.me/peruash/12476). Тем самым мероприятие получило не только читательское, литературное значение, - но и идеологическое и даже государственное звучание, на фоне некоторых заявлений провокаторов о том, что у казахов "никогда не было своего государства", или будто независимость и территорию нашему народу "подарили". Вот ясный ответ на такие измышления: государственность казахов началась не с 1991 или даже 1917 годов. Ее тысячелетний фундамент опирается на наследие Тюркских каганатов, Золотой Орды, Казахского ханства и Республики Алаш, законным историческим правопреемником которых выступает современная Республика Казахстан.
● 25 декабря, под занавес уходящего 2024 года, произошла страшная трагедия – авиакатастрофа азербайджанского самолета в Актау, причины которой вызвали напряженность в международных отношениях на самом высоком уровне. На этом фоне решение Казахстана о передаче "черных ящиков" разбившегося борта не в Межгосударственный авиационный комитет СНГ (МАК), а Центру расследования и предотвращения авиационных инцидентов Бразилии (Centro de Investigação e Prevenção de Acidentes Aeronáuticos, CENIPA) – оказалось максимально честным и принципиальным, что сразу повысило авторитет Казахстана в мире. С учетом накала публичных обвинений на уровне руководства соседних государств, не сомневаюсь, что решение о передаче "черных ящиков", как ключевых факторов расследования бразильской стороне принимал лично глава Казахстана. Президент Касым-Жомарт Токаев в очередной раз подтвердил свое реноме дипломата высшего класса, умеющего найти честный и взвешенный подход в самых сложных ситуациях. Передача "черных ящиков" в руки CENIPA не только отвечает нормам международного авиационного права, но и: ⁃ Переводит разбирательство в нейтральную зону; ⁃Способствует доверию результатам исследования "черных ящиков" всеми сторонами и международным сообществом в целом; ⁃ Тем самым снижает градус дискуссии между руководством Азербайджана и России; ⁃ В случае принятия адекватных мер по итогам расследования, включая привлечение к ответственности виновных лиц - создает условия для нормализации ситуации; ⁃ В очередной раз повышает авторитет Казахстана, как реально независимого государства, уважающего международное право и исповедующего принципы открытости и справедливости даже в таких напряженных коллизиях (https://t.me/peruash/12498). Как видим, в 2024 году сделано немало, еще больше результатов работы Демократической партии "Ак жол", особенно в регионах, осталось за скобками этого обзора. К сожалению, немало наших принципиальных инициатив (читай Политическую программу Демпартии "Ак жол": https://akzhol.kz/ru/program) остаются нереализованными – в силу их неприятия чиновниками или в силу немногочисленности нашей депутатской фракции в Парламенте, а также в силу сохраняющейся монополии исполнительной власти за партией этой самой власти. Но – вода камень точит. Надо быть спокойным и упрямым. И перемены станут неизбежны. |