Андрей ДОРОНИН, "Экспресс-К", 4 мая
29 апреля во взаимоотношениях членов Таможенного союза - России и Казахстана - произошло два важных события. Во-первых, министр государственных доходов РК Зейнулла Какимжанов встретился в Москве с председателем Государственного таможенного комитета России Михаилом Ваниным. Министры подписали ряд документов, направленных на углубление таможенного сотрудничества двух стран. Во-вторых, много раз упомянутое в документах это самое сотрудничество двинулось вдруг в совершенно противоположную от "углубления" сторону. Россия распространила "свои" новые правила транзитного оформления въезжающих в страну автомобилей на страны Содружества. Таким образом, для всех казахстанцев, въезжающих в Россию на собственной машине или перегоняющих через территорию РФ иномарку для последующей растаможки в Казахстане, создано мощное бюрократическое препятствие.
Отныне каждый гражданин Казахстана, равно как и любой другой страны Содружества, въезжая в Россию на машине с двигателем емкостью до 2500 кубов, обязан внести так называемый транзитный залог в полторы тысячи евро на депозитный счет местного таможенного управления. Если объем двигателя превышает показатель в 2,5 тыс. кубиков, сумма залога составляет две с половиной тысячи евро.
Как пояснили автору в пресс-службе Государственного таможенного комитета, такая мера предпринята в связи с ужесточением государственного контроля за ввозом автотранспорта на территорию России. По мнению специалистов ГТК, каждая третья въезжающая в Россию якобы "транзитная" машина границу в обратном направлении не пересекает: иномарки продают в России или разбирают на запчасти и опять же сбывают с рук. Таможенники думают, что введение транзитного залога никак не отразится на тех, кто не собирается нелегально продать машину в России: залог будет возвращаться сразу же, как только четырехколесное средство покинет территорию страны. Если речь идет о транзите иномарок из Европы, Японии или США через Россию в страны Содружества, таможня обещает возвратить деньги, как только владелец предоставит документы о том, что машина растаможена в той стране СНГ, куда и держала путь. Тем, кто отправляется покупать машину за рубеж и планирует гнать ее своим ходом в Казахстан через Россию, российские таможенники рекомендуют внести залог перед поездкой - чтобы при въезде в страну не возникло проблем.
Вряд ли подобные объяснения можно назвать удовлетворительными. Полтора года назад схожие транзитные правила ввела Белоруссия, и практически все автопутешественники знают, насколько они "удобны".
Во-первых, не каждый казахстанец, приехавший в Россию по делам на машине, располагает суммой в полторы или две с половиной тысячи евро - даже если деньги действительно вернутся в целости и сохранности. Поскольку счета таможни обслуживает целиком государственный сбербанк, на деле процедура внесения и получения залоговой суммы наверняка обернется многочасовыми, если не многодневными очередями.
Очевидна непродуманность новых правил: если казахстанский предприниматель приехал в Россию за товаром на собственной старенькой "Газели", неужели первым делом он бросится ее продавать? Да и кто купит нерастаможенную машину с иностранными номерами? На эти вопросы в ГТК ответить затруднились, дав комментарий загадочный и лаконичный: закон есть закон.
Во-вторых, всем иностранцам, купившим иномарки в Европе или Японии (иных путей доставки машины в Казахстан, кроме как через территорию России, в этом случае просто нет), придется оставлять залог, гнать машину домой, оформлять таможенные документы и только потом снова возвращаться в Россию за собственными деньгами.
Таможенники равнодушно пожимают плечами, поясняя, что подобная практика существует во всем мире. Вранье. Во всем мире импорт иномарок вообще явление редкое: практически во всех развитых государствах существуют заводы иностранных производителей: "Форд" делает автомобили в Гамбурге и под Парижем, а сборочные производства "Дамлер-Крайслер" и "Фольксваген-Ауди" есть в США, Канаде и Австралии.
Кроме того, ссылки на общемировую практику выглядят по меньшей мере некорректными, поскольку Россия и Казахстан наряду с другими государствами Содружества объединены рамками Таможенного союза. В этих самых рамках два с половиной года назад в Минске между членами союза было подписано Соглашение о порядке транзита через территории государств - участников СНГ. В единственном подлинном экземпляре этого документа, хранящемся в исполнительном комитете Содружества, говорится: "Стороны не облагают таможенными пошлинами и налогами транспортные средства, ввозимые из государств, не участвующих в настоящем Соглашении, на таможенную территорию Стороны транзитом через таможенные территории других Сторон; перемещаемые между сторонами транзитом через таможенные территории других Сторон; вывозимые с таможенной территории Сторон в государства, не участвующие в настоящем Соглашении". И далее: "…К транспортным средствам не применяются меры экономической политики: ограничения/условия на ввоз и вывоз, включающие квотирование, лицензирование, установление цен, а также другие меры регулирования взаимодействия национальной экономики с мировым хозяйством". Соглашение подписано главами правительств всех без исключения стран Содружества. По сути дела этот документ предоставляет гражданам государств конфедерации право беспрепятственно пересекать границы в рамках Таможенного союза без каких-либо залогов и пошлин в транзитном порядке.
По сути дела, введя новые правила, Россия соглашение нарушила. Собственно говоря, и правил этих до сих пор никто не видел: текст не опубликован в СМИ, отсутствует в апрельском таможенном бюллетене, не выложен на официальный web-сайт ГТК и в раздел "документы" сайта правительства РФ.
Корреспонденту "ЭК" удалось-таки добыть текст этого документа. И вот что любопытно: подписан он был Михаилом Ваниным действительно 29 апреля, но в действие должен вступить только 15 мая. Однако таможенники применяют его на практике уже с момента подписания.
Например, в таможенном управлении Астрахани автору сообщили, что с 29 апреля у всех въезжающих в Россию на личных автомобилях граждан РК, а также у всех, выезжающих из России в Казахстан на только что ввезенных в РФ иномарках, будут требовать квитанцию об уплате залога. Сотрудники таможни не стали скрывать, что у шлагбаума образовалась огромная очередь, - чтобы отстоять ее, требуется примерно двенадцать часов. Всех, кто заплатить не в состоянии, заворачивают обратно. По словам таможенников, в Россию за сутки не впустили двенадцать автопутешественников из РК и семерых перегонщиков иномарок в Казахстан. На вопрос, как быть этим людям в случае, если оставить залог они не могут из-за отсутствия денег, сотрудники таможни отвечают кратко, но "убедительно": "Не наши проблемы".
Похожая ситуация и в Саратове: там отказались назвать конкретные цифры, но факт существования очереди на границе подтвердили. Саратовские таможенники даже посетовали, что действовать приходится на основании устного указания из Москвы: документа у них нет. Зато есть открытый в сбербанке депозитный корреспондентский счет для внесения залога.
А самарские таможенники и вовсе не слышали о новых правилах - видимо, майские праздники каким-то образом задержали распространение служебных инструкций. В Самарской области казахстанцев на автомобилях через границу пропускают беспрепятственно.
Забавнее всего поступили в Оренбурге. О новых условиях транзита там тоже знают лишь понаслышке, и потому казахстанцев, имеющих национальный паспорт, попросту не пускают до прояснения обстоятельств, а гражданам РК, еще не успевшим расстаться с "серпасто-молоткастым" документом, удостоверяющим личность, не чинят никаких препятствий. "Очереди у нас немаленькие", - говорят оренбургские таможенники.
На новых правилах транзита автомобилей уже зарабатывают деньги предприимчивые российские бизнесмены: оренбургский Кредсоцбанк объявил о программе залогового кредитования. Суть проста: любой гражданин, не располагающий суммой для внесения залога, может обратиться в отделение банка, и деньги будут перечислены на счет таможни. Стоит такая услуга 150 долларов за месячный кредит в полторы тысячи евро. В качестве возвращения залога таможня перечисляет деньги обратно в банк.
В Государственном таможенном комитете России не дали четкого ответа на вопрос, введено ли взимание залога как постоянное условие транзита или это мера временная и стабилизационная. Сотрудники отдела транзитного контроля ограничились довольно расплывчатым комментарием:
- Наверное, временно. А на какой срок - трудно сказать. Когда в Россию перестанут ввозить нелегальные иномарки, прикрываясь транзитом, когда закончится реформа автопрома, может быть, и отменят. А может быть, и нет.
Готовьте деньги, господа! |