4 июня, Астана, Дом Мажилиса
Сегодня на пленарном заседании Мажилиса депутаты под председательством Спикера Палаты Ерлана Кошанова заслушали отчет Высшей аудиторской палаты об итогах аудита Министерства здравоохранения в сфере обеспечения населения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения. Кроме того, приняли законы по вопросам лесного хозяйства и особо охраняемых природных территорий и по вопросам военно-патриотического воспитания, а также ратифицировали Протокол с поправками в казахстанско-российское Соглашение о создании космического ракетного комплекса "Байтерек". Мажилис принял к сведению отчет Высшей аудиторской палаты на тему "Аудит эффективности деятельности Министерства здравоохранения Республики Казахстан, его подведомственных организаций по обеспечению населения и объектов здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения". С итогами аудита депутатов ознакомил председатель ВАП Алихан Смаилов. – Объем фармацевтического рынка республики в 2024 году составил 1,2 трлн тенге, при этом он на 84% представлен продукцией иностранного производства. Ассортимент лекарств, поставляемых отечественными компаниями, снизился почти вдвое – с 968 до 507. Слабый мониторинг локализации и инвестиционных обязательств создает условия для злоупотреблений, – отметил Алихан Смаилов. Аудит показал, что вывод новых лекарств на рынок занимает годы: для закупки посредством Единого дистрибьютора препарат должен пройти пять перечней. Вследствие искусственных ограничений значительная часть закупок проводится с участием единственного поставщика. Такая ситуация приводит к завышению цен. Кроме того, существуют пробелы в действующем порядке экспертизы, регистрации и надзора, а инструменты фармаконадзора работают неэффективно. Глава ВАП указал также на ряд других проблем, которые касаются несвоевременного заключения контрактов и срывов графиков поставок, несостоятельности систем контроля выдачи и обращения лекарств. В свою очередь председатель Комитета Мажилиса по социально-культурному развитию Асхат Аймагамбетов озвучил предложения, направленные на совершенствование отечественной фармацевтики. Депутат предложил сократить срок регистрации новых лекарств до одного месяца, а также обеспечить своевременный пересмотр клинических протоколов, исключение неэффективных препаратов и оперативное включение необходимых лекарств. – Предельная наценка не должна превышать 30%, как это принято в мире. Необходимо пересмотреть методику ценообразования, исключить принцип "процентов на процент" и учитывать реальные затраты и международный опыт. Обновить механизм ежегодной автоматической корректировки предельных цен. Внедрить электронную систему контроля ценообразования, – заявил Асхат Аймагамбетов. Также, по мнению главы комитета, требуется провести реформу СК "Фармация": развивать логистику, внедрить конкурентную среду, прозрачные правила и подотчетность. СКФ должна закупать препараты не у посредников, а напрямую у заводов. Для предотвращения дефицита или избытка лекарств необходимо внедрить механизм динамического планирования закупок. Создать открытую цифровую систему отчетности. При всем этом, по словам мажилисмена, наиболее важная задача – обеспечить населению доступ к безопасным и недорогим лекарствам. Депутаты подняли вопросы неисполнения рекомендаций ВАП в сфере здравоохранения, необходимости внесения изменений в законодательство для своевременного обеспечения граждан лекарствами, неэффективного вывода отечественных разработок в фармакологии на рынок, отсутствия контроля над происхождением лекарств при закупках и за ввозом незарегистрированных препаратов и субстанций, а также другие. Все поступившие вопросы и предложения мажилисменов будут обобщены в итоговых рекомендациях и направлены в Правительство. По итогам рассмотрения Председатель Мажилиса Ерлан Кошанов подчеркнул, что Глава государства регулярно отмечает важность развития отечественной фармацевтической промышленности. При этом он заметил, что поставленная Президентом цель по увеличению к 2025 году доли лекарств и медицинских изделий отечественного производства до 50% не достигнута. – Как мы видим, задач для повышения уровня обеспеченности лекарствами и медизделиями еще достаточно. Отрасль требует системного подхода и более прогрессивного взгляда. По итогам заслушивания отчета мы подготовили рекомендации Правительству, уполномоченным органам и акиматам. Депутатами предложены конкретные меры по улучшению ситуации в отрасли. Правительству необходимо учесть все рекомендации депутатов по итогам сегодняшнего обсуждения. Со своей стороны, мы готовы оказать необходимую помощь, – отметил Спикер Палаты. В ходе пленарного заседания Мажилис ратифицировал и направил в Сенат для дальнейшего рассмотрения Протокол о внесении изменений в Соглашение между правительствами Казахстана и России о создании на космодроме "Байконур" космического ракетного комплекса "Байтерек" от 22 декабря 2004 года. Документ депутатам представил министр цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности Жаслан Мадиев. Протоколом вносится поправка о сдвиге сроков начала летных испытаний космического ракетного комплекса на декабрь 2025 года. Также увеличивается количество пусков от российской стороны с комплекса "Байтерек" с двух до трех в год в период с 2028 по 2039 годы, что позволит достичь окупаемости проекта. Изменения касаются также налоговых преференций. Как отметил руководитель рабочей группы Болат Керимбек, реализация данного проекта важна для привлечения финансирования, сохранения инфраструктуры и кадрового потенциала космодрома. Своевременный ввод комплекса "Байтерек" в эксплуатацию позволит Казахстану создать полноценную космическую отрасль с эффективной коммерческой структурой – от разработки и создания космических аппаратов до их запусков. Депутаты приняли во втором чтении законодательные поправки по вопросам лесного хозяйства и особо охраняемых природных территорий, инициированные парламентариями. Руководитель рабочей группы Ерболат Сатыбалдин сообщил, что законом разрешается изъятие орошаемых сельхозугодий, земель опытных полей научно-исследовательских и учебных заведений, лесного и водного фондов для строительства и функционирования стратегических водохозяйственных и гидротехнических сооружений, иных защитных сооружений от селевых потоков, снежных лавин, оползней, а также расширения сети сейсмологических станций. Разрешается перевод земель особо охраняемых природных территорий (ООПТ) для эксплуатации объектов здравоохранения и образования, действующих кладбищ, канализационных очистных сооружений, линий электропередачи, расположенных в границах ООПТ и функционировавших до их создания и расширения, без изменения целевого назначения. Также допускается перевод земель государственного лесного фонда для строительства коммуникаций сетей инженерного и коммунального обеспечения. Внесены поправки по регулированию труда работников природоохранной и лесоохранной сфер и ряд других изменений и дополнений. Во втором чтении также принят депутатский закон по вопросам военно-патриотического воспитания, воинской службы и перераспределения функций отдельных центральных государственных органов. Руководитель рабочей группы Юлия Кучинская пояснила, что новые нормы направлены на повышение значимости военно-патриотического воспитания граждан. Поправками совершенствуется военная подготовка в организациях образования. Военно-патриотические клубы, кружки, действующие при образовательных учреждениях, дворцах школьников, воинских частях, смогут реализовать свою деятельность в рамках дополнительного образования. Вместе с тем повышается престиж воинской службы. Теперь военнообязанные казахстанцы смогут пройти курсовую военную подготовку по месту жительства вместо призыва на воинские сборы. Будет автоматизирован воинский учет, совершенствуется призыв граждан на воинскую службу. Таким образом, будет повышена укомплектованность Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований. Также функции Министерства промышленности и строительства в рамках государственного оборонного заказа передаются Министерству обороны. Кроме того, профильные комитеты Мажилиса приняли в работу два новых законопроекта: об амнистии в связи с тридцатилетием Конституции Республики Казахстан, а также о ратификации Рамочного соглашения об организации операций в частном секторе между Правительством Казахстана и Фондом международного развития ОРЕС.
---
Итоги госаудита системы лекарственного обеспечения рассмотрены в Мажилисе РК ВАП, 4 июня
В Казахстане завершился государственный аудит системы лекарственного обеспечения граждан. Результаты проверки презентовал председатель Высшей аудиторской палаты Алихан Смаилов на пленарном заседании Мажилиса Парламента РК. Обеспечение доступности и надежности медикаментов для граждан является одной из важных задач государства. Вместе с тем два последовательных аудита 2024 и 2025 выявили ряд проблемных вопросов и недостатков в системе лекарственного обеспечения. Они прослеживаются на всех уровнях – от науки и производства до нормативного регулирования и организации выдачи лекарств населению. Так, объем фармацевтического рынка РК в 2024 году составил 1,2 трлн тенге, при этом он на 84% представлен продукцией иностранного производства. За 2022-2024 годы финансирование медицинской науки составило 58 млрд тенге. Однако в стране до сих пор нет системы регистрации биомедицинских исследований и реестра клинических баз. "Результативность научных разработок крайне низка. За последние 10 лет зарегистрировано всего 2 оригинальных отечественных препарата. Один из них не включен в Национальный лекарственный формуляр, хотя на его разработку потрачено более 4 млрд тенге", - отметил Алихан Смаилов. За последние три года объем преференций для отрасли фармацевтики оценивается в 148 млрд тенге. Единый дистрибьютор также заключает с отечественными производителями долгосрочные договоры, гарантирующие закуп продукции на 10 лет. Такие закупки за 5 лет выросли с 69 до 112 млрд тенге. "Несмотря на это, ассортимент лекарств, поставляемых отечественными компаниями, снизился почти вдвое – с 968 до 507. Иначе говоря, они наращивают выпуск простых в производстве медизделий, тогда как доля реально производимых в стране препаратов сокращается", - указал председатель ВАП. Воспользоваться господдержкой в форме долгосрочных договоров при этом смогли только 34 компании из более чем 200 действующих. Слабый мониторинг локализации и инвестиционных обязательств создает условия для злоупотреблений. Так, в 2024 году частная компания поставила государству 62 млн медперчаток на 8 млрд тенге. Однако объем и их характеристики совпадают с партией, которую компания закупила в тот же период из Таиланда. "Здесь усматривается риск продажи зарубежной продукции под видом отечественной. Цены для государства были завышены вдвое. Подобные схемы не только искажают смысл политики импортозамещения, но и наносят прямой ущерб государству", - подчеркнул Алихан Смаилов. Он также обратил внимание на риски при локализации производства. Некоторые компании используют дешевое и плохо очищенное сырье. Без должного контроля это может привести к появлению некачественной продукции на рынке. Например, закупленные на 3 млрд тенге препараты у одной из фирм были признаны непригодными к применению и списаны. Аудит показал, что вывод новых лекарств на рынок занимает годы: для закупки через Единого дистрибьютора препарат должен пройти пять перечней. Вследствие искусственных ограничений значительная часть закупок проводится с участием единственного поставщика. Такая ситуация приводит к завышению цен. Система регулирования цен не обеспечивает доступность и обоснованную стоимость лекарств. Наценки достигали 172% на рынке и 35% при бюджетных закупках. "В рамках исполнения наших предписаний Минздравом внесены изменения в Правила ценообразования, пересмотрены регрессивные шкалы наценок", - отметил председатель ВАП. Он также указал на пробелы в действующем порядке экспертизы, регистрации и надзора. В 2024 году средний срок экспертизы составил 334 дня при нормативе в 210 дней. В отдельных случаях продолжительность доходила до 2,5 лет. Аудиторы также считают, что инструменты фармаконадзора работают неэффективно: из почти 8 тыс. сообщений о побочных эффектах за 3 года изъят из обращения лишь один препарат. Несвоевременные контракты и срывы графиков поставок нарушают непрерывность лечения пациентов. В 2022-2024 годах единый дистрибьютор задержал закупку 207 и не закупил 164 препарата в рамках амбулаторной помощи. Поставка ряда препаратов осуществлялась поквартально вместо ежемесячного графика, что вызывало нехватку и вынуждало пациентов покупать лекарства за свой счет. В 2024 году только 9% препаратов закуплены напрямую у производителей. Также дистрибьютор систематически закупал лекарства без сертификата "СТ-KZ", что за три года составило 258 млрд тенге. Затраты на логистику за 3 года выросли на 60%, составив в 2024 году 11 млрд тенге. Это также отражается на себестоимости лекарств. Кроме того, аудит выявил более 67 тыс. случаев отпуска препаратов с истекающим сроком годности, что привело к их непригодности и неэффективному использованию средств. Также зафиксированы факты назначения препаратов сверх потребности, либо не предусмотренных протоколами лечения. Аудит показал, что цены на 15 самых дорогих препаратов в государственном и рыночном секторах отличались до 600%. Главным образом это обусловлено тем, что лекарства, предназначенные для бесплатной амбулаторной помощи, незаконно списываются и реализуются в розничной сети. "Такие факты свидетельствуют о несостоятельности систем контроля выдачи и обращения лекарств", - отметил Алихан Смаилов. В отечественной системе здравоохранения принято 1133 клинических протокола. При этом порядка 70% из них не пересматриваются на протяжении от 5 до 12 лет. Это приводит к оказанию медпомощи населению по устаревшим медтехнологиям. По итогам двух аудитов выявлены финансовые нарушения на 741 млн тенге, неэффективное использование средств на 32 млрд и потери с упущенной выгодой на 58 млрд тенге. Материалы по 134 случаям переданы для административного производства, по 5 – в правоохранительные органы. "Результаты указывают на комплексные проблемы в сфере лекарственного обеспечения. По всем выявленным вопросам Правительству даны рекомендации, а Минздрав получил конкретные поручения. ВАП будет регулярно следить за тем, как продвигается решение этих проблем", - заключил Алихан Смаилов.
---
Минздрав не согласился с результатами аудита Высшей аудиторской палаты и оспорил его Бауыржан Муканов, zakon.kz, 4 июня
Министерство здравоохранения РК, МЗ РК, фото - Новости Zakon.kz от 04.06.2025 16:47 Фото: Zakon.kz/Екатерина Елисеева Вице-министр здравоохранения Ардак Амангельдиев 4 июня 2025 года на пленарном заседании Мажилиса сообщил, что Минздрав оспорил результаты аудита Высшей аудиторской палаты, передает корреспондент Zakon.kz. Он заявил, что досудебная претензия отправлена в понедельник в Высшую аудиторскую палату. Вице-министр считает, что неправильно сравнивать цены на официальные лекарства с сомнительными, которые могли быть куплены в интернет-аптеке. "Цены сравниваются без закупа, без подтверждения фактов, с грубейшим нарушением правил и процедур проведения аудита. Недостоверное сравнение вообще сделано. Во-вторых, это все равно, что сравнивать машину, которую вы купили в салоне, с машиной, которую привезли откуда-то из-за рубежа", – сказал Ардак Амангельдинов. Он пояснил, что лекарства имеют свой регламент применения в рамках стационара. Если препарат поступил вне стационара, то медицинские работники не используют его. "По результатам некорректного сравнения соответствующий документ в Высшую аудиторскую палату подан. Мы абсолютно не признаем этот факт по 36 миллиардам тенге", – заявил Ардак Амангельдинов. Депутат Мажилиса Марат Башимов попросил вице-министра "не забалтывать" проблему. Он напомнил, что государственная политика по лекарственному обеспечению – это прямая компетенция Министерства здравоохранения. Формирование методологии ценообразования на лекарства и утверждение цен также относятся к министерству. "Можно сказать, что с учетом анализа Высшей аудиторской палаты возможные потери на 2024 год по закупу топ-15 препаратов составляют 36 миллиардов тенге. В целом можно свидетельствовать о самоустраненности и бесконтрольности процесса закупа со стороны Министерства здравоохранения", – сделал он выводы. Ранее депутат Мажилиса Асхат Аймагамбетов рассказал о фактах, когда цена отечественного препарата оказывается в разы выше, чем оригинала. |