Kazakhstan today
Те контракты, которые были подписаны с иностранными инвесторами в начале 90-х годов, "не должны изменяться ни при каких обстоятельствах, потому что повредит инвестиционному климату в нашей стране", заявил государственный секретарь-министр иностранных дел Казахстана Касымжомарт Токаев в ходе встречи с представителями американского бизнеса, организованной Американской торговой палатой.
Глава МИД сказал, что в начале 90-х годов были подписаны очень важные соглашения, в частности с компанией Chevron. Отметив, что исторические условия меняются, К.Токаев подчеркнул, что правительство РК придерживается принципиальной позиции - обеспечить стабильные условия ведения бизнеса в республике.
"Правительство и МИД будут продолжать политику привлечения иностранных инвестиций и в частности американского бизнеса. Казахстан нуждается в этом и с точки зрения экономики, и политики обеспечения суверенитета и укрепления государственности", заявил госсекретарь РК. При этом он считает, что "иностранные компании, работающие на казахстанском рынке, должны больше участвовать в решении социальных вопросов и размещать заказы на казахстанских предприятиях, в частности по производству соответствующего оборудования". Дипломат отметил, что в целом иностранные инвесторы "с пониманием воспринимают это наше требование и размещают все больше заказов на казахстанских предприятиях". Согласно контрактным условиям, заключенным на этот год, казахстанские предприятия должны выполнить работы на общую сумму более $600 млн. "Это хороший показатель, но он нуждается в дальнейшем улучшении. Рассчитываем на позитивную работу с иностранными компаниями в этом направлении", сказал К.Токаев. Глава МИД сообщил, что американский капитал преобладают в общем объеме иностранных инвестиций республики. За 10 лет они превысили $6 млрд. "Мы считаем, что это хорошая цифра, но американский бизнес имеет большие возможности для присутствия в нашей стране", считает К.Токаев.
КОММЕНТАРИЙ "НОМАДА":
В ходе приватизации, проведенной правительствами Терещенко и Кажегельдина в 1993-1997 гг., самые "лакомые" куски государственной собственности перешли в частные руки. В условиях, когда так называемый "казахстанский бизнес" основывался на распродаже природных ресурсов, торговле парфюмерией, одеждой и прочим ширпотребом, а также на купленном (или полученном по наследству) благорасположении доброго дяди, естественно основными инвесторами выступили солидные зарубежные фирмы.
Тенгизское месторождение досталось "Шеврону", "Казахмыс" - "Самсунгу", "Казцинк" - "Гленкору", "Казхром" и "Алюминий Казахстана" - Евразийской промышленной группе, Карметкомбинат - "Испату", "Мангистаумунайгаз" - "Централ Эйша Петролеум" и пр. Можно много кричать о "распродаже" родины, уводе капитала в оффшоры, потерях для бюджета, но ведь есть факты, которые трудно опровергнуть: предприятия работают, бизнес идет, сохранены и даже постепенно создаются новые рабочие места. Да, есть трудности, есть проблемы. Но все они вполне объяснимы как общими трудностями переходного периода, так и откровенной слабостью нормативно-правовой базы и банальной бесконтрольностью со стороны правительства.
Казахстанский торгово-посреднический бизнес изначально занял негативную позицию по отношению к иностранцам. И это объяснимо: вчерашние "предприниматели №1, №2 и №3 оказались на обочине, вполне соответствующей их уровню - уровню среднего и мелкого бизнеса. Взять того же Абилова - человек "вырос" при помощи главы МВЭС Сыздыка Абишева, создал сеть по импорту продукции "Адидаса", "Лореаля" и тому подобных "излишеств". Фирмы назвал в честь своего детского прозвища… И это прикажете называть крупным бизнесом? Да, пытался взять в управление Карметкомбинат. Взял… Рекорд поставил - за минимальное количество времени нанес максимальный ущерб гиганту Казахстанской Магнитки, попытавшись не глядя и не оборачиваясь развернуть все товарные потоки в адрес своих деловых партнеров по торговле ширпотребом.
В 1996-97 гг. правительство создало ряд "национальных компаний", созданных по единой формуле: государственная монополия на электроэнергетику (нефтепроводы, авиаперевозки, ж./д. транспорт) "очищается" от долгов, переименовывается и передается в управление "технократическому менеджменту". Так, по вечному закону жизни всплыли наверх Еркин Калиев, Рустем Бектуров, Евгений Фельд, Нурлан Смагулов, Нурлан Каппаров, Мухтар Джакишев, Мухтар Абзялов и некоторые другие представители рынка парфюмерии и бытовой техники. И, само собой, за спиной большинства стоял "Казкоммерцбанк", небезвозмездно являвшийся основным консультантом правительства при создании нацкомпаний. "Казкому" удалось отхватить и часть приватизационного пирога - половина "Эйр Казахстана" и "Казахтелекома", ШНОС, "Алаутрансгаз" и кое-что еще.
Однако успехи Субханбердина оправдывались отчасти тем, что его банк исправно поставлял кадры всем правительствам Казахстана - от Терещенко до Токаева (Джандосов, Мынбаев). Прочая же элита местного бизнеса так и осталась наемными менеджерами, страстно желавшими стать собственниками. Неумные желания и неудовлетворенные амбиции, основанные на небогатом личном опыте и узком кругозоре, нашли свое выражение исключительно на поприще вывода активов, уводе прибыли и прочих шалостях. Это привлекло внимание правоохранительных органов, попало в прессу и т.д., и т.п., что и подвигло олигархов второй категории (первая - это, все таки, собственники) на создание ДВК, стремительно переродившегося в "Ак жол" ("Номад" об этом писал и повторяться не намерен).
Вернемся все-таки к теме: Джандосов, Ертлесова, Аблязов и Ко., не имея опыта публичной политики быстро проболтались и о своих сокровенных желаниях - переприватизации металлургических и нефтяных гигантов в пользу честного национального бизнеса. В самом деле зачем Казахстану нужны еврей Машкевич, узбек Шодиев, серб Попович, кореец Ким, индус Митал, киргиз Ибрагимов, когда есть свои патриоты Абилов, Субханбердин и Аблязов?
Зато все эти "партстроительства" позволили разделить государственные и частные интересы при проведении экономической политики. Нет, лоббизм (как и коррупцию) никто не отменял, но, по крайней мере, в действиях правительства не будет больше постоянных сомнений на тему "а как на это посмотрит Муха", или "а что достанется Рыжику" (и "а что я сегодня получу от них").
Политическое давление, не подкрепленные ни правовыми, ни экономическими, ни нравственные соображениями, никогда не доводило до добра. И хотя премьером является сторонник многих дэвэковско-акжоловских идей Тасмагамбетов Казахстан никогда не пойдет на передел собственности в интересах узкого круга лиц, заинтересованных к тому же в ослаблении казахстанской государственности.
Если кто-то хочет стать нефтяным генералом или стальным бароном, то никто ему мешать не будет, но претенденту придется приобрести то или иное предприятие у желающего его брать владельца и доказать, что средства, затрачиваемые на покупку, заработаны честным путем (а не сворованы у того же государства в "КЕГОКе" или в "Казахстан темир жолы"). Это правила, принятые во всем мире, и, как бы не хотелось того отдельным гражданам, никто их отменять не собирается. |