akzhol.kz, 15 января
Вице-премьеру, Министру нацэкономики С.Жумангарину
В обществе активно обсуждается вступивший в силу с нового года контроль мобильных переводов, что вызывает негативные ожидания со стороны предпринимателей и граждан. Фракция "Ак жол" на протяжении всего периода рассмотрения данного нововведения в 2023-24 годах, неоднократно выступала с критикой позиции налоговых органов, приводила примеры мониторинга платежей в других странах и предлагала более либеральное формы такого контроля, который бы не приводил к тотальному давлению на граждан и малый бизнес. После расширенного заседания нового правительства 7 февраля 2024 г., вице-премьер Н.Байбазаров сообщил, что подходы к контролю мобильных переводов будут пересмотрены (https://t.me/gosarchivekz/2378) "у меня есть поручение пересмотреть этот вопрос. Еще раз детально обсудим механизмы и критерии" - говорил он. Однако вопреки обещанию, подходы так и не поменялись и вступили в силу в крайне дискомфортном для бизнеса и населения виде. Уже на этапе обсуждения этого нововведения в 1 квартале 2024 г., Нацбанк сообщал о падении мобильных платежей на 30%. И сегодня малый бизнес все чаще переходит на наличные платежи. По мнению таких экспертов, как Олжас Байдельдинов, тотальный контроль платежей повторяет турецкую модель, которая привела к формированию двойного курса национальной валюты, когда оплата безналом стала на 10% дороже оплаты наличными. И это служит также одним из источников галопирующей инфляции в этой стране (https://t.me/baidildinovoil/1913). Такое давление грозит существенными экономическими и социальными издержками для бизнеса и материального положения наших граждан. В этой связи Демпартия "Ак жол" в очередной раз предлагает пересмотреть формат контроля мобильных переводов, опираясь на лучший зарубежный опыт. В частности, в соседней России с 2020 г. мониторингу подлежат только лица, получающие более 30 переводов в день, при этом каждый платеж должен быть более 1 тысячи рублей, а общая сумма таких платежей должна составлять более 1 млн рублей в месяц, что эквивалентно 5,5 млн.тг. У нас же под контроль подпадают абсолютно все платежи, включая самые мелкие, с общей суммой 255 тыс.тг, т.е. в 20 раз меньше, чем в РФ. Кому и какой толк от такого огромного массива ненужной информации? Понимая обязанность бизнеса оплачивать налоги, в то же время, фракция "Ак жол" считает необходимым также установить нижний предел платежа, подлежащего мониторингу – от 3-5 тысяч тенге и более. Что касается определения общей суммы платежей в месяц – считаем заявленный порог в 255 тыс.тг неадекватным нашим реалиям. Сумму платежей нельзя считать чистой прибылью предпринимателя. На практике рентабельность малого бизнеса составляет 15-20 процентов, и с оборота в 255 тыс. тенге (3 МЗП), его прибыль составит 50-60 тыс. тенге, т.е. меньше минимальной зарплаты. Для того, чтобы чистая прибыль составила вышеуказанные 255 тыс тенге, оборот предпринимателя должен составлять более 1млн.тг в месяц. В этой связи, Демпартия "Ак жол" предлагает вести мониторинг мобильных платежей начиная с суммы в 1 млн.тенге/мес. Учитывая, что предыдущий министр экономики, вопреки поручению президента не выработал более эффективный формат контроля переводов, предлагаем вернуться к данному вопросу. Хотим особо отметить, малый и микробизнес - это обычные люди, которые честно работают в маленьких магазинчиках, кафешках или оказывают мелкие услуги. Не они воруют из бюджета, не они выводят в оффшоры миллиарды. Если такой предприниматель заработает лишние 10-20тысяч тенге, он эти деньги оставит в стране - к примеру, купит ребенку одежду или немного расширит свой малый бизнес. Не там вы ищете олигархов, господа чиновники. Ищите тех, кто ворует миллиарды.
С уважением, Депутаты фракции "Ак жол" А.Перуашев Е.Барлыбаев Д.Еспаева К.Иса С.Ерубаев Е.Бейсенбаев |