16 мая, Астана. Дом Мажилиса
На заседании Общественной палаты при Мажилисе под председательством Айдоса Сарыма обсудили проект нового закона "О профилактике правонарушений" с сопутствующими поправками. В обсуждении наряду с членами Общественной палаты приняли участие члены рабочей группы по законопроектам, депутаты Мажилиса и маслихатов всех уровней, представители заинтересованных госорганов, Национального центра по правам человека и экспертного сообщества. Открывая заседание, Айдос Сарым отметил, что в течение своей работы Общественная палата неоднократно обращалась к теме профилактики правонарушений в разных ее аспектах: в связи с противодействием распространению наркотических средств, лудомании и семейно-бытовому насилию. – В своем Послании народу Казахстана от 2 сентября 2024 года Президент подчеркнул, что этими вопросами надо заниматься не фрагментарно от случая к случаю, а системно. На сегодня есть обоснованные претензии к тому, как данная работа осуществляется, поэтому и появился этот закон. Нам предстоит большая реформа, – поделился Айдос Сарым. По его словам, сегодня по этому направлению существует ряд проблемных вопросов, в том числе связанных с так называемыми группами риска, которые требуют решения. Также необходимо понимать, что с усилением роли МВД оно должно более целенаправленно заниматься вопросами профилактики правонарушений. При этом, согласно Концепции развития правовой политики республики до 2030 года, приоритетным направлением госполитики является смещение акцента с репрессивных мер на превентивные. Заместитель министра внутренних дел Игорь Лепеха ознакомил участников заседания с основными новеллами законопроекта "О профилактике правонарушений" и сопутствующих ему поправок. В рамках основного проекта предлагается предоставить акиматам конкретные полномочия в сфере профилактики и усилить раннюю превенцию правонарушений через наделение всех госорганов компетенцией по применению мер профилактики, а также оптимизировать систему профилактики правонарушений. При этом новый закон объединяет в себе пять действующих законов, которые с его принятием утратят свою силу. В их ряду также Закон "О профилактике бытового насилия". Как отметил ассоциированный профессор Университета КазГЮУ имени М.С. Нарикбаева, член Общественной палаты Муслим Хасенов, такой подход подрывает сложившуюся в стране систему противодействия бытовому насилию, установленную вышеуказанным законом и усиленную законодательными поправками по вопросам защиты прав женщин и безопасности детей, принятыми в прошлом году. Эксперт также обратил внимание, что в проекте единого закона о профилактике правонарушений имеется только одна статья, предусматривающая особенности профилактики бытового насилия. Несмотря на то, что в законе прописаны общие меры профилактики правонарушений, которые применимы и к бытовому насилию, имеются высокие риски, что специфика бытового насилия не будет в полной мере учитываться при общей профилактике. – Закон о профилактике бытового насилия выполняет уникальную функцию защиты, которая будет утрачена с принятием единого закона. Необходимо не отменять, а, наоборот, усилить существующий закон, приняв на его основе комплексный закон о противодействии семейно-бытовому насилию с более широким охватом и структурой. Бытовое насилие должно оставаться в фокусе государственной политики, а не исчезать среди общей массы правонарушений, – подчеркнул Муслим Хасенов. Профессор Научно-образовательного центра уголовно-правовых дисциплин Академии правосудия при Высшем Судебном Совете РК Ардак Биебаева указала на то, что законопроект слишком широко трактует субъектов профилактики правонарушений, причисляя к ним и рядовых граждан. По ее мнению, граждане, которые не обладают специальным статусом, могут рассматриваться лишь как участники профилактических мероприятий, иначе это может привести к размытию ответственности за их проведение. – Кроме того, требуют уточнения основания применения такой меры индивидуальной профилактики правонарушений, как защитное предписание. В законопроекте и в действующем законе в качестве таковых названы отсутствие основания для административного либо уголовно-процессуального задержания и наличие факта совершения противоправных действий. Расплывчатость основания применения защитного предписания приводит к злоупотреблениям, которые иногда имеют коррупционную подоплеку, со стороны уполномоченных должностных лиц, которые уводят от ответственности лиц, в действительности совершивших административное или уголовное правонарушения, – заявила Ардак Биебаева. В свою очередь, руководитель рабочей группы, депутат Мажилиса Магеррам Магеррамов отметил, что особое внимание в ходе работы над законопроектом планируется уделить ранней профилактике правонарушений, взаимодействию правоохранительных органов с общественными объединениями и организациями. В то же время, по его мнению, одних только законодательных мер в этом вопросе недостаточно. Необходимо обеспечить четкое планирование работы по профилактике правонарушений, причем правовую дисциплину начинать прививать населению страны уже со школы. Мажилисмен также остановился на позициях, которые нуждаются в доработке. В частности, по его словам, следует расширить понятие "воспитание несовершеннолетнего", включив в него работников образовательных учреждений. – Как руководитель рабочей группы надеюсь на плодотворную работу над проектом закона "О профилактике правонарушений". Данный законопроект преследует высокие цели: он должен обеспечить соблюдение принципа "закон и порядок", который Президентом страны Касым-Жомартом Токаевым обозначен как идеологический и политический ориентир для казахстанского общества, – подытожил Магеррам Магеррамов. В ходе заседания своим видением законодательства в сфере профилактики правонарушений поделились также депутат Мажилиса Унзила Шапак, вице-министр здравоохранения Ержан Нурлыбаев, директор Института конституционных и политических исследований Maqsut Narikbayev University Алия Оразбаева, исполнительный директор Национального Альянса профессиональных социальных работников Казахстана Динара Есимова, исполнительный директор РГП на ПХВ "Институт парламентаризма" Алмас Канатов и другие. В заключение Айдос Сарым отметил, что внесенные предложения и экспертные мнения будут обобщены в итоговых рекомендациях Общественной палаты и переданы рабочей группе для дальнейшей работы над законопроектами. |