Данияр Ашимбаев, 15 марта
Вчерашнее выступление президента на заседании Национального курултая разошлось на цитаты. Токаев высказался по огромному спектру вопросов, причем первым делом по двум наиболее острым дискуссиям - по налоговой реформе и по часовому поясу. Токаев, видимо, счел, что авторитета правительства не хватает для продвижения этих идей и решил завершить дискуссию, взяв на себя политическую ответственность за принятие этих непопулярных решений, так сказать, перевел стрелки на себя. Понятно, что ревизии реформы часового пояса в среднесрочной перспективе не будет, а налоговая реформа будет реализована в версии, озвученной правительством. Министры продвигали их достаточно "смело", чего от них требовал президент, но не смогли обеспечить вокруг них общественной консолидации. Теперь Токаев смело связал эти реформы с своим политическим авторитетом. *** Позиция президента по исторической науке и ее роли в идеологической работе требует отдельного изучения. Токаев высказал ряд разумных соображений, идущих вразрез с чрезмерно этноцентричным подходом, культивируемым "фольк-историками", как в науке, так и в социальных сетях. Токаев признал, что есть и не менее гениальные нации, хотя и обозначил сочетание уникальности и универсальности казахского народа. Его волнует баланс между важностью номадической цивилизации и ее культурным кодом с одной стороны и риском чрезмерной архаизации общественных отношений - с другой. Особенно было подчеркнуто, что прошлое не должно рассматривается "через призму исторических обид", а месседж касательно ущербности однобокого освещения советского прошлого был сформулирован предельно жестко. Правильный и объективный подход к истории (и не только древней), отказ от ее глупого очернения в угоду конъюнктурным задачам - это искусство, которому нужно учить и учить, "иначе, как сказал Токаев, мы рискуем оказаться в плену заблуждений, которые выведут нас на неправильный путь общественно-политического развития со всеми вытекающими отсюда тяжелыми последствиями". *** Токаев, говоря об идеологических вопросах, вернулся к многим тезисам и поручениям, которые давал в последние годы. Речь идет об ономастике, наградном деле, религии, воспитательной работе, ценностям, духовности. Возникает впечатление, что Токаев недоволен тем, как эти вопросы решаются и продвигаются в общественное мнение. Президент использовал очень специфические слова для оценки некоторых сфер ("непотребные", "непристойные"). Возникает явный дефицит на своего рода "азбуку" ценностных ориентиров - что такое "хорошо" и что такое "плохо". Токаев одобрил проект Концепции внутренней политики, который и будет таким сводным видением. Нужно понимать, что, как говорит Токаев, "важнейшая миссия религии – консолидация нации". И это требует модернизации как религиозных норм и правил для приведения их в соответствии с актуальным требованиями и жизни, и цивилизационного развития, так и с традиционным мировоззрением социума. Проблема не только в радикальных течениях, но и в том, что нынешнее духовенство и паства не понимают значения задач социокультурной модернизации. А развитие, стремление к совершенству, высокий уровень нравственности, чистоты являются приоритетами президента. |