ВАП, 21 января
Высшая аудиторская палата завершила госаудит эффективности политики государства по противодействию теневой экономике. Его результаты рассмотрены на заседании ВАП во главе с председателем Алиханом Смаиловым. В нем также приняли участие заместитель председателя Агентства по финансовому мониторингу Кайрат Бижанов, руководитель Бюро национальной статистики Максат Турлубаев, вице-министр финансов Ержан Биржанов, председатель Комитета государственных доходов Жандос Дуйсембиев и др. Теневой сектор экономики негативно влияет на развитие страны, снижая уровень добросовестной конкуренции, препятствуя росту малого и среднего бизнеса, а также сокращая поступления в государственный бюджет. Казахстан нацелен на уменьшение доли теневой экономики в валовом внутреннем продукте до 15%, что соответствует уровню развитых стран ОЭСР. И в последние годы отмечается устойчивый тренд по снижению этого показателя – с 28,8% в 2017 году до 17,5% в 2023 году. Вместе с тем, судя по результатам проведенного аудита, есть ряд существенных недостатков, которые сдерживают эффективность мер госполитики в этом направлении. Так, на сегодня отсутствует госорган, который бы отвечал за формирование единой политики в сфере противодействия теневой экономике и координацию других ведомств. Подобные функции изначально были закреплены за Агентством по финмониторингу. Однако впоследствии их исключили из Положения АФМ. В результате каждый госорган в пределах своей компетенции принимает меры, но нет цельной системы с четким распределением функционала. Комплексными планами по борьбе с теневой экономикой охвачены не все отрасли, и в них встречаются формальные мероприятия. "Не прослеживается слаженная работа госорганов. Комплексные планы недостаточно ориентированы на снижение теневой экономики. Мероприятия проработаны слабо, некоторые фактически снимаются с контроля без исполнения. Не проводится оценка их влияния на снижение теневой экономики. При этом аудит показал, что в стране есть значительный объем скрытого оборота", - отметил председатель ВАП Алихан Смаилов в ходе заседания. У аудиторов также возникли вопросы к методикам определения ненаблюдаемой экономики. Например, используется коэффициент безналичного оборота. Это соотношение безналичных платежей физлиц за товары и услуги к ВВП. Но доля таких платежей итак растет каждый год, что автоматически "снижает" уровень теневой экономики. Поэтому обоснованность этого коэффициента вызывает сомнения. Кроме того, по одной из категорий расчета не учитываются классификаторы "Операции с недвижимым имуществом", куда в том числе входит аренда жилья, и "Искусство, развлечения и отдых". А в другой категории данные по малым торговым предприятиям начали собирать не сплошным, а выборочным методом, что также привело к снижению охвата ненаблюдаемой экономики. На основании проведенного анализа госаудит выявил ряд высокорисковых сфер и направлений, подверженных теневому обороту. Например, по данным КГД, граждане трех центральноазиатских стран заработали в Казахстане за три года 136 млрд тенге. Однако, по информации Нацбанка, за это же время они перевели на родину суммарно 1 трлн тенге. То есть велика вероятность производства "теневых" товаров или услуг. Всего по результатам аудита установлено косвенных потерь бюджета по доходной части на сумму 74 млрд тенге, а также 18 процедурных нарушений и 23 системных недостатка. По всем проблемным вопросам Высшая аудиторская палата выработала необходимые рекомендации и поручения. Они будут способствовать устранению имеющихся недостатков и достижению поставленных целей в сфере противодействия теневой экономике. |