Николай Кузьмин, Елена Ленгле Новости недели
Ждать этого пришлось 10 лет, точнее, не ждать, а проводить необходимые рыночные реформы. Во многом такое решение американской администрации носит политический характер, и его не без оснований связывают с успешным визитом президента Н. Назарбаева в Вашингтон в декабре 2001 года. В то же время за этим стоит титанический труд, вобравший в себя выполнение огромного числа определенных технических процедур. Американское антидемпинговое законодательство дает министерству торговли право принимать решения относительно статуса той или иной страны в любое время. На практике же вопросы изменения статуса рассматриваются в рамках конкретного антидемпингового расследования, с тем чтобы дать возможность всем заинтересованным сторонам высказаться по данному вопросу. Так было и в случае с Казахстаном.
Дело техники
Согласно статье 771 (18А) тарифного закона США 1930 г. (поправка от 1988 г.), страной с нерыночной экономикой считается государство, экономика которого действует на нерыночных принципах себестоимости и ценообразования, в результате чего цены на товары в такой стране не отражают их действительной стоимости. Закон уполномочивает министерство торговли принимать решения об изменении статуса стран с нерыночного на рыночный на основании результатов соответствующих расследований, проводимых по запросу заинтересованных сторон. В ходе расследования оно должно получить от этих стран удовлетворяющую его информацию по следующим вопросам: степень конвертируемости национальной валюты; зависимость оплаты труда от свободной договоренности между работодателями и трудящимися; порядок создания СП и других форм иностранных инвестиций; доля средств производства, принадлежащая или контролируемая государством; степень госконтроля за распределением ресурсов и за решениями предприятиями вопросов ценообразования и производства. Учитываются и другие факторы (например, наличие бартерных операций, надлежащая система бухгалтерского учета), которые свидетельствуют о том, что цены и издержки производства действительно отражают истинную рыночную стоимость производимых в стране товаров и услуг. Заключение министерства торговли — относить какую-либо страну к категории стран с рыночной экономикой или нет — не требует утверждения конгрессом США и не может быть обжаловано в судебном порядке.
6 апреля 2001 года министерство торговли США сообщило о начале антидемпингового расследования в отношении поставок казахстанского силикомарганца. На тот момент наша продукция составляла 16 проц. от общего объема американского импорта. Причем все говорило о том, что позиции наших производителей укреплялись на этом рынке. Естественно, это не устраивало американских производителей ферросплавов. Антидемпинговые меры, если бы они были применены к Казахстану как к нерыночной стране, включали бы как повышение тарифных ставок, так и ограничение объемов ввозимой продукции.
Казахстанская сторона использует расследование для того, чтобы раз и навсегда разобраться с этой проблемой. 28 июня министерству торговли США от ТНК "Казхром" направлен запрос на получение статуса рыночной отрасли. 5 июля такой же запрос сделало и правительство республики.
За и против
Наше правительство представило американцам солидный перечень аргументов в пользу того, чтобы изменить статус экономики с нерыночного на рыночный. В Казахстане полностью конвертируемая и устойчивая валюта, закон предоставляет рабочим право создавать профсоюзы и вести переговоры с работодателями, уровень заработной платы вырос, а безработицы — снизился, проведена либерализация цен и учетных ставок, большинство предприятий малого и среднего бизнеса, а также многие крупные компании находятся в частной собственности. Принятие ряда новых законов: Налогового кодекса, основанного на международных стандартах, законов о банкротстве, конкуренции и рынке ценных бумаг — обеспечивает юридическую основу функционирования либеральной рыночной экономики.
Противники изменения статуса настаивали на том, что в Казахстане государство является собственником или главным акционером большого числа крупных и средних предприятий, что процесс приватизации в последние годы замедлился. Они отмечали, что многим предприятиям позволено продолжать работать даже тогда, когда они не платят поставщикам сырья и своим рабочим. Были жалобы на чрезмерное вмешательство государства в инвестиционные процессы, которые якобы не являются открытыми и транспарентными, на то, что государство отдает предпочтение отечественным инвесторам и накладывает необоснованные ограничения на иностранных.
Против изменения статуса выступили американские производители металлов — так называемая "Стальная группа": Bethlehem Steel Corporation, LTV Steel Company Inc., National Steel Corp. и United States Steel LLC. Их аргументы: широкое распространение бартера, утечка капитала, неэффективность профсоюзов, низкий уровень приватизации, государственный контроль над ценами, коррупция.
Посольство США в Казахстане, в свою очередь, направило в родное министерство торговли перечень доводов в пользу того, что наша экономика является рыночной. По мнению дипломатов, казахстанская валюта является полностью конвертируемой, правительство не вмешивается в трудовые споры между рабочими и нанимателями, инвестиционное законодательство очень либеральное, а частные компании производят большую часть ВВП и доминируют во всех секторах экономики.
Нельзя не отметить и ту роль, которую сыграли благоприятные для нас отзывы, данные министерству торговли американскими компаниями, работающими в Казахстане: Chevron Texaco Corporation, DHL International, Exxon Mobil Corporation, The International Tax and Investment Center, AES Corporation, Motorola, юридическая фирма LeBoeuf, Lamb, Greene & MacRae. Ссылаясь на собственный опыт ведения бизнеса в Казахстане, они оценили нашу экономику как рыночную. В пользу придания республике статуса страны с рыночной экономикой выступила и американская торговая палата.
В итоге министерство торговли США пришло к выводу о том, что казахстанская экономика соответствует статусу рыночной. В то же время в его отчете отмечаются и сохраняющиеся проблемы, среди которых — замедлившийся процесс приватизации государственных предприятий, который наша сторона объясняет опасениями правительства вызвать социальную напряженность в результате принудительного банкротства госпредприятий.
Что дальше?
Антидемпинговое расследование в США пока еще продолжается. Но признание США нашей республики в новом статусе (в Евросоюзе это случилось еще два года назад) это больше политические дивиденды, чем материальные. Смысл предоставленного нам сертификата в том, что антидемпинговые санкции отдельных стран будут применяться уже не мгновенно, при первых подозрениях в нашей экономической недобропорядочности, а только после соответствующего расследования. Причем казахстанская сторона теперь может выступать на подобных разбирательствах в свою защиту. Кроме того, штрафные санкции будут применяться не к отрасли в целом, а только к конкретному предприятию.
Еще одно важное добавление. Теперь у Казахстана значительно возрастают шансы вступить и во Всемирную торговую организацию. А членство в ВТО открывает более широкие возможности при выходе на мировой рынок.
Досье "НН"
На встрече с журналистами, прошедшей после переговоров с премьер-министром и министром иностранных дел России, государственный секретарь – министр иностранных дел Казахстана Касымжомарт Токаев заявил следующее:
– Российская Федерация знает, что Казахстан – пока единственное государство в СНГ, признанное страной с рыночной экономикой. Это результат визита нашего президента в США, когда вопрос обсуждался в Вашингтоне. С другой стороны, это объективное следствие тех экономических преобразований, которые произошли в Казахстане.
Если посмотреть на экономику России, то у нас, с точки зрения структурных преобразований, однотипные экономики. Но все же Казахстан по целому ряду позиций идет впереди. В частности, в пенсионной реформе, реформе коммунального хозяйства, банковского сектора… По содержанию самого бюджета, наличию льгот… Здесь у Казахстана очевидные успехи, поэтому администрация США при принятии решения об изменении статуса страны в значительной степени основывалась и на оценках международных финансовых институтов, МВФ, рейтинговых агентств… |