akzhol.kz, 26 марта
Премьер-Министру РК О.Бектенову
Как известно, в формировании бюджета важную роль играет НДС. При этом НДС с экспорта уплачивается по месту назначения товаров, то-есть в странах-получателях. Более того, затем эти суммы Казахстан возвращает экспортерам из нашего бюджета. Тогда как доходную часть бюджета составляет НДС с внутренних операций и импорта товаров в нашу страну. Однако значительная часть импорта поступает в Казахстан без должного таможенного оформления, путем экономической контрабанды, нанося тем самым ущерб интересам национальной экономики и доходам бюджета. Фракция "Ак жол" постоянно поднимает данную проблему, в том числе в свете необходимости сокращения дефицита бюджета. Так, в открытых источниках были опубликованы данные, что по итогам 2024 года выявлено рекордное расхождение в таможенной статистике импорта из Китая в Казахстан, на сумму 13 млрд. 750 млн. долларов(https://ru.sputnik.kz/20250306/raznitsa-v-torgovykh-pokazatelyakh-mezhdu-kazakhstanom-i-kitaem-sostavila-128-mlrd--51385948.html?utm_source=chatgpt.com). По оценкам экспертов, недобор в бюджет Казахстана НДС по этому "серому импорту" составляет 1,5 млрд долл, или 850 млрд тенге, не говоря уже о недополученных таможенных пошлинах. Вице-министр торговли и интеграции Кайрат Торебаевкомментируя данную ситуацию, объяснил такую многомиллиардную разницу методологическими особенностями учета, когда китайская сторона включает в свою статистику все товары, пересекающие китайско-казахскую границу, включая импорт не только Казахстана, но и для третьих стран. Такое предположение вполне возможно, но даже если речь идет о половине названных сумм, в любом случае, считаем такие потери бюджета недопустимыми. Напомним, что и в Заключении Высшей аудиторской палатык отчету Правительства об исполнении республиканского бюджета целый раздел касался расхождений с таможенной статистикой Китая. Неслучайно, Глава государства еще в 2022 году в своем выступлении на заседании Парламента отмечая настоящий "бардак" на границе с Китаем, поручал Генеральной прокуратуре совместно с Минфином, Агентством по финансовому мониторингу и другими заинтересованными органами провести комплексную проверку и обеспечить порядок на таможенной границе. Между тем, в 2023 году расхождение данных составляло 8,4 млрд долл, тогда как в 2024 году, как уже отмечалось, этот показатель превысил 13 млрд.долл. То-есть, вместо сокращения - произошло увеличение объемов сомнительного импорта сразу на 60%. В этой связи, на фоне дискуссии по преодолению дефицита бюджета, депутатская фракция ДПК "Ак жол" просит: 1. Дать официальную позицию Правительства о причине упомянутых расхождений с таможенной статистикой Китая в 13,75 млрд. долларов. Необходимо выяснить, какая часть из них относится к методологическим особенностям, а какая – вероятно, к "серому импорту" и экономической контрабанде в нашу страну; 2. Какие меры намерено предпринять Правительство для усиления борьбы с контрабандой и полноценного использования импорта для пополнения бюджета. А также какие суммы НДС и других платежей с импорта должны дополнительно поступить государству от этих мер.
С уважением, Депутаты фракции ДПК "Ак жол" Е.Бейсенбаев А.Перуашев Д.Еспаева Е.Барлыбаев К.Иса С.Ерубаев |