NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Пятница 29.03.2024 00:24 ast
22:24 msk

"Каспийская пятерка" - процесс пошел...
Раньше было два вопроса - "Кто виноват?" и "Что делать?". Теперь появился третий - "Как будем делить Каспий?"
03.05.2002 / экономика

Михаил Бражников, "Континент", 2002 г., № 9

Итоги состоявшейся в Ашхабаде встречи глав прикаспийских государств были вполне прогнозируемы - она не решит всех проблем. События, произошедшие после объявления даты саммита, поставили под вопрос не только его результаты, но и сам факт его проведения. Однако саммит состоялся.

Предполагалось, что отправной точкой совместной декларации или заявления о принципах дальнейшего освоения Каспия станут бессрочные российско-иранские соглашения 1921-го и 1940 года и в целом согласованный четырьмя государствами СНГ принцип "делим дно - вода общая".

Именно на этих аспектах в последнее время было сосредоточено внимание специальной рабочей группы "каспийской пятерки", готовившей итоговый документ саммита. Однако подготовленный компромиссный текст оказался настолько "пустым", что президенты "пятерки" сочли нецелесообразным его подписывать. По заявлению инициатора саммита С. Ниязова, "из документа выпали все договоренности, которые уже были достигнуты, и остались лишь пожелания". Причины этого, как отметил Президент РК Н. Назарбаев, кроются в весьма сложной истории договоров 1921-го и 1940 года и различной интерпретации сторонами их правовых последствий применительно к сегодняшним реалиям. А применить их действительно сложно, поскольку статус Каспия определяется ими как "внутреннее море" СССР и Ирана. "Проблем здесь больше, чем мы ожидали", - подытожил глава Казахстана.

По разные стороны баррикад

Переговорный процесс по Каспию длится с 1994 года, и пока его единственным позитивным и прагматичным результатом является выработка Казахстаном, Россией и Азербайджаном (которых уже окрестили "северянами") принципиально идентичной позиции, заключающейся в следующем:

разработка нового правового статуса Каспия является делом самих прикаспийских государств, и такой статус может быть выработан только на основе их общего согласия; при сохранении существенных расхождений в позициях государств продвигаться к консенсусному решению проблемы необходимо поэтапно; первый этап предполагает разграничение дна между сопредельными и противолежащими государствами (то есть на двусторонней основе) на сектора на основе срединной линии, проводимой с учетом равноудаленности точек и модифицированной по соглашению сторон, а также с учетом общепризнанных принципов и сложившейся практики на Каспии.

Основная идея этого подхода заключена не в факте раздела ресурсов, а в экономической выгоде, которую каждая страна сможет извлечь после урегулирования правового статуса. Но если два первых положения относительно бесспорны, то в отношении последнего разногласия преодолеть не удалось. Постоянное повторение постулата о том, что "все принципиальные решения должны приниматься с учетом мнения каждого прикаспийского государства" не является гарантией решения проблемы, поскольку некоторые участники процесса придерживаются взаимоисключающих позиций.

Иран

"Глобализация" борьбы США с международным терроризмом и ее концентрация на "оси зла" негативным образом отражаются как на внутриполитической ситуации в Иране, так и на его внешнеполитических заявлениях и акциях. Повторение администрацией Буша тезисов об экспорте терроризма, стремлении Ирана к обладанию ОМП и пр. с целью давления на иранских консерваторов дает противоположный ожидаемому эффект, блокируя все попытки президента Хатами провести в стране политические изменения.

Эксперты отмечают, что иранская оппозиция (консервативная часть духовенства, Совет стражей исламской революции, часть армейского руководства и судебная власть) традиционно используют поле международных отношений для отстаивания своих позиций внутри страны. Именно этим эксперты объясняют вторичное отклонение Советом стражей исламской революции проекта нового прогрессивного закона об иностранных инвестициях, который прежде всего касался нефтегазовой отрасли.

В этом аспекте статус Каспия - своего рода "тотем" консерваторов в "борьбе за национальные интересы" Ирана. Именно это предопределило нагнетание ситуации вокруг спорного месторождения "Алов" ("Шарг") в июле 2001 года, а также более чем негибкую позицию иранской делегации на последних встречах рабочей группы "каспийской пятерки" и резко негативные заявления в отношении двусторонних договоренностей между Казахстаном, Россией и Азербайджаном вплоть до их опротестования в ООН.

Несомненно, что любое отступление от принципа кондоминиума или равнодолевого деления при выработке нового международно-правового статуса моря будет использовано консерваторами для обвинения Хатами и лагеря реформистов в целом в пренебрежении национальными интересами и уступках внешнему давлению со стороны политико-нефтяного альянса Азербайджана, США и Турции. Именно поэтому Тегеран продолжает настаивать на том, что российско-иранские договоры 1921-го и 1940 года сохраняют свою силу, а речь может идти лишь о возможности их "усовершенствования" применительно к современным условиям.

Состоявшийся в начале апреля визит главы иранского МИД К. Харрази в Москву был подвергнут весьма жесткой критике в иранском парламенте буквально накануне его поездки в Баку. Уже не рамочная, а реальная договоренность России и Казахстана о срединной линии на Северном Каспии и официально неподтвержденные сообщения о готовности иранского МИД согласиться на предложенную долю в 14,5 проц. вызвали настоящую бурю в меджлисе. Представитель парламентского комитета по вопросам национальной безопасности и внешней политики иранского парламента д-р Алахи Кулайи заявила, что проблема Каспия выходит далеко за пределы компетенции министерства иностранных дел и "находится под пристальным вниманием меджлиса". В прессе в адрес внешнеполитического руководства страны прозвучали обвинения в отсутствии четких планов и обоснованной стратегии, в результате чего "Иран не пользуется своими правами и не проводит активной политики на Каспии". Весьма симптоматичен и призыв настаивать на 50 процентах акватории и шельфа, на том основании, что якобы именно в этой пропорции определялась юрисдикция бывшего СССР и Ирана, и только на такую же часть могут претендовать прикаспийские страны СНГ.

Несомненно, что вопрос раздела Каспия важен для Ирана прежде всего с политической стороны, поскольку окажет непосредственное влияние на его положение в регионе и авторитет в мусульманском мире в целом, в том числе в картеле ОПЕК. Значение запасов углеводородов на шельфе Южного Каспия для Ирана вторично. В сравнении с масштабами разведки и разработки нефтегазовых месторождений на суше это мизер.

Специальный представитель Ирана на переговорах по Каспию Мехди Сафари на специальном брифинге для журналистов 15 апреля опроверг сообщения о разделе Каспийского моря и подчеркнул, что ведущиеся переговоры являются "территориальным спором и не решаются одним или несколькими турами. Не следует ожидать, что мы сумеем быстро добиться в ходе этих переговоров каких-либо результатов. Мы не должны проявлять поспешности".

Именно такую весьма жесткую позицию занял М. Хатами на ашхабадском саммите и, очевидно, этим объясняется отсутствие каких-либо итоговых заявлений. Подпись Ирана под совместным документом означала бы молчаливое признание им как сложившейся практики освоения ресурсов, так и правомочности двусторонних переговоров, а подобные уступки в настоящее время для Тегерана невозможны в силу внутриполитических причин.

Характерно, что саммит в Ашхабаде назывался иранскими СМИ не более как "совещание", а участие в нем президента Ирана определялось исключительно рамками его поездки по странам Средней Азии. Отсутствие М. Хатами на совместном торжественном ужине от имени Туркменбаши только усилило эти заранее расставленные акценты.

Туркменистан

Традиционно "нейтральная" политика С. Ниязова и занятая Ашхабадом позиция "каспийского маятника" между Москвой, Астаной, Баку и Ираном стала давать сбои. Осенью прошлого года Туркмения объявила о широкомасштабных планах освоения шельфа с привлечением западных инвесторов, что требует определенности с соседями в вопросах разграничения шельфа. Ашхабад не без оснований рассчитывает на расширении присутствия российских нефтегазовых компаний, а в связи с этим - также и на возможное посредничество России в вопросе спорных с Азербайджаном месторождений. Очевидно, что именно эти факторы были основной причиной активности президента Туркменистана по проведению апрельского саммита, на котором Туркменбаши намеревался выступить с "нетривиальными" предложениями практически по всем аспектам деятельности на Каспии. Однако никаких новаций не прозвучало.

Большинство наблюдателей отмечают, что позиция Туркменистана все же ближе к позиции "северян", чем Ирана, однако Ашхабад и Баку не могут преодолеть разногласия в определении методики проведения срединной линии. О более чем прохладных отношениях свидетельствовали недвусмысленные реплики обоих президентов о "запахе крови" над Каспием и "произвольно начертанных картах". Однако в результате двусторонней встречи С. Ниязова и Г. Алиева во время саммита "лед тронулся", и несколькими днями позже Туркменбаши в выступлении по телевидению заявил о возобновлении переговоров с Баку по спорным месторождениям.

Азербайджан

Как считают эксперты, Баку находится в наиболее сложной ситуации по сравнению со своими соседями. Предстоящее строительство нефтепровода БТД требует наращивания объема добычи нефти, а следовательно, привлечения инвесторов для более детальной разведки и разработки новых перспективных блоков шельфа, которые небезосновательно оспариваются Туркменистаном и Ираном.

Азербайджан продолжительное время не реагировал на призывы Туркменбаши приостановить работы на спорных месторождениях до выбора методики проведения срединной линии и определения статуса Каспия, результатом чего стало практическое прекращение диалога между двумя странами. Консультации же с Ираном достаточно активны, и азербайджанская сторона, очевидно, рассчитывает на определенную поддержку Москвы и Ашхабада, а также на протекционизм Вашингтона.

Россия и Казахстан

Россия и Казахстан не настаивают на том, что раздел дна Каспия между остальными странами должен быть таким же, как между ними или Россией и Азербайджаном, относя это к предмету двусторонних согласований и договоренностей. Обе страны не намерены вмешиваться в урегулирование споров на Южном Каспии ни в качестве арбитров, ни в качестве чьих-то сторонников, как не намерены и отступать от своей общей позиции. Несмотря на категорическое неприятие Тегераном "сепаратных каспийских сделок", Астана и Москва в середине мая документально закрепят договоренности по месторождениям Курмангазы, Хвалынское и Центральное.

Казахстан и Россию все больше привлекает их значимость как возможных "дублеров" региона Персидского залива в обеспечении стабильности международного рынка энергоносителей, и "каспийский фактор" их взаимоотношений играет в данном аспекте первостепенную роль.

"Шестой игрок"

"Статус Каспия определяется прочерченной Вашингтоном "осью зла" и арабо-израильским конфликтом" - к такому знаменателю сводятся мнения некоторых экспертов и аналитиков, и это имеет свои основания.

Выступая в начале марта на заседании американо-азербайджанской комиссии по торговле, заместитель госсекретаря США Ричард Армитидж недвусмысленно дал понять, что Вашингтон не останется в стороне в случае оказания Ираном "давления на соседей", подразумевая под этим прошлогодний инцидент в районе месторождения Алов. Еще дальше зашел посол США в Баку Росс Уилсон. Расширенно комментируя слова Р. Армитиджа, он отметил, что заявление последнего "четко определяют озабоченность США по поводу действий Ирана в отношении Азербайджана и нашу решимость поддержать Азербайджан в отношениях с Ираном". Однако официальный Вашингтон поспешил заверить, что заявление Р. Армитиджа не выходит за рамки традиционной американской политики и не означает "военных обязательств", поскольку Азербайджан не является членом НАТО, а поддержка может быть выражена в форме поставок патрульных катеров и радаров.

Вашингтон уже давно ведет свою "нефтяную игру" с каждым из прикаспийских государств. Палестино-израильский конфликт и реальная угроза нефтяного бойкота со стороны мусульманских стран усиливают заинтересованность США в расширении своего влияния на Каспии в долговременной перспективе, в том числе и в военном аспекте. Пока это мотивируется озабоченностью за судьбу вложенных американскими компаниями инвестиций и выражается в материальной и финансовой помощи. Однако всем известно, что аппетит приходит во время еды, и вскоре может настать черед "совместных учений по отражению атак террористов" на нефтепромыслы и другие объекты инфраструктуры на Каспии, которые, бесспорно, нуждаются в охране.

О том, что Россия наиболее самодостаточна в этом отношении, свидетельствует отданное президентом В. Путиным во время посещения Астрахани распоряжение о проведении полномасштабных военных учений в северной и центральной частях Каспийского моря. Планируется, что в них примут участие корабли Каспийской флотилии, подразделения Северо-Кавказского военного округа, погранвойска, части ВВС и ПВО. Как подчеркнул В. Путин, обязательным условием в ходе учений будет взаимодействие по ключевым вопросам с прикаспийскими странами и соблюдение безопасности. Подобное мероприятие будет проводиться на Каспии впервые за постсоветские десять лет и является немаловажным штрихом к общей картине.

"Безнадежный провал" или "отправная точка"

Именно в таком диапазоне оценивают эксперты Ашхабадский саммит. Хотя кардинальных подвижек практически никто не ожидал, отсутствие элементарного коммюнике по его итогам было достаточно неожиданным "холодным душем" даже для скептиков.

Бесспорно, что положительным результатом является сам факт личной встречи пяти президентов в условиях непростой политической обстановки в регионе и в мире в целом. В отличие от экспертов и корреспондентов СМИ сами президенты, похоже, были удовлетворены непосредственным общением, а отсутствие итогового документа склонны объяснять не диаметральной противоположностью политических подходов к проблеме Каспия, а сложностью вопроса и причинами технического характера.

Стороны достаточно четко обозначили свои позиции и договорились о регулярном проведении каспийских форумов на высшем уровне, которые будут проходить по мере подготовки документов по различным аспектам сотрудничества на Каспии. Вопросы регулирования судоходства, рыболовства, сохранение биоресурсов и уникальной экосистемы моря актуальны вне зависимости от степени договоренностей по статусу. Продолжит свою работу и специальная рабочая группа.

Если освоение углеводородов "неразделенного шельфа" являются пока "камнем преткновения" для определения статуса моря, то его международно значимая транспортная составляющая может стать объединяющим фактором экономического сотрудничества. В этом контексте наиболее реалистичным выглядит проект коридора Север-Юг, который при использовании уже существующей на Каспии инфраструктуры соединит Индию и страны Персидского залива с европейскими рынками и только за счет транзита товаров принесет ощутимые экономические выгоды всем участникам проекта.

Прагматичный подход к решению проблемы статуса Каспия объективно необходим, и решение этого вопроса не может "зависать" в бесконечной неопределенности. Однако сложность дальнейшего многостороннего диалога заключается в том, что сложившуюся на Каспии практику освоения ресурсов отменить невозможно, как невозможно признать недействительными уже достигнутые двусторонние соглашения.

Картографическое обозначение модифицированной срединной линии на Северном Каспии можно считать свершившимся фактом. Причем как Астана, так и Москва не намерены затягивать начало практических работ. В ближайшее время Казахстан примет стратегическую программу освоения своей части шельфа, планируется проведение тендера на ряд блоков в районе Мангышлакского полуострова. "Многострадальный" проект трубопровода Баку - Джейхан выходит на стадию практической реализации. Для Азербайджана и Туркмении жизненно важно определиться со спорными месторождениями для расширения своего инвестиционного и нефтяного потенциала. А Иран не намерен отказываться от проекта транзитного нефтепровода к Персидскому заливу и заинтересован в положительном инвестиционном имидже для европейских компаний, активно работающих на офшорных месторождениях углеводородов. Все это - объективные реалии, с которыми невозможно не считаться.

Учитывая, что треугольник Астана - Москва - Баку наиболее прагматичен и позитивен, изменений, по-видимому, следует ожидать по линии двусторонних отношений Азербайджана, Туркмении и Ирана. Как считают некоторые эксперты, в противном случае произойдет "инвестиционный водораздел" моря, и Южный Каспий станет зоной повышенных военно-политических рисков для инвесторов, а географическое расположение новых проектов будет не менее значимо, чем их углеводородные перспективы. Таким образом, бескомпромиссность может стать не просто "тупиковым вариантом", тормозящим экономическое развитие отдельных стран, но и источником непредсказуемого по своим последствиям и выходящего далеко за рамки региона конфликта. Каспийский диалог должен быть объективно "нацелен на успех" - иного здравого решения просто нет.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
"Мы себе такую задачу, как контроль, даже не ставим" 31.05.2002
Марченко пересчитал свое новое хозяйство 30.05.2002
Проблемы с НПЗ 30.05.2002
Даукеев натурализовался как главный академик 30.05.2002
Состоялось первое заседание Совета директоров ЗАО "НК Казакстан темир жолы" 30.05.2002
ЕврАзЭС: процесс пошел? 30.05.2002
Минтранскому не нравятся ни самолеты, ни авиакомпании 30.05.2002
ЗАО "КазТрансОйл" сообщило о смене руководства 29.05.2002
Все хотят в Курмангазы 28.05.2002
Доллар, евро, юань 28.05.2002

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
29.03.24 Пятница
83. МЕДВЕДЕВ Святослав
78. ЖУКОВ Владимир
77. ЕРЖАНОВ Сырымгали
73. НОСОНОВСКИЙ Геннадий
63. МАЗАКОВ Талгат
61. БАЙДАБЕКОВ Ауез
59. АБИШЕВ Азат
59. ЖУМАДИЛЬДАЕВА Наталья
59. ТАБЫЛДИЕВ Коктембек
57. ИМАНТАЕВ Ермек
57. ХАЛИЛИН Ерден
55. ЛАРИЧЕВ Леонид
43. АЙМАГАМБЕТОВ Лашин
43. АХМЕД-ЗАКИ Дархан
42. ХАИРОВА Камилла
...>>>
30.03.24 Суббота
79. КЕРИМБАЕВ Бигали
78. ЗАЙЦЕВА Александра
74. АМАНБАЕВ Кайрат
72. АЙТБЕКОВ Берик
69. ОРДАБАЕВ Галым
67. СЛАБКЕВИЧ Лариса
65. УТЕУЛИНА Ирина
64. ЖУНУСОВ Сарсембек
63. МОМЫНЖАНОВ Каиргали
63. СМАТЛАЕВ Бауржан
61. ПАРФЕНОВ Дмитрий
60. БЕКЕЖАНОВ Сенбай
57. САБДЕНОВ Кайрат
51. ДАРЖИБАЕВ Еренай
42. ЕСИМОВА Анара
...>>>
31.03.24 Воскресенье
76. СЕРКЕБАЕВ Алмас
71. РАИМЖАНОВ Абдыхапар
70. ЧЕСНОКОВ Анатолий
67. МИНЕЕВА Ирина
65. АКМОЛДАЕВА Елена
65. КУБЕЕВ Еркин
63. КЕРИМХАНОВА Гульнара
62. КИМ Марина
62. МЕНДЕКИНОВА Гульжан
56. ЖАНЖУМЕНОВ Талгат
53. АББАС Бауыржан
52. АЛПЫСБАЕВ Канат
50. БЕККАЛИ Мухтар
46. ДЖАУХАНОВ Руслан
46. ЖАКУПОВ Нурлан
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz