NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Воскресенье 23.03.2025 16:44 ast
14:44 msk

Олжас Бектенов и его правительство: удержали и удержались (по итогам экспертной оценки деятельности)
Работа Правительства О. Бектенова за истекший период была оценена экспертами на "удовлетворительно" – 2,77 балла по 5-балльной шкале (где 1 – очень низкая оценка, 5 – высокая). Чаще всего эксперты выбирали оценку в 3 балла.
04.02.2025 / политика и общество

ОФ "Центр социальных и политических исследований "Стратегия"

С 2007 года ОФ "ЦСПИ "Стратегия" регулярно проводит экспертные опросы с целью оценки деятельности действующего на момент исследования казахстанского правительства. Так, в ноябре 2007 года состоялся первый экспертный опрос по оценке деятельности правительства К. Масимова. В сентябре 2014 года в центре внимания была работа правительства С. Ахметова. В марте 2016 года была проведена экспертная оценка деятельности второго кабинета министров Масимова. А в весеннем опросе 2018 года в поле зрения оказалась работа правительства под руководством Б. Сагинтаева. В 2020 году опрос был приурочен к году работы правительства А. Мамина, а в мае 2023 года эксперты ответили на вопросы о работе А. Смаилова и его команды. В январе 2025 года эксперты ответили на вопросы о работе правительства О. Бектенова.

Методика. Опрос экспертов проходил в анкетной форме. Анкета включает вопросы, касающиеся оценки правительства в целом и по отдельным критериям; оценки работы министерств; выявления сильных и слабых сторон работы правительства.
Большинство вопросов анкеты являются мониторинговыми и используются во всех ранее проведенных опросах, что позволяет проводить сравнительный анализ оценок работы правительств.

Эксперты. В опросе, проведенном в январе 2025 года, принял участие 31 эксперт, которые представляют как частный, так и государственный сектора:
СекторКол-во
Частный сектор11
Государственный сектор5
Неправительственный сектор13
Квазигосударственный сектор2


Средний стаж работы экспертов в своем секторе составляет 23 года.

Источники информации. По итогам опроса заметно, что основным источником информации о деятельности правительства и премьер-министра, стали СМИ, включая новостные и аналитические интернет-издания (83,9%, 1-е место). Далее следуют телеграм-каналы, блоки и аккаунты аналитиков / ЛОМов в социальных сетях (80,6%, 2-е место). На третьем и четвертом местах, с большим отставанием, расположились официальный сайт премьер-министра (58,1%) и офлайн встречи и разговоры с коллегами (51,6%).
Обращает внимание, что первоисточники, такие как сайты министерств, аккаунты министров и оффлайн встречи членов правительства с экспертами в рамках официальных мероприятий, не пользуются большим спросом у экспертов в качестве каналов информации. Очень низкая востребованность среди экспертов отмечается у мероприятий СЦК – 3,2%.



Оценка правительства. Напомним, что Олжас Бектенов занял пост премьер-министра 6 февраля 2024 год, сменив на этой должности Алихана Смаилова.
Работа Правительства О. Бектенова за истекший период была оценена экспертами на "удовлетворительно" – 2,77 балла по 5-балльной шкале (где 1 – очень низкая оценка, 5 – высокая). Чаще всего эксперты выбирали оценку в 3 балла.
В сравнительной таблице представлены оценки правительств Казахстана с момента начала проведения экспертных опросов:

Премьер-министр РКСредний балл, от 1 до 5 баллов
К. Масимов (2007–2012 гг.)3,23 балла
С. Ахметов (2012–2014 гг.)2,97 балла
К. Масимов (2014–2016 гг.)2,30 балла
Б. Сагинтаев (2016–2019 гг.)2,33 балла
А. Мамин (2019–2022 гг.)2,88 балла
А. Смаилов (2022–2024 гг.)1,60 балла
О. Бектенов (2024–2025 гг.)2,77 балла


В качестве аргументации своей оценки эксперты отмечали, что у правительства было не так много времени на то, чтобы исправить ситуацию, именно поэтому его работу можно оценить как "в нынешних условиях удовлетворительно даже ценой накопления проблем": "В рамках одного года у действующего правительства недостаточно было времени для исправления ситуации. Происходят изменения в регуляторной базе и есть попытки исправить ситуацию на институциональной уровне. Но для того, чтобы увидеть результаты этой работы придется ждать более чем 3 года"; "В целом с поставленными задачами справились, но было много конъюнктурных недостатков". Однако были также и критические комментарии со стороны экспертов о деятельности правительства, которые прежде всего касались проблем с дефицитом бюджета, увлечений микроменеджментом и отсутствия "четкой стратегии действий": "У правительства нет стратегического видения и курса в макрополитике, инвестиционной и промышленной политике. Нет эффективности в реализации бюджетной политики. Дефицит бюджета. Ситуативность принимаемых мер".
При этом к достижениям [1] правительства было отнесено успешное решение проблемы паводков, поддержка отечественных товаропроизводителей, а также положительные сдвиги по отдельным экономическим направлениям: "В целом стараются. Есть результаты по торговле, транспорту, инфраструктуре, сельскому хозяйству"; "Происходят изменения в регуляторной базе и есть попытки исправить ситуацию на институциональном уровне"; "Справились со стихийными бедствиями – это плюс".
Среди недостатков работы правительства Бектенова были названы следующие:
- Отсутствие стратегического видения будущего;
- Отсутствие необходимых реформ;
- Ситуативное реагирование;
- Отсутствие профессионализма в экономическом планировании;
- Бюджетный кризис;
- Отсутствие позитивной динамики в улучшении качества жизни населения;
- Отсутствие диалога с общественностью;
- Отсутствие результатов в борьбе с коррупцией.
Логичным продолжением оценки работы правительства Бектенова уже по предложенным критериям стали невысокие баллы по показателям социально-экономического характера.
В целом, если оценивать работу правительства Бектенова по отдельным критериям, то также, как и в случае с предыдущим правительством, эксперты выше всего оценили его работу по критериям "сальдо естественного прироста населения" и "сальдо миграции". Можно сказать, что как в первом, так и во втором случае, правительствам повезло, что ситуация в стране по этим критериям обернулась им в зачет, особенно, это касается вопроса миграции. Часть экспертов также отметила, что критерий "сальдо естественного прироста населения" будет высоким при любом правительстве.
Стоит отметить, что правительство Смаилова было оценено выше 2 баллов только по двум указанным выше критериям, тогда как действующее правительство оценили выше 2 баллов практически по всем критериям, кроме исполнения бюджета и его дефицита, а также эффективности использования средств Национального фонда.

КАК БЫ ВЫ ОЦЕНИЛИ РАБОТУ ПРАВИТЕЛЬСТВА О. БЕКТЕНОВА ПО ПРЕДЛОЖЕННЫМ КРИТЕРИЯМ ОЦЕНКИсредний балл, от 1 до 5 баллов
1.Сальдо естественного прироста населения3,07
2.Количество и частота акций социального протеста2,84
3.Сальдо миграции2,80
4.Объем привлеченных инвестиций2,65
5.Среднегодовой реальный прирост ВВП2,48
6.Уровень безработицы2,48
7.Размер ВВП по ППС (с учетом паритета покупательной способности) на душу населения2,31
8.Выполнение Национального плана развития РК2,31
9.Уровень средней реальной заработной платы2,26
10.Динамика тарифов на коммунальные услуги2,26
11.Размер государственного долга2,17
12.Улучшение качества жизни населения2,16
13.Уровень годовой инфляции2,10
14.Динамика цен на товары первой необходимости2,03
15.Исполнение бюджета и его дефицит1,97
16.Эффективность использования средств Национального фонда1,74


Основные характеристики правительства Бектенова такие же, как и у правительства Смаилова – "временное" и "техническое".
С точки зрения процесса принятия решения сравнительно высокую (выше 3 баллов) оценку правительство О. Бектенова получило только по характеристике оперативность (3,13). Все другие характеристики оценены ниже 3 баллов, например, гибкость (2,65) и ответственность (2,55). В то же время ни одна из характеристик не была оценена ниже 2 баллов.

ОЦЕНИТЕ РАБОТУ ПРАВИТЕЛЬСТВА С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ПРОЦЕССА ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ НА ОСНОВЕ ПРЕДЛОЖЕННЫХ ХАРАКТЕРИСТИК:Правительство
О. Бектенова,
от 1 до 5 баллов
1.Оперативность3,13
2.Гибкость2,65
3.Ответственность2,55
4.Профессионализм2,48
5.Межведомственное взаимодействие2,40
6.Инициативность2,10


Если говорить о работе самого премьер-министра, то мнения экспертов относительного того, справляется ли он с функционалом своей должности, разделились примерно поровну: 51,6% посчитали, что он скорее справляется со своими задачами, а 48,4%, что скорее не справляется. Стоит отметить, что в сравнении с Алиханом Смаиловым, большинство экспертов куда лучше оценили работу Бектенова (по итогам предыдущего исследования, 78% экспертов посчитали, что Смаилов не справляется со своими задачами).
Оценка заместителей премьер-министра с точки зрения их влияния на курируемые направления, выглядит следующим образом. Наиболее влиятельным вице-премьером эксперты назвали К. Бозумбаева, чье влияние на курируемые направления (вопросы региональной политики, жилищно-коммунального хозяйства, чрезвычайных ситуаций и водных ресурсов) они оценили в 3,67 баллов. На втором месте по влиятельности – глава МИД и по совместительству вице-премьер М. Нуртлеу, чью влиятельность эксперты оценили в 3,48 баллов.
Замыкает тройку лидеров вице-премьер и, по совместительству, глава МНЭ С. Жумангарин (3,28 баллов), получивший назначение министром в нагрузку под занавес 2024 года. Наименее влиятельным заместителем премьера эксперты назвали руководителя аппарата правительства Г. Койшыбаева.

ОЦЕНИТЕ РАБОТУ ЗАМЕСТИТЕЛЕЙ ПРЕМЬЕР-МИНИСТРА РК ПО ВЛИЯНИЮ НА КУРИРУЕМЫЕ ИМИ НАПРАВЛЕНИЯсредний балл, от 1 до 5 баллов
1.Заместитель премьер-министра Бозумбаев К.3,67
2.Заместитель премьер-министра – министр иностранных дел Нуртлеу М.3,48
3.Заместитель премьер-министра – министр национальной экономики Жумангарин С.3,28
4.1-й заместитель премьер-министра Скляр Р.3,13
5.Заместитель премьер-министра Дуйсенова Т.3,06
6.Заместитель премьер-министра – Руководитель аппарата правительства Койшыбаев Г.2,63


В таблице ниже представлены экспертные оценки работы министерств правительства Бектенова.
Самую высокую оценку – 3,68 балла – получило министерство иностранных дел. На втором месте, по результатам оценок экспертов, оказалось министерство по чрезвычайным ситуациям, с результатом в 3,26 баллов. Из комментариев экспертов: "Правительство работало достаточно технологично и оперативно: МИД, социальный блок, МЧС – очень хорошо высокопрофессионально отработали". Замыкает тройку лидеров министерство цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности с результатом 3,10 баллов. Это те 3 министерства, которые получили оценку выше трех баллов.
Единственным же министерством, получившим оценку ниже двух баллов, стало министерство национальной экономики (1,97).

В ТАБЛИЦЕ НИЖЕ ПОСТАВЬТЕ, ПОЖАЛУЙСТА, СВОЮ ОЦЕНКУ РАБОТЕ ЗА ПОСЛЕДНИЙ ГОД КАЖДОГО ИЗ ПЕРЕЧИСЛЕННЫХ МИНИСТЕРСТВСредний балл, от 1 до 5 баллов
1.Министерство иностранных дел3,68
2.Министерство по чрезвычайным ситуациям3,26
3.Министерство цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности3,10
4.Министерство науки и высшего образования2,83
5.Министерство энергетики2,77
6.Министерство транспорта2,74
7.Министерство культуры и информации2,73
8.Министерство труда и социальной защиты населения2,72
9.Министерство экологии и природных ресурсов2,70
10.Министерство финансов2,68
11.Министерство просвещения2,68
12.Министерство обороны2,67
13.Министерство здравоохранения2,61
14.Министерство внутренних дел2,58
15.Министерство промышленности и строительства2,58
16.Министерство сельского хозяйства2,55
17.Министерство водных ресурсов и ирригации2,52
18.Министерство юстиции2,42
19.Министерство туризма и спорта2,32
20.Министерство торговли и интеграции2,16
21.Министерство национальной экономики1,97


В то же время при рассмотрении в динамике результатов ответов на вопрос о том, деятельность каких из министерств наиболее важна на данном этапе развития страны, выявлено, что начиная с 2018 года, в перечне министерств, вошедших в ТОП-5, первое место сохраняется за министерством национальной экономики. Т.е., именно это министерство признается самым важным для развития экономики страны последние 7 лет, но именно его работу эксперты оценивают ниже всех.
Второе и третье места так же, как и в прошлом (2023) опросе занимают министерство финансов и министерство сельского хозяйства. А вот четвертое и пятое места в этом году заняли министерство энергетики и министерство иностранных дел.

ТОП-5 МИНИСТЕРСТВ, ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КОТОРЫХ НАИБОЛЕЕ ВАЖНА НА ДАННОМ ЭТАПЕ РАЗВИТИЯ СТРАНЫ
2018202020232024
1. Министерство национальной экономики1. Министерство национальной экономикиМинистерство национальной экономикиМинистерство национальной экономики
2. Министерство труда и социальной защиты населения2. Министерство внутренних делМинистерство финансовМинистерство финансов
3. Министерство по инвестициям и развитию3. Министерство образования и наукиМинистерство сельского хозяйстваМинистерство сельского хозяйства
4. Министерство образования и науки4. Министерство финансовМинистерство внутренних делМинистерство энергетики
5. Министерство финансов5. Министерство труда и социальной защиты населенияМинистерство обороныМинистерство иностранных дел


Экономическая стратегия. Что касается определения направленности экономической стратегии нынешнего правительства, то по результатам опроса, она не отличается от содержания политик предыдущих правительств – большинство экспертов (54,8%) убеждено, что экономика Казахстана регулируется в эгоистических интересах властвующего социального слоя за счет снижения уровня жизни граждан.
Однако можно заметить, что несмотря на то, что это наиболее распространенная оценка, тем не менее, с момента последних замеров, доля тех, кто придерживается данной позиции, снизилась почти на 20 п.п. (например, у правительства Мамина в 2020 году доля таких оценок составляла 73,9%).
Пятая часть (19,4%) считает, что государство усиливает прямое вмешательство в производство и внешнеэкономические связи. Около 9,7% считают, что государство установило и сохраняет контроль над движением товаров и капиталов.
Такие из предложенных вариантов как "В экономике обеспечивается устойчивый рост конечного продукта в оптимальной структуре для граждан, достижение полной занятости, стабильный показатель инфляции и справедливое распределение доходов" и "Экономика становится все более открытой для свободного движения товаров и капиталов", не набрали ни одного процента.



Правительство было оценено как наиболее влияющий на экономическое положение страны институт (3,90 баллов), поднявшись с момента последних замеров с 6-го места на 1-е. На втором месте находится крупный бизнес, чье влияние эксперты оценили в 3,72 балла. Следует отметить, что с момента последних замеров, крупный бизнес опустился на второе место, а средний балл его влияния несколько снизился (3,95 балла в 2020 году). Администрация Президента и Национальный банк, с точки зрения экспертов, имеют равное влияние на экономическое положение страны, которое они оценили в 3,70 баллов.
Наименее влиятельными институтами, с точки зрения экономического положения, эксперты назвали Парламент и микро- и малое предпринимательство (2,58 и 2,55 баллов соответственно).

КАКИЕ СТРУКТУРЫ (ИНСТИТУТЫ), НА ВАШ ВЗГЛЯД, В БОЛЬШЕЙ СТЕПЕНИ ВЛИЯЮТ НА ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ СТРАНЫ НА ТЕКУЩИЙ МОМЕНТ?Средний балл,
от 1 до 5 баллов
1.Правительство3,90
2.Крупный бизнес3,72
3.Администрация Президента3,70
4.Национальный банк3,70
5.Банки второго уровня3,21
6.Национальные холдинги (ФНБ "Самрук Казына", НУХ "Байтерек")3,21
7.Иностранные инвесторы3,14
8.Местные органы власти (акиматы)3,13
9.Структуры ЕАЭС3,07
10.Средний бизнес2,90
11.Международные финансовые институты (Всемирный банк, ЕБРР, Азиатский банк развития, Исламский банк и др.)2,60
12.Парламент2,58
13.Микро- и малое предпринимательство2,55


Таким образом, экспертный опрос продемонстрировал, что действующее правительство оценивается несколько лучше, чем предшествующее. Об этом свидетельствуют как общая оценка работы правительства, так и оценки отдельных министерств и критериев его работы. Мнения экспертов относительно того, справляется ли премьер со своими обязанностями, разделились почти поровну с небольшим преобладанием тех, кто считает, что он скорее справляется.
В целом же, в экспертной среде пока сохраняется мнение, что действующее правительство является временным и техническим. Эксперты привели немало аргументов о том, почему правительство справляется и не справляется со своими задачами. Успешное преодоление стихийных бедствий (в особенности паводков), а также сохранение экономической стабильности, можно однозначно отнести к плюсам правительства Бектенова, тогда как бюджетный кризис, использование средств Национального фонда и отсутствие долгосрочного планирования – его главные недостатки.

---

[1] Перечни достижений и недостатков правительства О.Бектенова сформированы на основе ответов экспертов на открытые вопросы анкеты.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Рабочий график главы государства 28.02.2025
Сенат одобрил закон о воинской службе в резерве 28.02.2025
Главное для партии – это работа с людьми: в "AMANAT" подвели итоги конкурса среди ППО 28.02.2025
В Жамбылской области построят металлургический комбинат мощностью 3 млн тонн стали 28.02.2025
Депутаты рассмотрели новые инициативы Правительства к проекту Налогового кодекса 28.02.2025
9 трлн тг составит объем валовой продукции АПК по прогнозу 2025 года 28.02.2025
В МТСЗН подвели итоги работы в 2024 году и обозначили планы на 2025 год 28.02.2025
Рабочий график главы государства 27.02.2025
Мажилис одобрил поправки по вопросам культуры и образования в первом чтении 27.02.2025
В Правительстве рассмотрены вопросы развития органов юстиции. Премьер-министр поручил сократить избыточные расходы через цифровизацию 27.02.2025

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
23.03.25 Воскресенье
70. АЛИМГАЗИНОВА Баян
70. БЕГМАНОВ Абдугали
69. МУЛЬКИН Сейтгали
65. КАРЖАУБАЕВ Эрлан
59. ЖАНБУРШИН Едил
59. ТЕЛЬТАЕВ Багдат
58. СМАИЛОВ Бауржан
56. АКИЛБЕКОВ Кадиргали
56. КРЫМОВ Кайрат
53. АШИМОВ Аскар
52. САДЫР Ербол
52. ТАУАЕВ Серик
48. МУХАМБЕТОВ Габит
39. МЕДЕТОВ Расул
...>>>
24.03.25 Понедельник
88. КУЗЕМБАЕВА Сара
78. АЛИМЖАНОВ Бекен
77. ЭРЛИХ Константин
72. НАГАЙ Олег
70. БИМЕНДИНА Асима
70. ИСАЕВ Серик
69. СУЛТАНОВ Ерик
64. ТУРЫСБЕКОВ Мурат
63. САФИНОВ Канатбек
62. КУБЕНОВ Адилбек
61. НУСИПБЕКОВ Ержан
61. ТЫНЫСБЕКОВ Аскар
60. КОЖАМЖАРОВ Кайрат
60. МАХАМБЕТОВ Мансурхан
59. МУСАЕВ Руслан
...>>>
25.03.25 Вторник
93. БЕЙСЕНОВА Алия
79. ДАНЬШИНА Татьяна
77. ИСКАКОВ Бисембай
74. САРТБАЕВ Сейит
73. ЕРЖАНОВ Токтарбай
66. АЙМАНБЕТОВА Гульбану
66. БАЙМЕНОВ Алихан
66. КАДРАЛИЕВ Абай
60. КАРАШЕВ Анарбек
56. КАЛМУРАТОВА Гульмира
56. МУХАМБЕТОВ Мирлан
51. АБЖАППАРОВ Талгат
51. ЖАМАУБАЕВ Ерулан
50. БАУБЕКОВ Булат
49. СЫЗДЫКОВА Шолпан
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru