Александр Орлов, GazetaSNG.ru, 19 апреля.
После того как 11 апреля президент Владимир Путин утвердил ратификацию российским парламентом соглашения "О международном транспортном коридоре (МТК) "Север-Юг" началась активная подготовка к встрече министров транспорта России, Ирана и Индии, в ходе которой должно быть официально объявлено о вступлении в законную силу соответствующего трехстороннего соглашения.
Напомним, что МТК "Север-Юг" пролегает из Индии в страны Северной Европы через территории Ирана и России и включает железнодорожный и морской виды транспорта. Коридор способен принять до 15-20 млн. тонн грузов в год, которые в настоящее время транспортируются морским путем через Суэцкий канал. Кроме того, он позволит в два раза быстрее, чем через Суэцкий канал, обеспечить перевозку транзитных контейнерных грузов из Индии и стран Персидского залива в Европу.
Хотя переговоры намечено провести 21 мая в Санкт-Петербурге, стороны проводят активные консультации и уточняют детали. Российский министр транспорта Сергей франк уже провел переговоры, касающиеся этого международного проекта с руководством Ирана и Казахстана, а коллегия Минтранса РФ на следующей неделе, 24 апреля, намерена вынести на рассмотрение вопрос о мерах по развитию инфраструктуры и обеспечению функционирования коридора "Север-Юг".
Как заявил Сергей Франк на встрече с министром дорог и транспорта Ирана Ахмадом Хоррамом, сегодня "основной упор делается на максимальном использовании смешанного сообщения через Каспий, завершение и развитие контейнерных мощностей порта Оля (Астрахань), формирование автомобильной компании, которая будет транспортировать контейнеры из Астрахани к месту их назначения в различные страны". Иранский министр, со своей стороны, пообещал инвестировать средства в развитие инфраструктуры портов Астрахань, Махачкала и Оля в рамках реализации соглашения "Север-Юг". Кроме того, глава Минтранса РФ вручил Ахмаду Хорраму документы о ратификации парламентом России соглашения "Север-Юг". Это означает, что коридор будет существовать юридически с 16 мая.
Говоря об этом проекте, Сергей Франк отметил, что его позволит связать Центральную Азию с западноевропейскими странами. Неслучайно из Тегерана российский министр транспорта заехал в Казахстан, где встретился со своим коллегой Каримом Масимовым. Как сообщает АБН, в ходе переговоров сторона подтвердили намерение сотрудничать в проекте "Север-Юг". По мнению министров, партнерство российских портов Оля и Махачкалы и казахстанского Актау в этом глобальном проекте является важным элементом. В ходе переговоров стороны также определили направления дальнейшего сотрудничества в рамках проекта создания МТК. Основными из них является организация устойчивого паромного сообщения Актау-Астрахань и выработка экономически обоснованных тарифов и единого технологического подхода при организации паромного сообщения. В ходе встречи была отмечена необходимость принятия мер для развития транзитных перевозок. В частности, речь идет о транспортировке металлопродукции из Уральского и Сибирского регионов в направлении Ирана и стран Персидского залива; грузов из/в страны Центральной Азии и Казахстана с использованием маршрута Бейнеу - Актау - Астрахань (порт Оля) - порты РФ в Балтийском бассейне. Кроме того, предлагается рассмотреть возможность создания морской биржи в целях упорядочения операций на фрахтовом рынке, обеспечения своевременного предоставления объективной информации о состоянии рынка транспортных услуг на Прикаспийском пространстве и приоритетного развития транспортных маршрутов с участием РФ и Казахстана.
Сергей Франк пригласил казахстанскую делегацию принять участие во встрече министров транспорта Индии, Ирана и России, которые подпишут Устав Координационного совета международного транспортного коридора "Север-Юг", и выразил надежду, что присоединение Казахстана к этому соглашению станет в будущем "юридическим фактом". |