akzhol.kz
Первому Вице-Премьеру РК Р.Скляру
Несмотря на то что Казахстан входит в число крупнейших экспортеров нефти в мире, на протяжении последних лет сохраняется проблема дефицита горюче-смазочных материалов (ГСМ). Парадоксальная ситуация, при которой нефтедобывающая страна вынуждена импортировать нефтепродукты и вводить запреты на экспорт бензина и дизельного топлива, вызывает справедливую обеспокоенность в обществе. На сегодняшний день в Казахстане функционируют три крупных нефтеперерабатывающих завода, однако их совокупных мощностей недостаточно для полного обеспечения внутреннего рынка автомобильным топливом, битумом и другими нефтепродуктами. Более того, нередки случаи, когда один из НПЗ уходит на ремонт в разгар посевной или уборочной кампании, что усугубляет ситуацию. Несмотря на многомиллиардные вложения на модернизацию крупных НПЗ, за последние три года произошло 106 внеплановых остановок. Проблема вызывает особую обеспокоенность в условиях роста потребностей экономики и реализации масштабных проектов, для которых требуется бесперебойное снабжение нефтепродуктами. Кроме того, зависимость от импорта этих товаров создает риски для энергетической безопасности страны. Одним из возможных путей решения данной проблемы является использование потенциала малых нефтеперерабатывающих заводов. В стране насчитывается более 30 таких мини-НПЗ, совокупная перерабатывающая мощность которых составляет около 7 млн тонн сырья в год. Однако деятельность этих заводов ограничена рядом системных проблем, с которыми в Демпартию "Ак жол" обратилась Ассоциация независимых нефтеперерабатывающих и нефтехимических компаний Казахстана. 1. Обеспеченность сырьем. Мини-НПЗ не имеют гарантированного доступа к необходимым объемам сырья, что препятствует их развитию и модернизации. Нефтедобывающим компаниям зачастую выгоднее экспортировать нефть по международным котировкам, чем поставлять ее на внутренний рынок по казахстанским ценам. Цены на ГСМ годами замораживались. Рынок душили ручным управлением. Теперь регулирование отменили, но поздно. Нефтекомпании говорят прямо: продавать топливо внутри страны убыточно, развиваться невозможно, добыча падает инвестиции уходят. В то же время, Министерство энергетики ставит перед мини-НПЗ задачу увеличить выход светлых нефтепродуктов до 45%. Однако это требует значительных инвестиций в дорогостоящее оборудование, что невозможно без стабильных поставок сырья и доступных источников финансирования. 2. Запрет на экспорт продуктов переработки нефти. Существующие ограничения на экспорт нафты, печного и судового топлива отрицательно сказываются на финансовой устойчивости мини-НПЗ и экономике в целом. Например, при экспорте нафты в бюджет ежемесячно поступало до 600 млн тенге только за счет экспортной пошлины. В то же время государства-члены ЕАЭС, такие как Россия и Беларусь, экспортируют нафту без подобных ограничений. 3. Социально-экономическая роль мини-НПЗ. Мини-заводы играют важную роль в обеспечении регионов топливом и создании рабочих мест. На каждом из них трудятся от 80 до 130 человек. Кроме того, в их деятельности задействованы охранные агентства, пожарные службы, поставщики питания, запчастей и других материалов, что создает дополнительные рабочие места и способствует развитию местной экономики. Учитывая изложенное, фракция ДПК "Ак жол" предлагает: 1. Снять ограничения на экспорт нафты, печного и судового топлива при условии усиленного государственного контроля; 2. Разработать государственные программы финансирования для приобретения оборудования, направленного на увеличение выхода светлых нефтепродуктов; 3. Создать прозрачный и открытый механизм формирования графика поставки нефти с обязательным участием представителей бизнеса; 4. Включить мини-НПЗ в проект Концепции развития нефтеперерабатывающей отрасли Республики Казахстан на 2024 – 2050 годы.
С уважением, Депутаты фракции "Ак жол" С.Ерубаев А.Перуашев Д.Еспаева Е.Барлыбаев Қ.Иса Е.Бейсенбаев |