ОФ "ЦСПИ "Стратегия"
О методике С марта 2009 года ОФ "ЦСПИ "Стратегия" на основе экспертных оценок составляет рейтинг управленческой элиты центрального уровня. Опрос экспертов проводится на ежеквартальной основе. Оценка производится по шкале от 1 до 7 баллов, где 1 – самый низкий показатель параметра, а 7 – наивысший показатель параметра. Данный опрос экспертов прошел с 30 декабря по 13 января 2024 года; в нем приняли участие 21 эксперт. По итогам IV квартала текущего года, так же, как и в III квартале, только четыре государственных института преодолели рубеж в 4 балла.
ТОП-5
Первое место в рейтинге государственных органов, как и по итогам III квартала, занял Мажилис Парламента РК во главе с Ерланом Кошановым. Общий балл по итогам оценки всех трех параметров – эффективность работы, информационная открытость и авторитетность руководителя – составил 4,58. Интересно отметить, что показатели нижней палаты примерно одинаковы по всем трем параметрам, однако показатель авторитетности руководителя органа наиболее высок – 4,8 балла, что также является наиболее высоким результатом среди всех госорганов, которые представлены в рейтинге. Эксперты указывали на то, что Кошанов превратился в настоящую политическую фигуру и выделяли его управленческие качества: "явно на своем месте, поскольку хорошо контролирует все возникающие споры"; "Кошанов за эти годы окончательно перешел из категории чиновников-администраторов в политические тяжеловесы". Вместе с тем отметим, что эксперты высказывали как позитивные, так и негативные мнения в отношении Мажилиса. Позитивные высказывания касались того, что работа Мажилиса стала активнее: "появились живые дискуссии"; "постоянное освещение работы депутатов, пресс-релизы, прямые трансляции. Активная законотворческая работа, усиление роли парламента через взаимодействие с гражданами". Что же касается критики Мажилиса, то она касалась того, что хотя предлагаемые правительством проекты законов критикуются депутатами, иногда ожесточенно, но, тем не менее, все они принимаются (не отклоняются): "несмотря на активные запросы депутатов – пока непонятно, почему депутаты критикуют те или иные законопроекты и все равно принимают их", также критике экспертов подвергается популизм некоторых депутатов от партии "Amanat": "очень много популизма от аманатовских депутатов. Многим вообще лучше рот не открывать". Государственный советник Ерлан Карин по итогам IV квартала повысил свой рейтинг (4,28 балла) и занял 2-место (против 3-места с 4,07 балла в III квартале). Эксперты оценили госсоветника выше 4-х баллов по всем параметрам. По мнению ряда экспертов, в заслугу госсоветнику можно поставить то, что "г-н Карин сумел стать модератором для различных экспертных и политических групп влияния"; "Начал усиливать контроль за идеологической сферой и ее конкретным наполнением"; "О Ерлане Карине сегодня слышали даже таксисты. Это показатель". В то же время подчеркивается, что он имеет влияние на разработку концепций государственной политики, "но ограниченные полномочия снижают практическое выполнение". Третью строчку рейтинга с 4,14 баллами занял Сенат Парламента во главе с Мауленом Ашимбаевым, который в прошлом квартале с 4,22 баллами занимал 2-место. Так же, как и ранее, наибольший балл (4,47) Сенат получил по параметру информационной открытости, а наименьший – по параметру эффективности работы (3,58). Эксперты оценивают авторитетность спикера Сената сравнительно высоко (4,4 балла): "Иногда складывается впечатление, что в Сенате работает только спикер. Других депутатов сразу и не вспомнить". Также эксперты высказались о хорошей организации законотворческой работы, взаимодействии с другими ветвями власти и что принимаются значимые законодательные инициативы, но в то же время прозвучала критика, что "остается низкий уровень общественного обсуждения, редко освещаются детали законодательных инициатив на ранних стадиях" и после смены роли Сената стало сложно понимать его пользу в законотворческом процессе: "несмотря на мандат регионального развития, палата достаточно вяло этим занимается. Все идет к обновлению состава Сената". Вице-премьер Канат Бозумбаев сохранил позицию на 4-месте: "на текущий момент, пожалуй, является самым эффективным членом правительства". Наибольший балл вице-премьер получил по параметру авторитетности (4,2 против 4,39 в III квартале), и он повысил информационную открытость с 3,72 до 4,17 в IV квартале. Как заслугу вице-премьера все еще вспоминают его действия во время паводков, а также то, что "хорошо проявил себя при крушении азербайджанского самолета в Актау. Смело руководил комиссией. Не давал вмешиваться ни российским, ни азербайджанским сторонам. Уверенно общается с журналистами, в том числе и иностранными". В то же время эксперты подчеркивают, что для вице-премьера 2025 год окажется ключевым, поскольку "придется решать накопившиеся за много лет структурные проблемы". Замыкает ТОП-5 Министерство иностранных дел во главе с Муратом Нуртлеу, улучшив свой результат с 3,83 балла в III квартале на 3,96 балла в IV квартале. По авторитетности руководителя и эффективности работы показатели МИДа выше 4-х балла, тогда как информационная открытость по-прежнему проседает на уровне 3,58 балла. В заслугу Министерству ставят, что отчеты о международных встречах и дипломатических переговорах публикуются оперативно и идет повышение статуса Казахстана на мировой арене. Также отмечается, что "очень сложно быть главой МИД при президенте – бывшем дипломате".
ПРАВИТЕЛЬСТВО
Премьер-министр Олжас Бектенов несколько снизил позицию – 6-е место (3,93 балла против 4,02 балла в III-м квартале). Наиболее высокий балл у премьера по параметру информационной открытости (4 балла), а вот показатель эффективности работы у высшего чиновника, по оценкам экспертов, немного ниже (3,89 балла). Эксперты выразили противоположные мнения по оценке работы премьер-министра: "слабая координация деятельности правительства, неравномерное выполнение реформ в различных секторах" против "в нынешних реалиях экономика показала неплохой рост. Делает упор на цифровизацию"; "пресс-служба активно публикует информацию, освещаются встречи и инициативы". 7 место рейтинга заняло Министерство культуры и информации во главе с Аидой Балаевой. Ведомство не дотянуло до порога в 4 балла, получив показатель в 3,88 балла против 3,46 балла в III квартале, однако информационная открытость госоргана была оценена экспертами достаточно высоко (4,26 балла), что является третьим результатом среди всех государственных органов, участвующих в рейтинге. Наименьший балл ведомство получило по параметру эффективности работы (3,47 балла против 3,44 балла в III квартале). Эксперты отмечают, что ведомство: "одно из немногих действительно крепких министерств страны. И во многом благодаря личной энергичности его первого руководителя" и подчеркивают, что руководитель МКИ приобретает высокий политический вес: "сумела удержать баланс в очень непростой ситуации и очень непростой сфере. Также постепенно переходит из разряда чиновников-администраторов в политические фигуры"; "как говорится, и швец, и жнец, и на дуде дудец. Министр в этом году на себе вытянула огромный фронт работы". Вице-премьер Тамара Дуйсенова с рейтингом 3,75 балла (против 3,35 балла в III квартале) заняла 9-ю позицию. Эксперты отметили, что: "человек на своем месте и благодаря ей несмотря на тяжелый в целом год социальная сфера особо никого не беспокоила". Также было отмечено, что вице-премьер эффективно взаимодействует с министерствами: "Есть улучшения в социальных программах, повышение доступности поддержки для населения. Высокая активность в освещении социальных вопросов и программ, высокий авторитет в социальной сфере за внедрение социальных программ". Вице-премьер Серик Жумангарин улучшил свои позиции на 1 пункт, поднявшись с 11 на 10 место в рейтинге с результатом в 3,72 балла против 3,44 балла. Жумангарин, похоже, учел замечания экспертов об улучшении информационной открытости и по результатам IV квартала ее показатель составил 3,79 балла против 3,28 балла. Эксперты отметили, что он: "авторитетен, в отличие от коллег, открыт, да и каких-то проблем удалось избежать, несмотря на то что интеграция и внешнеэкономическое сотрудничество весьма в нынешних условиях хлопотное дело". Строчкой ниже Жумангарина расположились Министерство науки и высшего образования во главе с Саясатом Нурбеком и Национальный банк, возглавляемый Тимуром Сулейменовым с одинаковым показателем в 3,70 баллов. Оба ведомства улучшили свои результаты в рейтинге по сравнению с предыдущим кварталом (3,05 и 3,31 баллов соответственно). Эксперты подчеркивают информационную открытость Нурбека: "в вузах и научных кругах о работе министерства говорят нейтрально. Сам Нурбек легко идет на контакт со СМИ и населением, что сейчас является редким явлением"; "публикуются научные инициативы и реформы, но менее активно" и закрытость в Сулейменова: "присутствие в информационном поле сводилось лишь к комментариям и отзывам по наиболее резонансным событиям, впрочем, как и всегда под информационной открытостью понимается лишь ответы на часто задаваемые в соцсетях вопросы – ноль отчетности, ноль информации о деятельности, лишь реакция на запросы". Первый вице-премьер Роман Скляр за IV квартал текущего года улучшил свой рейтинг (3,61 балла против 3,57 балла в III квартале) и занимает 14-место. Наибольший балл Скляр получил по параметру эффективности работы (3,63), а показатели авторитетности и информационной открытости оценены ниже (по 3,6 и 3,58 баллов соответственно). Эксперты отмечают, что Скляр "один тянет огромный инфраструктурный блок"; "он один из немногих членов правительства, эффективность работы которого чуть выше среднего. Хотя ежели будет отправлен в отставку, это мало кто заметит". Отмечают, что первый вице-премьер стал чаще выступать на публике, стал оперативно взаимодействовать с Министерствами и все же эксперты советуют ему чаще появляться на публике: "с информационной открытостью у г-на Скляра, конечно, беда. Но может это так и задумано в нынешней конфигурации"; "информация о нем доступна, но освещается менее активно, чем у премьер-министра". Самые низкие показатели имеет Министерство национальной экономики (2,40 балла против 2,20 балла). Неудивительно, что 21 декабря 2024 года по решению президента был назначен новый руководитель.
АКИМАТЫ
В рейтинге представлены акимы двух крупнейших городов страны: Женис Касымбек и Ерболат Досаев. Акимат Астаны сохранил свои позиции на 8 месте, но, ухудшив результаты с 4-х до 3,79 балла. Эксперты отмечают, что: "в целом ситуация в Астане контролируема и он вполне управляется с таким беспокойным хозяйством". Акимат Алматы поднялся с 22-е места на 15 место в рейтинге, набрав в общей сложности 3,53 балла против 3,13 балла в III квартале. Авторитетность акима южной столицы составила 3,6 балла против 3,11 балла в прошлом квартале, а показатели эффективности и информационной открытости составляют по 3,5 баллов. Эксперты отмечали, что: "Алматы один из самых проблемных с точки зрения управления в широком смысле этого слова регионов, поэтому то, раз каких-то серьезных проблем не возникало уже есть жирный плюс акиму и акимату"; "публикуются отчеты о городской инфраструктуре, ремонтах и проектах".
КВАЗИГОССЕКТОР Организации квазигосударственного сектора, такие как ФНБ "Самрук-Казына" и НУХ "Байтерек" и в этот раз оказались в нижней части рейтинга с результатами в 2,75 балла и 2,51 балла (в III квартале 2,35 балла 2,31 балла соответственно). Деятельность НУХ "Байтерек" экспертами описывается как: "особых провалов не было, как и каких-то взлетов и прорывов", а работа ФНБ "Самрук-Казына" описывается фразой "в нынешнем виде и при нынешнем руководстве видится больше паразитирующей надстройкой".
ПРОЧИЕ ВЕДОМСТВА
Высшая аудиторская палата во главе с Алиханом Смаиловым, занимавшая в предыдущем рейтинге 16-е место опустилась на 17-ю позицию, с общим показателем 3,49 балла против 3,29 балла в III квартале. Некоторые эксперты отметили, что ведомство информационно закрыто: "Очень сложно при таком режиме информационных коммуникаций в принципе оценивать деятельность нового органа с, напомню, новыми полномочиями. Иногда возникает мысль, а не провести ли аудит аудиторов? Публичные выступление г-на Смаилова выглядят, учитывая его бэкграунд, просто комедийно. И это тоже проблема коммуникаций и информационной открытости". Центральная избирательная комиссия во главе с Нурланом Абдировым с 17 места в предыдущем рейтинге опустилась на 28 место в рейтинге с показателями 3,22 балла до 3,12 балла: "вполне адекватно отработали референдум". Высшему судебному совету во главе с Дмитрием Малаховым низкие оценки экспертов достались от прежнего руководства. Самый низкий результат из госорганов получило Агентство по стратегическому планированию и реформам во главе с Жандосом Шаймардановым, которое сохранило свою позицию на последней строчке среди всех государственных органов страны с результатом в 2,35 балла против 2,14 балла в III квартале. По мнению экспертов ведомство находится на распутье: "тяжелый случай. Ведомство никак не может найти себя и свое место".
Таблица 1. – Рейтинг государственных органов Казахстана и оценка по параметрам (IV квартал 2024 г.)
Ранг | Госорганы | Итог | ФИО руководителя | Авторитетность руководителя | Информ. открытость | Эффективность работы | 1 | Мажилис Парламента | 4,58 | Кошанов Е. Ж. | 4,8 | 4,63 | 4,32 | 2 | Государственный советник | 4,28 | Карин Е. Т. | 4,3 | 4,47 | 4,05 | 3 | Сенат Парламента | 4,14 | Ашимбаев М. С. | 4,4 | 4,47 | 3,58 | 4 | Вице-премьер | 4,07 | Бозумбаев К.А. | 4,2 | 4,17 | 3,83 | 5 | Министерство иностранных дел | 3,96 | Нуртлеу М.А. | 4,1 | 3,74 | 4,05 | 6 | Премьер-министр | 3,93 | Бектенов О.А. | 3,9 | 4,00 | 3,89 | 7 | Министерство культуры и информации | 3,88 | Балаева А. Г. | 3,9 | 4,26 | 3,47 | 8 | Акимат Астаны | 3,79 | Касымбек Ж.М. | 3,8 | 4,00 | 3,53 | 9 | Вице-премьер | 3,75 | Дуйсенова Т. Б. | 3,7 | 3,83 | 3,72 | 10 | Вице-премьер | 3,72 | Жумангарин С.М. | 3,7 | 3,79 | 3,63 | 11 | Министерство науки и высшего образования | 3,70 | Нурбек С. | 3,5 | 4,11 | 3,47 | 12 | Национальный банк | 3,70 | Сулейменов Т. М. | 3,7 | 3,84 | 3,58 | 13 | Комитет национальной безопасности | 3,67 | Сагимбаев Е. А. | 4,1 | 2,95 | 3,95 | 14 | Первый вице-премьер | 3,61 | Скляр Р. В. | 3,6 | 3,58 | 3,63 | 15 | Акимат Алматы | 3,53 | Досаев Е.А. | 3,6 | 3,5 | 3,5 | 16 | Агентство по противодействию коррупции | 3,51 | Жұмағали А. Ж. | 3,5 | 3,47 | 3,58 | 17 | Высшая аудиторская палата | 3,49 | Смаилов А.А. | 3,6 | 3,42 | 3,47 | 18 | Министерство энергетики | 3,35 | Саткалиев А. М. | 3,4 | 3,39 | 3,28 | 19 | Администрация Президента | 3,35 | Дадебай А.А. | 3,4 | 2,79 | 3,84 | 20 | Министерство цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности | 3,28 | Мадиев Ж.Х. | 3,1 | 3,42 | 3,32 | 21 | Агентство по регулированию и развитию финансового рынка | 3,28 | Абылкасымова М. Е. | 3,3 | 3,22 | 3,28 | 22 | Министерство просвещения | 3,25 | Бейсембаев Г.Б. | 3,2 | 3,37 | 3,21 | 23 | Генеральная прокуратура | 3,25 | Асылов Б. Н. | 3,4 | 3,05 | 3,32 | 24 | Министерство по чрезвычайным ситуациям | 3,22 | Аринов Ч.С. | 3,1 | 3,28 | 3,28 | 25 | Министерство внутренних дел | 3,21 | Саденов Е.С. | 3,3 | 3,16 | 3,21 | 26 | Министерство труда и социальной защиты населения | 3,21 | Жакупова С. К. | 3,1 | 3,37 | 3,21 | 27 | Министерство обороны | 3,12 | Жаксылыков Р.Ф. | 3,2 | 3,16 | 3,00 | 28 | Центральная избирательная комиссия | 3,12 | Абдиров Н. М. | 2,9 | 3,35 | 3,06 | 29 | Министерство финансов | 3,05 | Такиев М.Т. | 3,1 | 3,05 | 3,05 | 30 | Министерство сельского хозяйства | 3,04 | Сапаров А. С. | 3,1 | 3,06 | 3,00 | 31 | Аппарат Правительства | 3,04 | Койшыбаев Г.Т. | 3,2 | 2,72 | 3,17 | 32 | Конституционный суд | 3,04 | Азимова Э. А. | 3,1 | 2,89 | 3,11 | 33 | Агентство по финансовому мониторингу | 3,02 | Элиманов Ж.К. | 3,1 | 2,88 | 3,12 | 34 | Совет безопасности | 3,00 | Нурдаулетов Г.Д. | 3,3 | 2,33 | 3,39 | 35 | Министерство юстиции | 3,00 | Ескараев А.Н. | 2,9 | 2,89 | 3,22 | 36 | Министерство водных ресурсов и ирригации | 3,00 | Нуржигитов Н.Н. | 2,8 | 2,88 | 3,29 | 37 | Министерство промышленности и строительства | 2,96 | Шарлапаев К.Б. | 2,7 | 3,16 | 3,05 | 38 | Министр экологии и природных ресурсов | 2,95 | Нысанбаев Е.Н. | 2,8 | 3,16 | 2,89 | 39 | Министерство транспорта | 2,93 | Карабаев М.К. | 2,9 | 2,83 | 3,06 | 40 | Министр туризма и спорта | 2,92 | Мырзабосынов Е.К. | 2,6 | 3,24 | 2,88 | 41 | Верховный суд | 2,92 | Мергалиев А.А. | 3,0 | 2,71 | 3,06 | 42 | Агентство по защите и развитию конкуренции | 2,88 | Омаров М.Т. | 2,8 | 2,84 | 2,95 | 43 | Министерство здравоохранения | 2,84 | Альназарова А. Ш. | 2,7 | 3,11 | 2,74 | 44 | Министерство торговли и интеграции | 2,75 | Шаккалиев А.А. | 2,6 | 3,00 | 2,68 | 45 | ФНБ "Самрук-Казына" | 2,75 | Жакыпов Н.К. | 2,7 | 2,89 | 2,68 | 46 | Агентство по делам государственной службы | 2,73 | Жазыкбай Д. М. | 2,7 | 2,71 | 2,76 | 47 | Высший судебный совет | 2,70 | Малахов Д. М. | 2,8 | 2,59 | 2,69 | 48 | АО "Национальный управляющий холдинг "Байтерек" | 2,51 | Карагойшин Р.Т. | 2,6 | 2,42 | 2,53 | 49 | Министерство национальной экономики (до 21.12.2024.) | 2,40 | Байбазаров Н.С. | 2,2 | 2,74 | 2,26 | 50 | Агентство по стратегическому планированию и реформам | 2,35 | Шаймарданов Ж.Н. | 2,2 | 2,61 | 2,28 |
ТОП-10 по параметрам
Авторитетность руководителя В ТОП-10 по параметру авторитетности руководителя первую позицию занимает Мажилис Парламента, спикер Е. Кошанов, с показателем в 4,79 балла. Сенат Парламента со спикером М. Ашимбаевым занимает второе место в этом рейтинге с показателем в 4,37 балла, на третьем месте – государственный советник Е. Карин с результатом в 4,32 балла. В ТОП-5 входят вице-премьер К. Бозумбаев (4,22 балла); руководители министерства иностранных дел М. Нуртлеу и Комитета национальной безопасности Е. Сагимбаев (по 4,11 баллов). ТОП-10 замыкает вице-премьер Т. Дуйсенова с результатом в 3,74 балла. Самыми неавторитетными эксперты назвали руководителей НУХ "Байтерек" Р. Карагойшина (2,58) и Агентства по стратегическому планированию и реформам Ж. Шаймарданова (2,17).
Диаграмма 1. – Рейтинг по авторитетности руководителя, средний балл

Информационная открытость В ТОП-10 по параметру "информационная открытость" первую позицию занимает Мажилис Парламента, с показателем в 4,63 балла. На второй позиции расположился Сенат Парламента с показателем в 4,47 балла. На третьей позиции – государственный советник (4,47 балла). Министерство культуры и информации занимает четвертое место с показателем 4,26 балла. На пятом месте вице-премьер К. Бозумбаев с рейтингом 4,17 балла. Замыкает ТОП-10 вице-премьер Т. Дуйсенова с результатом в 3,83 балла. Явным аутсайдером в плане информационный открытости, по мнению экспертов, являются Высший судебный совет (2,59 балла) и АО НУХ "Байтерек" (2,42 балла).
Диаграмма 2. – Рейтинг информационной открытости, средний балл

Эффективность работы В ТОП-10 по параметру "эффективность работы" первую строчку занимает Мажилис Парламента с показателем 4,32 балла. На втором-третьем местах государственный советник и министерство иностранных дел с результатом в 4,05 балла. Замыкают ТОП-10 по эффективности первый вице-премьер Р. Скляр и вице-премьер С. Жумангарин с результатом по 3,63 балла. МНЭ и АСПИР, по мнению экспертов, являются самыми неэффективными структурами (по 2,26 и 2,28 баллов соответственно). НУХ "Байтерек" также имеет низкие показатели эффективности (2,53 балла).
Диаграмма 3. – Рейтинг эффективности работы, средний балл
 |